Композиционное построение речи
Вступление
Задачи:
1. Вызвать интерес к теме разговора, показав ее полезность для собеседников-слушателей
2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия.
3. Мотивировать их активное восприятие речи риторическими и наводящими вопросами.
Основная часть
Задачи:
1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложений, инициативы).
2. Аргументировать свое видение проблемы.
3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени).
4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников.
5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи.
6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения.
Заключение
Задачи:
1. Подвести итог сказанному («Что для нас важно в этой проблеме?»).
2. Сформулировать свои предложения (решение).
3. Призвать к обсуждению предложения или непосредственным конкретным действиям, если решение принято.
4. Ответить на вопросы аудитории.
Вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней части – краткость.
Во вступлении речи автор решает следующие задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.
Заинтересовать аудиторию можно, начав речь парадоксом, юмористическим замечанием, настораживающим заявлением, цитатой из произведения, можно также показать аудитории предмет, имеющий прямое отношение к теме выступления.
Сделать свое выступление актуальным для данной аудитории можно лишь в том случае, если хорошо знаешь основные, групповые и конкретные интересы слушателей.
В заключении своей речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.
Повторение необходимо по той простой причине, что слушатель в большинстве своем в конце прослушанного выступления не всегда может повторить его главные положения, не упустив чего-либо: подводит память или разные отвлекающие моменты.
Повторение может быть организовано 1) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели; 2) воспроизведением главных разделов речи.
Иллюстрацией служит сравнение, аллегория, анекдот или притча, в которую складывается сущность сказанного. Конечно, стоит большого труда найти такой материал – надо много читать, наблюдать, размышлять, чтобы суметь проиллюстрировать выступление на любую тему. Неоценимую помощь в этом плане может оказать Библия. Вечная книга несет в себе тысячи и тысячи жизненных ситуаций и способы их разрешения. Источником для подбора иллюстраций могут стать сказки, басни, пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Обязывающее или впечатляющее утверждение воздействует на чувства слушателей и используется часто в судебной практике в заключительном слове прокурора или защитника.
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод –расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Однако каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.
Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. В процессе произнесения основной части оратор может «потерять» слушателя. Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей (см. в приложении к разделу) и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.
Безусловно, композиция может меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей, поэтому не существует единого универсального «рецепта» построения публичного выступления. Однако следует придерживаться основного правила: быть логически последовательным в изложении материала и следить за его подчиненностью основной мысли.
К наиболее распространенным недостаткам устных выступлений относятся: 1) нарушение логической последовательности изложения материала, 2) перегрузка текста теоретическими рассуждениями, 3) отсутствие доказательности основных положений, 4) обилие затронутых вопросов, 5) шаблон в композиции и использовании языковых элементов.
4.3. Элокуция
В классических риториках раздел «Элокуция» (лат. "elocutio" – облечение в словесную форму) сливается с теорией словесности, стилистикой, культурой речи.
Любое публичное выступление предполагает прежде всего правильность речи (соблюдение нормативных требований к речи).
Правильность речи – это соблюдение норм современного родного языка (см. раздел, посвященный языковым нормам). Ненормативное, ошибочное употребление отдельных слов, словосочетаний и целых фраз характерно, как правило, для просторечия. Поэтому выступление оратора, содержащее ненормативные варианты, воспринимается как имеющее просторечную окраску, а сам выступающий – как не владеющий искусством влиять на мысли и чувства других людей.
Краткость (лаконичность) – второе неотъемлемое требование к публичной речи. Восхищение вызывают ораторы, умеющие сказать дельно и в то же время кратко. Утомительно слушать водянистые речи, многословные выступления. Говорить коротко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, на которых строится устное выступление, отсеивать лишнее, ненужное. Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде. Необходима упорная работа над каждой фразой. Говоря о лаконизме, следует отметить: затрудняет восприятие речи лексическая избыточность, плеонастические обороты.
Простота речи – еще одно требование к устному выступлению. Один из директоров предприятий на деловом совещании начал свою речь так: «Свое выступление я хотел бы повести в плане дополнения предыдущего оратора». Не проще было бы сказать: «Я хотел бы дополнить только что сказанное»?
Сложный синтаксис, многочисленные придаточные предложения, причастные, деепричастные обороты и различные вставные конструкции затемняют смысл высказываний, а иногда делают речь запутанной. Бывает, что пока дослушаешь фразу до конца, уже успеваешь забыть ее начало. Такая речь будет звучать по-книжному, так как перечисленные особенности характерны не для устного, а для письменного изложения: письменную речь можно перечитать, и не раз, а устную – не восстановить.
Рекомендуется отдавать предпочтение коротким предложениям (лучше, если устная фраза содержит не более 14 – 17 слов). При этом каждая новая мысль требует нового предложения. В деловой речи целесообразно использовать больше глаголов и меньше прилагательных. В качестве украшения прилагательные утяжеляют речь.
Часто слушатель улавливают искусственную «обнаученность», напыщенность речи, излишнюю ее пафосность , что отрицательно влияет на установление контакта между ним и говорящим. Оратору следует говорить как можно естественнее, проще, приближая свое выступление к разговорной речи. В этом случае прочнее его психологический контакт с людьми, выше внимание и интерес слушателей.
Однако недостаточно уметь говорить доходчиво и кратко. Необходимо, чтобы речи была свойственна красота, экспрессия, т.е. выразительность, образность. Поэтому, экспрессивность (выразительность)– еще одно важное качество звучащей речи. К изобразительно-выразительным средствам относятся тропыи стилистические фигуры.
Троп – это оборот речи, в котором слова или выражения употреблены в переносном значении с целью достижения большей художественной выразительности. Простейший троп – сравнение, под которым понимается сопоставление одного понятия (явления) с другим понятием (явлением). Например, «мрачен как туча», «пыль столбом стоит в воздухе».
Стилистические фигуры – это особые обороты в речи, повышающие ее выразительность, придающие ей эмоциональную окраску.
Средства выразительности | |
Тропы | Стилистические фигуры |
сравнение | анафора |
олицетворение | эпифора |
эпитет | инверсия |
метафора | антитеза |
аллегория | градация |
гипербола | |
литота | |
перифраз |
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.
Сравнения обычно выступают в форме:
– сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто и др. («И березы стоят, как большие свечки»);
– существительного в творительном падеже («Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (П.);
– вопроса («О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы» (П.);
– отдельного предложения («Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!» (Л.).
Метафора (греч. “metaphora” – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метафора позволяет в краткой форме создать емкий образ. Например: «Горит восток зарею новой» (П.). Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня. Возможно сходство самых различных признаков предмета: формы, объема, назначения и т.п. («И золотеющая осень... Листвою плачет на песок» (Ес.); «Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму» (Пауст.).
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека («...Звезда с звездою говорит» (Л.); «Спит земля в сиянье голубом» (Л.).
Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.
Аллегория (греч. “а11еgоria” – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца и т.д.
Метонимия (греч. “metonymia” – переименование) – перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию нет («Ликует буйный Рим» (Л.); «Шипенье пенистых бокалов» (П.).
Антономазия (греч. “antonomasia” – переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного или наоборот (донкихот, донжуан;). Например: «Мы все глядим в Наполеоны» (П.).
Синекдоха (греч. “sinekdoche” – соотнесение) – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого. Например: