Основные требования к системам тестирования
Введение
Родоначальником тестового движения можно назвать английского ученого Френсиса Гальтона. Он создал лабораторию психомоторного тестирования, в которой исследовал вес, рост, быстроту реакций, способности к запоминанию испытуемых, при этом Гальтон стал использовать статические методы оценивания результатов исследования.
Тесты, как форма контроля знаний в учебных заведениях, начали постепенно приживаться в различных странах мира. Но до сих пор не утихают споры о целесообразности их использования, качестве оценки знаний. Тесты долго не приживались в России, но в 90-ые годы началась активная пропаганда ЕГЭ.
Процесс тестирование может быть автоматизирован при использовании компьютерных технологий. В частности, создание тестовой программы может освободить преподавателей от бумажной и вычислительной работы - проверки работ и выставления оценок. В результате, у преподавателя будет больше времени на реализацию эффективного педагогического процесса.
Осуществление процесса тестирования в компьютерном классе с сетью позволит сэкономить время и одновременно протестировать большое количество людей. Тестирование может происходить и через Internet, что дает возможность участвовать учащимся в процессе тестирования, находясь в другой точке планеты. Автоматизированное выставление оценок и централизованный сбор результатов в десятки раз увеличат эффективность работы преподавателя.
Программа для составления тестов позволит работать с вопросами в электронном виде, использовать все виды цифровой информации для отображения содержания вопроса. Электронная форма заданий тестов дает большую гибкость в их модификации.
Во всем этом заключается актуальность данной работы.
Целью данной курсовой работы является создание сетевой системы тестирования, которая бы автоматизировала процесс контроля знаний, оценивания результатов и создания тестовых заданий.
1. Теоретический раздел
Основные требования к системам тестирования
Создание модели системы тестирования на базе web-технологий является крайней перспективной и актуальной научной задачей. Целью курсовой работы является создание современной модели web-сервиса тестирования знаний с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы – защита от копирования информации и списывания при контроле знаний, т.е. выход в Интернет, поиск информации на самом компьютере, использование приложений и т.д.
Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко очертить набор функций и требований к нему. Перечислим основные функции, требования, характеристики системы тестирования:
- основная функция – обеспечение эффективного тестирования знаний;
- точная и способная к адаптации оценка результатов тестирования;
- удобство и легкость создания и модификации тестов;
- отсутствие твердой привязки к какому-нибудь предмету, области знаний;
- возможность одновременного тестирования неограниченного количества пользователей;
- отсутствие жесткой привязки к конкретному аппаратному и программному обеспечению;
- легкая наращиваемость, масштабируемость системы;
- высокая безопасность, защищенность;
- неограниченное количество тестов, тем, вопросов и вариантов ответов на них;
- контроль времени тестирования;
- поддержка режима модульного контроля, в процессе которого существует ряд вопросов и время, в течении которого на них необходимо ответить.
Содержание заданий тестов должно принадлежать одной предметной области, иметь известную меру трудности, выполнение его должно требовать напряжения. Задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными и равнопривлекательными.
Поэтому стоит упомянуть требования к тестовым заданиям:
- содержание тестового задания должно требовать от испытуемого однозначного ответа;
- содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение ответа только по одной задаче из конкретной области знаний;
- следует избегать тестовых заданий, требующих развернутых ответов;
- основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены;
- тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на испытуемых с заданным (исходным) уровнем подготовки по конкретной предметной области;
- тестовое задание должно формулироваться в утвердительном или повелительном предложениях;
- количество слов в тестовом задании не должно превышать 10.
Рассмотрим пункты «легкая наращиваемость, масштабируемость системы», «удобство и легкость создания и модификации тестов», «высокая безопасность, защищенность» и «обеспечение эффективного тестирования знаний». Это базовые параметры и присутствие их необходимо. Первые два пункта решаются, например, созданием банка вопросов, которые будут выбираться оттуда случайным образом, а так же перемешиванием вариантов ответа. Поэтому даже в том случае, если некоторые студенты получат одни и те же вопросы (причем порядковый номер у них будет наверняка разный), то номера правильных вариантов ответа у них тоже будут разными.
Последние два означают создание равных для всех условий прохождения контроля знаний, невозможность списывания и использования сторонних источников информации и вспомогательных приложений (например, калькулятор) как на компьютере, так и в Интернете, а так же создание защищённого web-интерфейса. Это подразумевает защиту информации, защиту от копирования, распространения вопросов, выдача предупреждающих сообщений, ануллирования тестирования, защиту целостности, Рассмотрим подробнее каждый из них.
Предметная область
Существует множество различных систем интернет тестирования, обладающих как достоинствами, так и недостатками. Основная проблема заключается в том, что нет универсальной системы интернет – тестирования, избавленной от основных недостатков и обладающая достоинствами своих аналогов. Если объединить достоинства конкурирующих систем в один программный продукт, то получится очень гибкая система, позволяющая решать огромный набор задач.
В ходе разработки данного программного средства были выявлены следующие особенности системы интернет тестирования, которые необходимо учесть в данном продукте:
– Реализация возможности возврата к пропущенным вопросам. Зачастую пользователи пропускают сложные вопросы и в первую очередь отвечают на простые, однако, вернуться к пропущенным вопросам уже не могут.
– Реализация гибкой системы категорирования тестов. Когда пользователь заходит на сайт интернет тестирования, то зачастую теряется при выборе интересующего его раздела. Категорирование по дисциплинам, специальностям и группам может значительно сократить время поиска нужного теста.
– Разным преподавателям необходимы разные настройки для тестирования. К примеру, разрешить пользователям продолжить тестирование, если они его закрыли, случайно или намеренно. Разрешить пользователям пропускать вопросы, если они сложные, и разрешить возвращаться к пропущенным вопросам. Также запретить переходить к следующему вопросу пока не будет дан правильный ответ на текущий вопрос (для пробных тестов). Чтобы исключить появление однотипных тестов необходимо реализовать сортировку вопросов в случайном порядке или же, наоборот, отключить сортировку вопросов в случайном порядке, если необходим одинаковый порядок вопросов в тесте.
– Особое внимание нужно уделить возможности использования одного и того же вопроса в разных тестах. Чтобы преподаватель не тратил время на создание аналогично вопроса для другого теста, если темы для разных дисциплин пересекаются.
В настоящее время выработано четыре основных формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным дисциплинам:
1) Задания закрытой формы. Инструкция: обвести кружком, либо отметить крестиком, галочкой нужный вариант ответа. Вариативность заданий закрытой формы весьма велика, но в основе всегда лежит один и тот же принцип: испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких предложенных, причем только один из них является правильным. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательными.
Например:
3*3 равно:
2) Задания открытой формы. Инструкция: дополнить. В отличие от заданий закрытой формы здесь не предлагается вариантов ответа, а делается пропуск смысловой единицы в каком-либо утверждении, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно.
Например:
3*3 = ?
3) Задания на соответствие. Инструкция: установить соответствие. Здесь необходимо установить соответствие между смысловыми единицами в правом и левом столбиках, причем, справа иногда вариантов дается больше, чем слева, то есть заведомо предполагается, что какие-то из них являются в данном случае неправильными.
Например:
2*2 = 49
3*3 = 4
7*7 = 9
4) Задания на установление правильной последовательности. Инструкция: установить правильную последовательность. Достаточно сложная форма, проверяющая глубокие и прочные знания учебного материала. Смысл ее состоит в установлении последовательности каких-либо событий, действий, терминов и т.д. В пустых квадратиках надо расставить цифры.
Например: квадрат _______ равен сумме _______ катетов.
Существуют различные разновидности и модификации тестовых заданий, однако все они основываются на этих четырех формах.
Стоит отметить положительные стороны теста на конкретном примере. К примеру, если при оценке результатов за каждое правильно выполненное задание ставится единица, а в противном случае ноль, то уровень знаний по проблематике данного теста будет выражен в определенной сумме баллов. Расставив сдававших по возрастанию или убыванию, мы получим структурированный ряд уровня знаний по данной дисциплине. Если такая проверка проводится регулярно в течение всего изучения предмета, в конце преподаватель будет иметь достаточно четкое представление об уровне знаний данного курса. Создается своеобразный рейтинг обучаемых по изучаемой дисциплине. По итогам выполнения всех тестовых заданий видны пробелы в знаниях каждого, что позволяет составить индивидуальную программу для дополнительных занятий.