Тема 1. Социальная организация как социальная система
Раздел 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Понятие социальной организации может относиться к трем различающимся между собой феноменам[1].
Во-первых, оно может подразумевать искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус (например, орган власти, ассоциация, предприятие и т. п.). Именно это понимание социальной организации с точки зрения уровня формирования и функционирования социальных отношений имеет для нас особое значение, так как определяющим признаком здесь является цель. В данном случае организация выступает как целевой объект, как целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей и, наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение целей общих. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), во втором – возникают различные общественные организации (ассоциации). Коллективное целедостижение, в свою очередь, вызывает необходимость иерархии в управлении.
Во-вторых, понятие «организация» может совпадать с понятием «управление», хотя, конечно, не исчерпывает его. В данном случае «социальная организация» означает деятельность по распределению функций, координации и т.п., т.е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры организатора и организуемых.
В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.
Схематично эти три подхода к понятию социальной организации представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Различные подходы к понятию социальной организации
Поскольку речь идет не просто об организации, а о социальной организации, важно определять именно социальные свойства ее. К их числу, например, относятся: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая в себя социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности-конфликтности и т.д. (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Социальные свойства организации
Итак, анализ социальной организации должен включать в себя все перечисленные выше аспекты. Более того, любые ее элементы, процессы, проблемы должны быть рассмотрены в каждом из этих измерений. Так, индивид в организации одновременно выступает и как работник, и как личность, и как элемент системы (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Индивид в организации
Любое подразделение организации есть функциональная единица, малая или большая социальная группа и подсистема (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Подразделение в организации
Подобный подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Основные системообразующие качества социальной системы
Тот факт, что сами системообразующие качества, характеризуя систему в целом, выражают разные ее «стороны», подтверждает мнение о том, что социальные системы являются наиболее сложными. Кроме того, и основной их элемент – человек – имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора поведения. Именно поэтому для социальной системы характерны неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости. Данные свойства социальных систем обусловили поиск путей снижения их сложности и неопределенности функционирования. При этом возможны следующие варианты:
· сужение диапазона управления;
· упрощение структуры организации, стандартизация организационных связей и норм;
· повышение разрешающей способности управления.
Перечисленные выше пути упрощения (снижения сложности) социальных систем применимы ко всем их видам, в том числе и к социотехническим системам, в которые наряду с человеком, входят и элементы другой природы (техника, материалы). Такие социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе информационных, управленческих и т.п. Эффективность деятельности таких организаций оценивается обычно через степень достижения поставленных целей.
Выделяют два типа социотехнических систем:
1) предприятия, занятые производством и распределением материальных ценностей и услуг;
2) учреждения, функционирующие в сфере умственного труда.
К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму – образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные, проектные.
С другой стороны, все социотехнические системы сталкиваются с проблемой «личность – общество». С этой точки зрения их также можно разделить на две группы: 1) занятые удовлетворением человеческих потребностей («работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, обеспечивая рекреацию) и 2) занятые в сфере общественной интеграции («работающие на целое», осуществляя социальный контроль, социальное управление).
Кроме того, можно выделить и промежуточную группу организаций, занятых социализациейи, следовательно, «работающих и на каждого, и на целое общество». К ним относятся воспитательные, образовательные, информационные учреждения, учреждения здравоохранения. Основные виды социотехнических систем представлены на рис. 1.6.
Рис. 1.6. Основные виды социотехнических систем
Каждая социальная организация, как уже отмечалось, очень сложна. Поэтому необходим многомерный подход к ее изучению. Учитывая это, кроме перечисленных, следует отметить и такую функцию организации, какучастие в общественных отношениях.
С этой точки зрения выделяются следующие типы организаций:
· организации, партнерами которых являются другие организации;
· организации, партнером которых является массовый потребитель (какие-то категории населения).
Организации первого типа являются участниками межорганизационных отношений, содержание которых составляют те или иные промежуточные результаты деятельности, например хозяйственной (оптовая база и магазин, аптека и больница, предприятия, изготавливающие комплектующие изделия и конечную продукцию и т.п.). Во втором случае организации выступают как участники организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта, куда сходятся нити всех предыдущих связей. Поведение этой среды более неопределенно и стихийно.
Организационно-массовые отношения – важнейшая форма общественного взаимодействия. Организации, функционирующие в среде этих отношений, являются источником актуальной социальной информации (об удовлетворенности, предпочтениях, напряженности и т.д.). Сложность и важность данных отношений так велики, что для их изучения необходима дальнейшая более дробная их характеристика. В частности, среди них надо выделить хотя бы еще две группы отношений, а именно:
· осуществляющиеся вне организации (аудиторные);
· осуществляющиеся внутри организации (клиентурные).
Эти группы отношений различаются степенью интенсивности и обратного влияния. Кроме того, в рамках каждой группы, в свою очередь, существуютразличия в контактах – возникающих индивидуализированно или совместно. Так, применительно к аудиторным связям, индивидуализи-рованы контакты со «скорой помощью», милицией, службой пожарной охраны, таксомоторным парком и т.п., к клиентурным – с организациями бытового обслуживания, больницами, торговыми учреждениями и т.п. Совместно же формируются контакты, например, со средствами массовой информации, общественным транспортом, кинотеатрами (применительно к аудиторным связям); с учебными заведениями, спортивными организациями и т. п. (применительно к клиентурным связям).
В общем виде различные общественные связи организаций представлены на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Формы связей организаций с партнерами
Тем