Функциональные и командные роли
При работе в группе или команде мы выполняем роли двух типов:
1) Функциональная – которая базируется на профессионализме и опыте
2) Командная – в основе, которой определены личные качества или то, как мы выполняем формальные роли.
Это различие ролей было замечено и исследовано М.Белбином. Он вычленил 9 ролей.
Командная роль | Необходимые личные качества | Допустимые недостатки |
Мыслитель (генератор) | Творческая направленность, неординарность мышления, стремление к новаторству, источник оригинальных идей. | Недостаточный опыт межличностного общения, психологическая неустойчивость, тормозит на рассмотрении «интересных идей». |
Исполнитель | Притворяет идеи в практические действия, превращает решения в легко решаемые задания, вносит упорядоченность в деятельность команды | Недостаточная гибкость, неприязнь к фантастическим идеям, неприязнь к частым изменениям планов |
Финишёр (доводчик) | Усердие и добросовестность, следит за тем, чтобы задания выполнялись вовремя, | Чрезмерная обеспокоенность состоянием дела, склонность к внутренним переживаниям, |
отслеживает своевременность выполнения задания | нежелание перепоручать свои обязанности, неприятие несерьезного отношения к его обязанностям со стороны других | |
Оценщик (критик) | Беспристрастен в анализе ситуаций, стратегический подход и проницателен в оценке, точность суждений и стремление рассмотреть все возможные варианты решения | Недооценка факторов стимулирования и воодушевления людей, недостаточное вдохновение и творческое воображение, способность сбивать других с толку и подавлять их инициативу |
Разведчик ресурсов (исследователь ресурсов) | Владеет искусством ведения переговоров и разнообразных контактов, собирает информацию, устанавливает контакты извне, обладает талантом импровизации, энтузиаст, энергичен, любит сходится с людьми. | Теряет интерес по мере угасания энтузиазма, перескакивает с одной задачи на другую, нуждается в повышенном контроле. |
Формирователь (организатор) | Постоянно ориентирован на решение задачи, стимулирует всех, предает планам реальную форму, побуждает работать интенсивнее с полной отдачей сил | Легко переходит в состояние раздражения и разочарования, импульсивен, нетерпелив, нетерпим к нечетким формам и нерешительным действиям |
Коллективист (командный игрок, душа компании) | Способствует гармонизации отношений, снятию конфликтов, внимателен к собеседнику, опирается на мнение другого, чуток. | Нерешителен в кризисных ситуациях, стремится избежать обострений, изменений, мягкость, доброта. |
Председатель (координатор) | Четко формулирует цели, способствует эффективному принятию решений, хорошо выполняет функцию ведущего, имеет хорошие коммуникационные навыки, социальный лидер | Производит впечатление человека склонного к манипуляции, может приписывать себе заслуги команды, склонен к переложению своих обязанностей на других |
Специалист | Целеустремлен, способен контролировать усилия, обладает редкими навыками и знаниями,, инициативен, всецело отдается работе. | Полезен только в узкой профессиональной сфере, зачастую обладает слабыми коммуникационными навыками, «часто за деревьями не видит леса». |
Во время работы над задачей значимость командных ролей может изменяться. Начало работы - за мыслителем, претворение проекта - за исполнителем, при наличии цели дело за координатором, получение стимулов и энергии от формирователя, для переговоров – исследователь ресурсов, для сдерживания энтузиазма всех нужен критик (оценщик), трения снимаются коллективистом, специалист нужен в узких ключевых моментах, а доводчик не упускает ни малейшей детали.
Вывод:
- каждый человек может выполнять от 1 до 4 ролей;
- некоторые вторичные роли требуют от нас дополнительных усилий;
- взявшись за роли, не отвечающие нам, мы будем испытывать дискомфорт и бесполезность для команды;
- любая команда не зависит от численности, она имеет больше шансов быть эффективной, если она обладает всем набором ролей;
- следует терпимее относиться к допустимым недостаткам и учится управлять ими, а не искоренять их;
- 10 % индивидов не способны ни к какой командной работе и не стоит принуждать их к этому.
Типы поведения участников:
1. Выдвижение предложений и инициатив;
2. Подведение итогов (суммирование);
3. Функции привратника;
4. Диагностика (анализ недостатков);
5. Поощрение;
6. Поиск и передача;
7. Разрешение конфликтов;
8. Оценивание;
9. Высказывание мнений;
10. Обращение к чувствам;
11. Удовлетворение физических потребностей;
12. Принятие решений.
Эгоистические типы поведения:
1. Блокирование или создание трудностей;
2. Навязывание одобрения (мы заставим жалеть себя);
3. Устранение, отказ от участия в командной работе;
4. Набор очков, стремление переиграть;
5. Злоупотребление положением;
6. Принижение (растворение);
7. Атака и защита.
Если мы используем эгоистические типы поведения, то никакая командная работа не будет эффективна.
Мозговой штурм.
1. Подготовка;
2. Разминка;
3. Формулировка проблемы;
4. Генерация идей;
5. Экспертиза;
6. Формулировка решения проблем.