Тема 1. Социальная организация как социальная система

Раздел 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Понятие социальной организации может относиться к трем различающимся между собой феноменам[1].

Во-первых, оно может подразумевать искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус (например, орган власти, ассоциация, предприятие и т. п.). Именно это понимание социальной организации с точки зрения уровня формирования и функционирования социальных отношений имеет для нас особое значение, так как определяющим признаком здесь является цель. В данном случае организация выступает как целевой объект, как целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей и, наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение целей общих. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), во втором – возникают различные общественные организации (ассоциации). Коллективное целедостижение, в свою очередь, вызывает необходимость иерархии в управлении.

Во-вторых, понятие «организация» может совпадать с понятием «управление», хотя, конечно, не исчерпывает его. В данном случае «социальная организация» означает деятельность по распределению функций, координации и т.п., т.е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры организатора и организуемых.

В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

Схематично эти три подхода к понятию социальной организации представлены на рис. 1.1.

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.1. Различные подходы к понятию социальной организации

Поскольку речь идет не просто об организации, а о социальной организации, важно определять именно социальные свойства ее. К их числу, например, относятся: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая в себя социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности-конфликтности и т.д. (рис. 1.2).

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.2. Социальные свойства организации

Итак, анализ социальной организации должен включать в себя все перечисленные выше аспекты. Более того, любые ее элементы, процессы, проблемы должны быть рассмотрены в каждом из этих измерений. Так, индивид в организации одновременно выступает и как работник, и как личность, и как элемент системы (рис. 1.3).

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.3. Индивид в организации

Любое подразделение организации есть функциональная единица, малая или большая социальная группа и подсистема (рис. 1.4).

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.4. Подразделение в организации

Подобный подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие (рис. 1.5).

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.5. Основные системообразующие качества социальной системы

Тот факт, что сами системообразующие качества, характеризуя систему в целом, выражают разные ее «стороны», подтверждает мнение о том, что социальные системы являются наиболее сложными. Кроме того, и основной их элемент – человек – имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора поведения. Именно поэтому для социальной системы характерны неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости. Данные свойства социальных систем обусловили поиск путей снижения их сложности и неопределенности функционирования. При этом возможны следующие варианты:

· сужение диапазона управления;

· упрощение структуры организации, стандартизация организационных связей и норм;

· повышение разрешающей способности управления.

Перечисленные выше пути упрощения (снижения сложности) социальных систем применимы ко всем их видам, в том числе и к социотехническим системам, в которые наряду с человеком, входят и элементы другой природы (техника, материалы). Такие социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе информационных, управленческих и т.п. Эффективность деятельности таких организаций оценивается обычно через степень достижения поставленных целей.

Выделяют два типа социотехнических систем:

1) предприятия, занятые производством и распределением материальных ценностей и услуг;

2) учреждения, функционирующие в сфере умственного труда.

К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму – образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные, проектные.

С другой стороны, все социотехнические системы сталкиваются с проблемой «личность – общество». С этой точки зрения их также можно разделить на две группы: 1) занятые удовлетворением человеческих потребностей («работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, обеспечивая рекреацию) и 2) занятые в сфере общественной интеграции («работающие на целое», осуществляя социальный контроль, социальное управление).

Кроме того, можно выделить и промежуточную группу организаций, занятых социализациейи, следовательно, «работающих и на каждого, и на целое общество». К ним относятся воспитательные, образовательные, информационные учреждения, учреждения здравоохранения. Основные виды социотехнических систем представлены на рис. 1.6.

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.6. Основные виды социотехнических систем

Каждая социальная организация, как уже отмечалось, очень сложна. Поэтому необходим многомерный подход к ее изучению. Учитывая это, кроме перечисленных, следует отметить и такую функцию организации, какучастие в общественных отношениях.

С этой точки зрения выделяются следующие типы организаций:

· организации, партнерами которых являются другие организации;

· организации, партнером которых является массовый потребитель (какие-то категории населения).

Организации первого типа являются участниками межорганизационных отношений, содержание которых составляют те или иные промежуточные результаты деятельности, например хозяйственной (оптовая база и магазин, аптека и больница, предприятия, изготавливающие комплектующие изделия и конечную продукцию и т.п.). Во втором случае организации выступают как участники организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта, куда сходятся нити всех предыдущих связей. Поведение этой среды более неопределенно и стихийно.

Организационно-массовые отношения – важнейшая форма общественного взаимодействия. Организации, функционирующие в среде этих отношений, являются источником актуальной социальной информации (об удовлетворенности, предпочтениях, напряженности и т.д.). Сложность и важность данных отношений так велики, что для их изучения необходима дальнейшая более дробная их характеристика. В частности, среди них надо выделить хотя бы еще две группы отношений, а именно:

· осуществляющиеся вне организации (аудиторные);

· осуществляющиеся внутри организации (клиентурные).

Эти группы отношений различаются степенью интенсивности и обратного влияния. Кроме того, в рамках каждой группы, в свою очередь, существуютразличия в контактах – возникающих индивидуализированно или совместно. Так, применительно к аудиторным связям, индивидуализи-рованы контакты со «скорой помощью», милицией, службой пожарной охраны, таксомоторным парком и т.п., к клиентурным – с организациями бытового обслуживания, больницами, торговыми учреждениями и т.п. Совместно же формируются контакты, например, со средствами массовой информации, общественным транспортом, кинотеатрами (применительно к аудиторным связям); с учебными заведениями, спортивными организациями и т. п. (применительно к клиентурным связям).

В общем виде различные общественные связи организаций представлены на рис. 1.7.

 
  Тема 1. Социальная организация как социальная система - student2.ru

Рис. 1.7. Формы связей организаций с партнерами

Тем

Наши рекомендации