Отличия информационного и традиционных ресурсов

Традиционный ресурс Информационный ресурс
Материальные потоки и запасы Нематериальные потоки и запасы
В процессе использования уменьшается В процессе использования увеличивается
Частное благо Общественное благо
Ограниченный Неограниченный
Тиражируемый с большими затратами Тиражируемый с малыми затратами

Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации[82].

Понимая под информационным ресурсом[83] совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованную возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме, в заданные сроки и по оговоренной цене, уточним, что он (информационных ресурс) не может существовать в отрыве от связанных с ним потоков по его расходованию и возобновлению.

Выделенные особенности информационного ресурса ставят перед руководством организации новые задачи, связанные с получением, структурированием, хранением и использованием информационного ресурса. Управление в полной мере должно использовать объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но и уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса. Суть информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих руководителя (управленца) событий.

Все источники данных, позволяющие актуализировать информационный ресурс, принято делить на плановые, учетные и внеучетные. Кратко рассмотрим их содержание.

Кплановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются в организации (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания и др.), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Важную роль играют данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов. Они используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления социальных и экономических закономерностей.

Своеобразную роль мониторинга играют оперативный учет и отчетность, которые способствуют более эффективному, по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом, обеспечению анализа необходимыми данными и тем самым создают условия для повышения результативности аналитических исследований и принятия управленческих решений. Использованию оперативного учета во многом способствует использование современных компьютерных технологий.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее и не входящие в перечень обязательных для ведения внутриорганизационной документации и составления отчета. В их число входят следующие документы:

1) официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей организации;

2) хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, рекламации и др.;

3) решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива организации в целом или отдельных ее подразделений;

4) материалы изучения передового опыта (в том числе зарубежного), полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.);

5) организационная и технологическая документация;

6) материалы специальных обследований состояния деятельности по отдельным ее видам (в рамках разделения труда) или на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.);

7) устная информация, которая получена во время встреч (совещаний, проведения мозгового штурма и др.) с членами трудового коллектива или представителями других организаций.

Особое место занимают профессиональные знания. К ним относятся:

1) познавательные знания («знаю, что») — владение развитыми базовыми и профессиональными компетенциями, достигаемое путем интенсивного обучения;

2) прикладное мастерство («знаю, как») — способность применять полученные знания и навыки к решению нестандартных задач;

3) системное понимание («знаю, почему») — глубокое знание и осмысленное применение своих знаний с учетом сложных практических причинно-следственных зависимостей;

4) личная мотивация творчества («хочу знать, почему») — включает волевое начало саморазвития и самосовершенствования, настроенность на успех и профессиональный рост.

Организации, формирующие и развивающие у своих сотрудников стремление к знанию «хочу знать, почему», могут преуспевать перед лицом быстро текущих изменений и обновлять познавательные возможности, прикладное мастерство и системное понимание, с тем чтобы сохранять или добиваться конкурентных преимуществ на рынках товаров и услуг.

Наши рекомендации