Эффективное межличностное общение
Каковы же условия и какие рекомендации существуют для более эффективного межличностного общения? И что предлагают профессиональные психологи для его оптимизации в самых различных стандартных коммуникативных ситуациях – в коллективе, в гостях, в беседе по телефону, в общении с детьми, в транспорте, в учебном процессе?
Важнейшие условия эффективного общения – это знание механизмов перцепции и умение практически ими пользоваться; это доброжелательное и уважительное отношение к партнерукак к равному, стремление к подлинному диалогу; это совместимость партнеров как коммуникативных личностей; это умение слушать, «считывать» и понимать невербальные сигналыпартнера и владеть собственной речью и невербаликой; это адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; это воздействие через убеждение, а не посредством манипулятивных технологий.
Оптимизация общения с другим человеком в любой сфере деятельности – бытовой, трудовой, познавательной и особенно в деловых коммуникациях – предполагает ответы на следующие вопросы: в каком он настроении? какие у него проблемы? как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его самооценку и чувство собственного достоинства? как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы, чтобы он сделал? Эти практические советы помогут и менеджеру, и педагогу, и родителям в общении с детьми, и специалисту по общественным связям.
Диагностика наблюдения партнера по общению – это наблюдение его эмоционального состояния (положительного, отрицательного, заинтересованного, безразличного), его вербального поведения (одобрения, неодобрения, нейтрального), его моторного поведения (общедвигательной активности, фиксации взгляда), его коммуникативного поведения, связанного с передачейинформации (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 190, 191). Дополнительными факторами, способствующими эффективной МЛК, являютсякоммуникабельность (общительность, умение легко вступать в контакт и поддерживать общение), обаяние, личная харизма, т.е. навыки целенаправленного влияния на собеседника и искусство убеждать его в конструктивности совместных поисков решений.
Типы коммуникабельности (общительности) людей различаются в зависимости от преобладания речевых характеристик: доминантный собеседник стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, перебивает, резок и груб, насмешлив, давит на собеседника; мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации, легко вступает в разговор, гибко меняет его тему, говорит охотно, интересно, вежлив и уважительно относится к собеседнику; ригидный собеседник трудно вступает в речевую коммуникацию, но затем четко высказывает свою позицию, логичен, нормально общается. Этот тип хорош в деловых переговорах; интровертный собеседник не стремится к разговору, больше молчит, чем говорит, а присутствие незнакомых или резкие высказывания могут сковывать его. Такой тип может быть прекрасным аналитиком, но может сорвать выступление на презентации (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация. М., 2001. С. 189, 190).
Немаловажным фактором для эффективного межличностного делового общения является психологическая совместимость партнеров, их «срабатываемость», что предполагает сходство в мировосприятии, в отношении к своим обязанностям и содержанию выполняемой работы, общность интересов и черт характера. Психологи отмечают, что большинство самых успешных менеджеров сегодня – это люди, имеющие темперамент флегматика.
Существует несколько моделей описания коммуникативного поведения народа: ситуативная, аспектная и параметрическая. Ситуативная модель предполагает описание коммуникативного поведения в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, извинение, вступление в контакт, выход из общения. Аспектная модель предполагает описание коммуникативного поведения в рамках выделенных исследователем априори аспектов, основные из которых – вербальный и невербальный, а также продуктивный, нормативный и реактивный. Параметрическая модель предполагает формализованное описание коммуникативного поведения на основе некоторой заданной исследователем совокупности факторов, параметров и признаков, по которым может быть описано коммуникативное поведение любого народа (Прохоров Ю.Е., Стернин И.А.Русские: коммуникативное поведение. М., 2007. С. 86, 87). В 1980-х гг. М. Аргайл провел кросс-культурное исследование, установившее, что в человеческом обществе существуют универсальные правила общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре. Следует уважать частные права человека. Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора. Не следует обсуждать с другими конфиденциальную информацию. Не следует проявлять сексуальную активность в отношении другого человека. Следует возвращать долги, услуги, как бы ни были они малы. Следует помнить, что в каждой культуре есть коммуникационные табу – темы, запрещенные для обсуждения (их надо знать) (Основы межкультурной коммуникации/Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. М., 2003. С. 138).
Известный английский психолог Лесли Рай классифицирует барьеры на пути коммуникации следующим образом: языковые (словарь, жаргон, неоднозначность выражений, путаное и многословное изложение, использование малоизвестных слов); психологические барьеры (жизненные проблемы, «нет настроения», провоцирование сопротивления, страх, застенчивость, агрессия, разница в статусе, «мысленно не с вами», «давно известно», «слишком поздно учиться»); неблагоприятная окружающая обстановка (шум, жара, холод, проблемы с вентиляцией, теснота, кто-то извне прерывает общение, ограниченность во времени); речевые (акцент, манера поведения, наличие предубеждений, «всезнайство», недостаток знаний; «закрытые» невербальные сигналы – «барьеры из рук», пальцы перед губами. Для преодоления языковых барьеров Л. Рай предлагает придерживаться рекомендации KISS (Keep what you say Shot and Simple). Он советует: прежде чем участвовать в тренингах, развивающих навыки общения и вмешиваться в мировосприятие «проблемных» людей, необходимо помнить, что по-настоящему «проблемных» людей не так уж много. Большинство из них – совершенно нормальные люди, а их негативное поведение вызвано не удовлетворяющей их ситуацией. При исправлении ситуации они перестают быть «проблемными». Анализируя негативное поведение подчиненных, следует также руководствоваться правилом: «начни с себя», т.е. проанализируй свое собственное поведение: не могло ли оно вызвать подобную реакцию? (Рай Л.Развитие навыков эффективного общения. СПб., 2002. С. 22– 26, 32, 245).
Эффективный метод рационально-эмоциональной терапии для избавления от иррациональных убеждений (алогичных идей) предложил в 1997 г. психолог Альберт Эллис: а) я должен достигать успеха во всех своих делах и получать одобрение от других, иначе я ничего не стою; б) другие обязаны относиться ко мне с уважением и именно так, как мне хочется; в) в жизни я должен получать все, чего заслуживаю, быстро и легко, и не получать того, чего не желаю. Эти три иррациональных убеждения чаще всего скрываются за жалобами эгоистов, людей с эмоциональными расстройствами и молодежи, поведение которой отличается излишним максимализмом (Туретт-Туржи К.Консалтинг: пер. с франц./под ред. Л.Л. Никитиной. СПб., 2004. С. 39).
Американский психолог Максуэлл Мольц, которого называют «доктор Пигмалион», предлагает полезные рекомендации для самокоррекции «Я-концепции»: создать правильный образ собственного «Я»: знать о себе всю правду; реагировать на факты, а не на представления о них; не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас и как они вас оценивают; не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою немедленную реакцию на них; не культивировать в себе чувство обиды и жалости к себе; уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляющее; уметь направлять свою агрессию в нужное русло; одновременно делать только одно дело; работая, уметь расслабляться; не сражаться с призраками прошлого; не тревожиться о завтрашнем дне, а концентрировать внимание на настоящем; утро вечера мудренее (Мольц М.Я – это Я, или Как стать счастливым. СПб., 1992. С. 85–92).
Особую трудность в преодолении психологических барьеров коммуникации представляют так называемые «трудные типы» людей. Так, английский психолог Лилиан Гласе выделяет 30 типов «вредных людей», включая такие, как «втаптывающий в грязь», болтун, сплетник, саморазрушитель, фанатик, невежа, «пакостник», «улыбающийся двуликий Янус», и предлагает методики общения с каждым из них (Гласе Л.Вредные люди. Пособие, как с ними бороться. СПб., 1997). Реформатор психоаналитического направления немецко-американский психолог Карен Хорнивыявила глубинные причины неврозов, мотивационные конфликты личности и типичные деформации характера и поведения невротиков. На большом количестве примеров К. Хорни описала схемы межличностного конфликта: а) чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, что воспринимается окружающими как навязчивость, нескромность, демонстративность; б) чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок; в) чрезмерная пассивность, приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-либо, чтобы не быть осужденным, занимается «самокопанием» и не стремится к установлению и поддержаниюконтактов (Хорни К.Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993).
Психолог Николаи Татаров в рамках ролевой теории чувств охарактеризовал «семь-Я», семь типов характеров и структуры связей между семью ролями: Героя, Жертвы, Хитреца, Трудяги, Педанта, Кумира, Шкурника (Татаров Н.Язык чувств. СПб., 2003).
Ценные и конструктивные рекомендации по коррекции личностных коммуникаций можно найти в учебниках и хрестоматиях по психологии личности и психологии конфликта, в которых описаны типы конфликтогенных личностей, даны рекомендации поведения в конфликтных ситуациях (Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия. Самара, 2008; Психология личности. Т. 2. Отечественная психология. Хрестоматия. Самара, 2008; Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. М., 2007; Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000 и др.).