Этика в организации (более подробно)
Этика. Лекция №1
"Декларация Ко"
Декларация Ко «Принципы бизнеса» была принята в 1994 году в швейцарском городе Ко руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии в стремлении синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур.
Принципы международного бизнеса (Декларация Ко) – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.
Декларация Ко – концентрированный свод этических принципов международного бизнеса. Он состоит из следующих принципов:
Принцип 1 Ответственность бизнеса:от акционеров – к владельцам своей доли в бизнесе.
Ценность бизнеса для общества заключается в благосостоянии и рабочей занятости, которые он порождает, а также в пользующихся спросом товарах и услугах, которыми он обеспечивает покупателей за разумную цену, соизмеримую с их качеством. Для создания такой ценности бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание не является главной целью.
Задача компаний – содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают. Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязанностей со стороны компаний.
Принцип 2 Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.
Компании, создаваемые за рубежом для разработки, производства или продажи своей продукции, должны также содействовать социальному прогрессу этих стран, обеспечивая продуктивную занятость и помогая повышать покупательную способность их граждан. Эти компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав человека, в образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают.
Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережливого использования природных ресурсов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации, технологии, методов производства, маркетинга и телекоммуникаций.
Принцип 3 Этика бизнеса: от буквы закона – к духу доверия.
Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и открытость способствуют не только повышению уровня доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне.
Принцип 4 Уважение правовых норм.
Для того, чтобы избежать разногласий в торговле и способствовать обеспечению равных условий для конкуренции в свободной торговле, а также справедливому и беспристрастному подходу ко всем участникам торговли, компании должны уважать международные и внутренние нормы. Кроме того, они должны признавать, что некоторые действия, даже совершаемые по закону, могут тем не менее привести к нежелательным последствиям.
Принцип 5 Поддержка многосторонних торговых отношений.
Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам GATT, Всемирной организации торговли и международным соглашениям в этой сфере. Они должны содействовать прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной политики.
Принцип 6 Бережное отношение к окружающей среде.
Бизнес должен охранять и там, где это возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования природных ресурсов.
Принцип 7 Избегать противозаконных действий.
Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами. Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики. Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в террористической деятельности,
распространением наркотиков или другими видами организованной преступности.
Основной вопрос этики
Понятие о добре и зле. Что такое "хорошо", что такое "плохо".
Золотое правило этики и морали:
"Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".
Принципы на микроуровне:
1. обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
2. обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
3. принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
4. гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
1. обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
2. создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
3. быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
4. прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
5. в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
6. избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
7. обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
8. поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:(добавляю от себя, так как преподша должна была нам об этом рассказать, но, видимо, забыла)
1. обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
2. обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
3. сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов;
4. с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.
Этика в организации (более подробно)
Прежде всего, корпорация оценивается как гражданское лицо. Исходя из этого критерия, корпорация должна:
1) заботиться о соблюдении законов, даже если существует возможность обойти закон и получить бо́льшую прибыль;
2) содействовать законотворчеству, добровольно предоставляя информацию о мерах по улучшению ситуации в отрасли;
3) соблюдать основополагающие нормы общественной морали, стараясь не прибегать к обману, коррупции и т.п.;
4) действовать за границей с уважением к законам страны, не противореча интересам собственного государства;
5) ориентироваться на производство безопасных товаров, продаваемых по справедливым ценам.
На втором месте стоит оценка корпорации как работодателя. Здесь основными требованиями к поведению корпорации выступают:
1) забота о безопасности производства;
2) забота о хорошем эмоциональном состоянии работников;
3) недопущение дискриминации одних в интересах других.
Важным критерием является оценка корпорации как субъекта управления ресурсами и объекта инвестирования, на основе которого к корпорации предъявляются такие требования, как:
1) забота об эффективности использования ресурсов;
2) забота об эстетике занимаемого земельного участка;
3) защита интересов инвесторов;
4) полное и правдивое предоставление информации о своем экономическом положении.
Наконец, как конкурент и как участник социального развития корпорация должна:
1) стремиться избегать участия в нечестной конкуренции и в необоснованном ограничении конкуренции;
2) стимулировать нововведения и реагировать на внедрение новой продукции и технологий;
3) не забывать, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни, и признавать связанную с этим свою ответственность. (политически-социальная ответственность)