Задание по теме «Способы аргументации»

По дисциплине «Русский язык и культура делового общения»

На тему «Способы аргументации»

Выполнила:

Грешнов Роман Александрович

Группа: 304

Факультет: Заочный

Специальность: Менеджмент

Проверила:

Мистюк Татьяна Леонидовна

Новосибирск, 2014 г.

Контрольная работа №2г по курсу «Русский язык и культура делового общения»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Различные жанры устного общения (прежде всего ораторская речь и иные виды публичного выступления) требуют от человека умение строить свою речь не только грамотно, но и убедительно. Аргументированная речь убеждает адресата, т.е. точка зрения автора принимается им с необходимым пониманием. Аргументация – это процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед слушателем или собеседником. Тезис – главная мысль текста или выступления, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать, доказать.Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», и они отвечают: «Потому что». Аргументы бывают «ЗА» и «ПРОТИВ». Первые должны быть правдивыми, опирающимися на авторитетные источники, доступными, понятными, соответствующими здравому смыслу, вторые – должны убедить аудиторию в том, что аргументы «за» слабые и не выдерживают критики.

К сильным аргументам относят научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, заключение экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных источников, показания очевидцев, статистические данные. Оптимальное число аргументов при доказательстве тезиса – три.

Способы аргументации

1)Нисходящая (вначале приводятся наиболее сильные аргументы, затем менее сильные) и восходящая (от слабых аргументов к сильным);

2) односторонняя (аргументы только «за» или только «против») и двусторонняя (сопоставляются обе точки зрения, и слушатель получает возможность сопоставить и выбрать одну из них);

3) опровергающая (оратор разрушает реальные или возможные контраргументы) и поддерживающая (оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует);

4) дедуктивная (от вывода к аргументам) и индуктивная (от аргументов к выводу): например: «Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, снижается грамотность школьников. Во-вторых, мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, телеведущие и журналисты слабо владеют языком и допускают ошибки. В-четвертых, …» (дедуктивная аргументация), «Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается грамотность школьников, мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых, плохо владеют языком журналисты и телеведущие и т.д. Следовательно, нам необходимо лучше обучать русскому языку» (индуктивная аргументация).

Задание по теме «Способы аргументации»

1. Подберите не менее 4 – 5 аргументов, подтверждающих пользу или вред для слушателей к следующим утверждениям:

«Курение и алкоголь сокращает жизнь человека».

- Люди, имеющие эти пагубные привычки, редко доживают до пятидесяти лет.

- Курение и алкоголь убивают клетки мозга, что способствует ранней смерти.

- Курение и алкоголь для сердца выступают как непримиримые враги.

- Курение и алкоголь наносит большой вред печени, что приводит к воспалительному процессу, а следом и к смерти.

«Нужно обязательно держать домашнее животное в квартире»

- Животные славные и дружелюбные.

- Если ты живешь один, то дома всегда тебя кто-то ждет.

- Они скрашивают разнообразную жизнь своими смешными выходками.

- Есть о ком заботиться, кормить и ухаживать.

«Несовершеннолетние дети должны всегда слушаться родителей»

- Родители несут ответственность за их поступки.

- Это в интересах самого же ребёнка.

- Родители желают своему ребёнку всё самое лучшее, не стоит об этом забывать.

- На многих примерах ясно, что непослушание родителей в итоге вредит только ему самому.

2. Подберите аргументы (не менее 4 – 5) к следующим тезисам, уточните способы аргументации:

«Работать инженером в настоящее время очень интересно»

- От работы получаешь множество положительных эмоций.

- Стабильный доход каждый месяц, что весьма радует.

- Возможность изучать новые технологии производства.

- Так как инженер работает на высоком техническом уровне, он более востребован на рынке труда.

Тип аргументации (односторонний).

«Русский язык – один из самых трудных для изучения языков мира»

- Грамматика русского языка сложна, но логична.

- Русский язык сложный, но китайский язык – еще сложней.

- Верно, поэтому он и не является государственным языком.

- Не могу не согласиться, но если у человека способности к изучению языков, то русский язык – для него не преграда.

Тип аргументации (двусторонний).

«Россияне с тревогой смотрят в будущее»

- Особенно смотря на шаткое положение экономики в стране.

- Население стало ниже оценивать свой уровень доходов.

- Люди не уверенны в «завтрашнем дне».

- Россия столько уже пережила, что спокойно жить без тревоги на сердце уже просто невозможно.

Тип аргументации (односторонний).

«Постоянное пользование компьютером вредит здоровью»

- Возникают проблемы с мышцами и костями.

- Сидение за компьютером негативно влияет на осанку.

- Если человек постоянно смотрит в монитор, возникнут проблемы с глазами и расплывчатым зрением.

- Общение в интернете связано с повышенным риском стресса и депрессий.

Тип аргументации (односторонний).

3. Вежливо откажитесь, развернуто мотивируя свой отказ:

«Давайте поедем летом отдыхать в Турцию. – Спасибо за предложение, но, к сожалению, этим летом у меня практика в санатории».

«Купи мне билет в театр на завтра. – Извини, но в данный момент я не в городе, вернусь через четыре дня».

«Помоги мне убрать в квартире. – К сожалению, у меня завал на работе, и дома полно дел».

«Одолжи мне своё выходное платье и сумочку на воскресенье. – Извини, но я только сегодня сдала их в химчистку».

«Останься сегодня дома и поработай над диссертацией. – К сожалению, у меня на сегодня другие планы, приезжают родственники издалека».

4. Вежливо не согласитесь, аргументируя свою позицию:

«Россия самая гостеприимная страна. – Да, я с вами согласна. Но, к сожалению, не многие знают о ее строгих правилах при получении визы»

«Зимой все сибиряки должны кататься на лыжах. – Да, я с вами согласна. Но зато многие сибиряки пристрастились к таким видам спорта как коньки и сноуборд».

«Научный руководитель совершенно не помогает нам в подготовке к защите диссертации. – Да, я с вами согласна. Но зато он дал нам верное направление и список требуемой литературы».

5. Частично согласитесь и частично возразите, приведя 4 – 5 аргументов «за» и 4 – 5 аргументов «против»:

«Сегодня хорошо иметь несколько дипломов о высшем образовании»

«ЗА»:

1) «Возможно, ведь тогда больше шансов получить желаемую работу».

2) «С дипломом возможен карьерный рост»

3) «Так же дипломы могут послужить успеху на работе и высокому заработку».

4) «Знания, приобретенные в ходе учебы, важная часть вашей профессии».

«ПРОТИВ»

1) «Однако, очень много времени теряешь, добиваясь этой цели».

2) «Высшее образование - еще не гарантия того, что удастся хорошо трудоустроиться и много зарабатывать. Можно закончить двадцать институтов и сидеть без работы и денег».

3) «Диплом — дело вторичное. Сначала нужно трудоустроиться, а потом смотреть по обстоятельствам: нужен диплом или нет. Имея работу, всегда можно пойти на заочное отделение вуза, или, в крайнем случае, купить диплом»

4) «Высшее образование оценивается не столько дипломом, сколько умением находить и обрабатывать информацию, а также приобретенными в процессе обучения коммуникационными навыками».

«Взрослые дети должны жить отдельно от родителей»

«ЗА»:

1) «Семья в этом случае не мешает ребенку жить по-своему»

2) «Ребенок вправе сам решать, что он будет делать в выходной день».

3) «В этом случае у взрослого ребенка складывается чувство самостоятельности».

4) «Самостоятельность учит распоряжаться своим капиталом и не надеяться на поддержку родителей».

«ПРОТИВ»

1) «Оставшись без надзора родителей, взрослые часто не знают как себя вести и допускают большие ошибки».

2) «Прежде всего у него могут возникнуть финансовые трудности».

3) «Покинув родной дом, человек чувствует себя чужим во всем мире».

4) «Чувство одиночества может плохо отразиться на психике».

«Студент – пятикурсник должен всё свободное время работать над дипломным проектом»

«ЗА»:

1) «Изучив все детали, и не упустив даже мелочи, ты будешь чувствовать уверенно себя на экзамене».

2) «Знание всех тонкостей своей профессии».

3) «Не возникнут проблемы, даже с трудными вопросами».

4) «Изучение множество вспомогательных материалов и источников пригодится в будущем».

«ПРОТИВ»

1) «Огромное количество информации может перемешаться в голове».

2) «Так же большое количество потерянного времени».

3) «Вместе с этим идет нагрузка на весь организм, что очень плохо сказывается на здоровье».

4) «Переживание и страх, перед каждым написанным пунктом».

«Нужно иметь не более одного – двух близких друзей»

«ЗА»:

1) «Эти надежные друзья тебя некогда не подведут».

2) «Есть поддержка в трудную минуту».

3) «Между вами возникнет нерушимая связь и взаимопонимание».

4) «Им ты доверяешь как самому себе».

«ПРОТИВ»

1) «Огромное переживание за близких друзей, особенно когда их мало, потому что понимаешь насколько они тебе дороги».

2) «С двумя друзьями сложно устроить вечеринку».

3) «В случае их отъезда из города, никого не останется».

4) «Случается, что они сами заняты чем – то важным, и тогда ты остаешься один на один со своей проблемой».

6. Завершите фразу распространенным фрагментом:

«Извините, пожалуйста, меня за резкие слова в ваш адрес – дело в том, что я сегодня встала «не с той ноги».

«Больше всего я стремлюсь к тому, что бы быть похожей на маму, потому что она для меня идеальна во всех смыслах».

«Мне очень не нравится ругаться, поскольку это бесполезная трата времени».

«Я люблю собак, потому что они украшают жизнь человека и никогда не оставят хозяина в одиночестве».

Подготовьте небольшой текст (10 – 15 предложений) на тему, связанную с Вашей работой или учебой, который потребует некоторой аргументации. Постарайтесь использовать разные ее способы, которые укажете либо на полях, либо в комментариях к тексту.

Начну с того, что учусь я в НГТУ. В НГТУ я поступил, сразу, после окончания «Профессионального лицея». В котором отучился, на профессию «Слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава»

Я учусь в НГТУ, чему очень рада. Поступила я туда сразу после школы на заочный факультет. Работать пошла промоутером. (Промо́утер — частное лицо или группа лиц, занимающаяся целенаправленной рекламой товара (промоушеном), услуги физического лица или конкретной фирмы (товарного знака) с целью продвижения их на рынок.) Работа очень интересная и популярная среди школьников и студентов, потому что можно подзаработать и поучаствовать на разных интересных проектах. (односторонняя) Работа промоутером многому учит. Во-первых, уверенности в себе. Во-вторых, общительности и дружелюбности. В-третьих, быстро усваивать новую информацию. (дедуктивная) Мне теперь совсем не страшно приходить на кастинги, выступать перед заказчиками, а самое главное: нет боязни громко и чётко проговаривать слоганы акций в крупных магазинах. Сама я работала на таких акциях как: семплинг, дегустация, подарок за покупку. Теперь это часть меня и моей жизни, и я советую всем найти такую работу, которая будет отражать ваш характер и делать вас лучше!

Литература

1. Русский язык и культура речи. Часть 1. Практикум: учеб. пособие/ авт. – сост. Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова, Е.В. Маркелова / Под ред. Н.И. Колесниковой. – Изд-во НГТУ, 2010 (этот учебник содержит теоретические сведения по курсу, им рекомендуется воспользоваться при выполнении контрольной работы).

2. Стернин И.А. Практическая риторика. –М., 2003 (факультативно).

Наши рекомендации