Способы и средства развития творческого мышления в процессе школьного обучения истории

Выполнила:

Студентка исторического факультета

гр.ОЗ-41 Сагитилова М.

Научный руководитель:

Профессор кафедры истории России,

доктор культурологии

Кучерук И.В.

Астрахань- 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

§1. Анализ разработанности проблемы развития творческого мышления у школьников………………………………………………………………………

§2. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс……………………………………………………………………….....

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТИМУЛИРУЮЩИХ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

§1.Способы развития творческого мышления на уроках истории………………………………………………………………...................

§2. Использование приемов ТРИЗ на уроке истории ,как средство развитие творческих способностей школьников.………………………………………………………………………

Введение

Актуальность. На современном этапе развития общества, в связи с высоким темпом развития науки и техники, появилась потребность в творчески развитой личности, появлением новых информационных технологий быстро возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.

Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности. Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории . Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Решение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения опыта ведения диалога и дискуссии. Поэтому арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.

Разработкой этой проблемы занимались зарубежные исследователи такие как, Дж. Гилфорд , Н. Марш, Ф. Хеддон , Л. Кронбах , Е. П. Торренс, И. Я. Лернер и отечественные исследователи В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин, А.Г Алейников , Е. А. Яковлева , Я А. Пономарев и А. З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М. И. Махмутов и Л. М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л. В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения. Их работы стали теоретической основой исследования в данной курсовой работе.

Объектом исследования в данной курсовой является процесс обучения истории в школе.

Предметом является, изучение методов и средств обучения истории направленное на развитие творческого мышления у школьников.

Цель:

Анализ проблемы развития творческого мышления в процессе обучения в теоретическом и практическом аспектах .

Задачи исследования:

1. Проследить эволюцию понятия творческого мышления.

2. Проанализировать разработанность проблемы развития творческого мышления .

3. Рассмотреть различные методы и средства, стимулирующие развитие творческих способностей.

4. Проследить опыт применения интерактивных методов обучения истории в школе направленный на развитие творческих способностей.

В курсовой работе использованы следующие методы: сравнительный, анализа монографий и статей, теоретический метод педагогического исследования и наблюдение реального процесса обучения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

1.1 Анализ разработанности проблемы развития творческого мышления

Существует точка зрения о том, что мышление - это наименее изученный объект исследования многих психологов и педагогов.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с таким термином как «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что решение проблемных ситуаций зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления исследователи Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е. П. Торренс , назвали креативностью которую стали изучать отдельно от интеллекта. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

· беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

· гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

· оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

· любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

· способность к разработке гипотезы;

· ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

· фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

· способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д. Е.П.Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

· легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;

· гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

· оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

· точность выполнения заданий [5, с.122-123].

В отечественной психологии также широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [6, с.23]. По В. Н. Дружинину, творческое мышление это такое мышление, которое связанно с преобразованием знаний (сюда он относит воображение и фантазию) [3, с.112].

Я. А Пономарев в своих работах говорил о том, что суть творческого мышления сводится, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [8, с.10].

Я А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин считали, что творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого мышления, большинство исследователей подчеркивают его бессознательность и неконтролируемость волей и разумом. Вторым признаомк творческого мышления , является спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и т.д. Итак, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Одними из показателей, характеризующих творческое мышление, являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Наши рекомендации