Основные термины делопроизводства
Тема №1: Основные понятия делопроизводства
Введение
Делопроизводство (Документационное обеспечение управления - Office Work) - это специфическое направление деятельности, которое заключается:
1. в составлении и оформлении документов (документирование)
2. в организации работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка к сдаче в архив, уничтожение).
Своевременность и правильность принятия управленческого решения зависит от того, насколько правильно составлен и оформлен документ, и организована работа с ним.
В документах отражается и учитывается деятельность организации, фирмы, предприятия.
Управление организацией требует создания многих видов документов, например:
1. коллегиальная деятельность учредителей фиксируется в протоколах и решениях;
2. распорядительная деятельность руководителя фиксируется в приказах и распоряжениях;
3. работа ревизионных комиссий фиксируется в актах, справках и протоколах;
4. текущая служебная деятельность должностных лиц и работников фиксируется в докладных, служебных и объяснительныхзаписках;
5. производственно-хозяйственная деятельность подразделений - в договорах, актах, справках, коммерческой переписке;
6. управление персоналом и трудовые отношения - в приказах по личному составу, заявлениях, докладных и объяснительных записках.
7. учет и отчетность фиксируется в бухгалтерских документах (журналы-ордера, оборотные ведомости, бухгалтерский баланс и др.)
Основные положения
Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной, созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве
Функции всех видов, применяемых на практике документов, являются общими для всех организаций и учреждений РФ,
Функция фиксирования информации обеспечивает ее сохранение, накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Регистрация явлений, делает документ основанием для учета, доказательства или исторического источника.
Документы обслуживают различные функции управленческой деятельности организации, такие как:
1. организационно-распорядительную
2. планирование
3. прогнозирование
4. учет и отчетность
5. финансирование
6. правовую и юридическую стороны деятельности
7. снабжение и реализацию
8. техническую
При этом они выступают как самостоятельные системы документации.
Система документации - это совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности. Например:
1. Организационно-распорядительная
2. Техническая
3. Кадровая
4. Юридическая
5. Бухгалтерская
6. Технологическая и другие
В управленческой и юридической деятельности документ выступает как предмет труда и результат труда работника.
Предметом делопроизводства является система информации:
· одокументировании деятельности современной организации;
· о работе с документами в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов.
При оформлении документации должны учитываться требования:
· к подготовке документов;
· к их систематизации и хранению.
Выполнение этих требований, со стороны государства, контролируется:
1. Государственной налоговой службой, при проведении инспекторских проверок;
2. Федеральной архивной службой, при обработке архива организации;
3. Аудиторскими организациями, при проведении независимых ревизий и проверок;
4. Арбитражными судами, по хозяйственным спорам;
5. Судами, при рассмотрении исков по трудовым спорам.
Выполнение Единых правил оформления документов обеспечивают:
1. Юридическую силу документа;
2. Оперативное и качественное составление и исполнение документа;
3. Организацию быстрого поиска документа;
4. Эффективное использование средств вычислительной техники и связи.
Руководители организаций несут персональную ответственность за документальный фонд, образующийся в организации.
Работники организации, связанные с оформлением и хранением документов несут материальную ответственность за их сохранность.
Основные термины делопроизводства
1. Юридическая сила документа -это свойство официального документа, сообщаемое ему:
· действующим законодательством;
· компетенцией должностных лиц или издавшего его органа;
· установленным порядком оформления.
2. Официальный документ -это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
3. Подлинник официального документа - это первый (или единичный) экземпляр документа, обладающий юридической силой.
4. Документирование -это процесссоздания и оформлениядокумента. Госстандарт определяет документирование как "запись информации на различных носителях по установленным правилам".
5. Правила документирования - это требования и нормы, устанавливающие порядок создания документов.
6. Оформление документа -это проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.
7. Реквизит - это отдельный элемент документа, имеющий определенный состав, месторасположение и форматирование.
8. Вид документа - это принадлежность письменного документа к системе документации по признакам содержания и целевого назначения.
9. Автор документа - это физическое или юридическое лицо, создавшее документ.
10. Должностное лицо - это работник учреждения или организации, наделенный правом принимать управленческие решения.
11. Администрация - это органы или должностные лица, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.
12. Аппарат управления - это совокупность работников учреждения, выполняющих управленческие функции.
13. Организация работы с документами - это обеспечение движения документов в аппарате управления, их использование в справочных целях и хранение.
14. Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
15. Текстовый документ - это документ, содержащий речевую информацию, зафиксированную каким-либо способом письма или звукозаписи.
16. Унифицированная форма документа - это совокупность реквизитов установленных, в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
17. Унифицированная система документации (УСД) - это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
18. Информационная культура - это совокупность методов, приемов и навыков по сбору, хранению, обработке и созданию информации.
19. Уровень информационной культуры - это степень упорядоченности, системности, эффективности, а также относительный объем использования новых информационных технологий.