Фотографирование трупов

При обнаружении трупа на снимках должны быть зафиксированы: а) положение трупа относительно окружающей обстановки; б) его поза; в) повреждения на трупе и его одежде, а также отобразившиеся на теле трупа или одежде различные следы; г) приметы внешности, если личность потерпевшего не установлена. Это достигается путем ориентирующей, об­зорной, узловой, детальной и опознавательной съемок.

Ориентирующая съемка трупа фиксирует его положение относи­тельно отдельных деталей обстановки места происшествия. На открытой местности такими деталями могут быть отдельные деревья, кусты, следы вокруг трупа, различные предметы - вещественные доказательства; в по­мещении - часть пола, кровать, стулья, орудия убийства. Для большего ох-

193вата окружающей обстановки труп фотографируют с двух или четырех сторон. На обзорных снимках труп не должен занимать более '/3 кадра. Ес­ли труп замаскирован (забросан ветками, спрятан в кустах), то ориенти­рующую съемку делают без нарушения маскировки.

Для фиксации позы трупа применяется узловая съемка. Изображение трупа располагается посередине кадра изолированно от окружающей об­становки крупным планом. Для лучшей передачи позы трупа его фотогра­фируют сверху. Кроме того, труп должен быть сфотографирован сбоку с двух сторон. По возможности следует избегать такого положения аппарата при съемке, когда возникают чрезмерные перспективные искажения. Они исключаются, если средняя линия трупа1 перпендикулярна оптической оси аппарата. Однако иногда приходится снимать труп со стороны головы или ног (в тесных помещениях, узких коридорах, проемах дверей и т. п.). В та­ких случаях искажения неизбежны.

Если требуется получить на одном узловом снимке как можно более детальное изображение трупа, применяется панорамная съемка, то есть труп фотографируется по частям, а затем монтируется общий снимок.

Расчлененные трупы фотографируют на месте обнаружения в том виде, в котором обнаружена каждая часть, а затем делается снимок трупа в целом, в собранном виде. Замерзший труп фотографируют до оттаивания и после.

На узловых снимках трупа фиксируются отдельные части тела, на­пример голова, если на ней имеются характерные повреждения, или рука с находящимся рядом оружием.

Отдельные повреждения и следы на трупе фотографируются по пра­вилам детальной съемки. На снимках должно быть видно расположение ссадин, ран, кровоподтеков и трупных пятен, а также их форма и характер­ные особенности. Поэтому повреждения и трупные явления фотографиру­ют сначала в менее крупном масштабе, а затем в более крупном, применяя съемку с миллиметровым масштабом.

Опознавательная съемка трупа проводится после его осмотра по тем же правилам, что и опознавательная съемка живых лиц. Труп фотографи­руется в фас, левый и правый профиль (поясные снимки в '/7 натуральной величины), а также делается два снимка в 3/4 оборота. Кроме того, труп фо-

Средней называется мысленная линия, которая делит труп вдоль на две равные

тографируют во весь рост в одежде и обуви, в которой он обнаружен. Если одежды на трупе нет, тело закрывается до шеи простыней (руки должны быть открыты). Обычно опознавательная съемка трупа производится в морге, но в случаях, не терпящих отлагательства, - на месте происшествия.

Перед съемкой одежду и лицо трупа приводят в порядок (производят так называемый туалет трупа) с тем, чтобы по возможности придать лицу умершего прижизненный облик. Для съемки в фас аппарат на штативе ста­вится над трупом объективом вниз, а для получения снимков в профиль труп укладывается на стол, и аппарат располагается сбоку. Фотосъемка следов рук

Следы пальцев рук, обнаруженные на месте происшествия, могут быть бесцветные и окрашенные. Поэтому соответственно и применяют те или иные способы съемки.

При фиксации следов пальцев, окрашенных кровью, красками, чер­нилами и тому подобными веществами, употребляются светофильтры. Ес­ли следы оставлены на цветной поверхности, светофильтр подбирается с расчетом усиления контраста между фоном и следом. Освещение в этих случаях обычно рассеянное, равномерное.

Для слабовидимых, неокрашенных следов необходимо использовать пучок света, направленный под определенным углом к поверхности, на ко­торой обнаружен след. Съемку желательно производить в затемненном помещении.

Следы пальцев рук следует фотографировать в натуральную величи­ну, диафрагмируя объектив для получения максимальной резкости. Следы на стекле фотографируются в просвет.

Для съемки следов рук на местах происшествий сконструированы портативные фотографические приборы, позволяющие получать изображе­ние в натуральную величину или увеличенном виде. Простейшим приспо­соблением такого рода, используемым в оперативной практике, является ме­таллический или пластмассовый конус, скрепляемый с объективом мало­форматного фотоаппарата. Между объективом и камерой ввинчивается про­межуточный тубус или удлинительные кольца для съемки в крупном мас­штабе. Высота конуса рассчитывается так, чтобы при установке его основа­ния на плоскость со следом на пленке получилось резкое изображение следа.

195Фотографирование следов ног и транспортных средств

Для выявления мелких особенностей объемных (вдавленных) следов применяется боковое освещение, дающее возможность выявлять рельеф следа.

При съемке на открытой местности боковое освещение следов на грунте может быть создано при помощи отражательных экранов из под­ручных средств: листов бумаги, чистой фанеры, белой жести. Свет, отра­женный от экрана, направляют на след сбоку. При этом образуются тени от неровностей рельефа следа, особенно хорошо выявляются на снимках следы от обуви или протектора колес. Применяя искусственные источники света, необходимо освещать след с двух сторон: сверху рассеянным светом и сбоку направленным. Наилучший угол освещения подбирается опытным путем в зависимости от особенности следов. Рядом со следом укладывает­ся миллиметровый масштаб, который должен находиться на одном уровне с плоскостью следа.

Поверхностные следы фотографируют при рассеянном освещении. При этом необходимо следить, чтобы плоскость пленки в фотоаппарате была параллельна плоскости следа. Для съемки следов аппарат лучше все­го установить на штативе. Следы на снегу снимают с желтым светофильт­ром, на объектив одевается бленда.

Наши рекомендации