ВОПРОС 6. Менеджмент: наука или искусство?

1. Менеджмент как искусство

2. Менеджмент как наука

1.Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством ко­торой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реа­лизация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практи­кой управления предприятиями может оцениваться как искусство.

Пониманиеменеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования науч­ного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искус­ством, которому можно научиться только через опыт и которым в со­вершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.

2. На базе практической деятельности по управлению организациями воз­никланаука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои •специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, те­орий, принципов, способов и форм управления.

Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленчес­кого труда, установление связей м "жду причиной и следствием, выяв­ление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказы­вается и более полезным, и эффективным. Они позволяю! не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стра­тегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века.

Вопрос 7, Основные роли, выполняемые современными менеджерами

1. Роли, связанные с принятием решений

2. Информационные роли

3. Межличностные роли

1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыс­кивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пре­делами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных про­ектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за рас­пределение всевозможных ресурсов организации. Представляет органи­зацию на всех значительных и важных переговорах.

2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организа­ции, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных ус­тановок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организа­ции, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит вы­полнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подго­товку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети вне­шних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Вопрос 8. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

1. Специфические особенности управленческого труда

2. Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим

1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей'.

• он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов де­ятельности: организационно-административной и воспитательной, ана­литической и конструктивной, информационно-технической;

• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредован­но, через труд других работников;

• предметом труда является информация;

• средством труда - организационная и вычислительная техника;

• результатом труда - управленческое решение.

2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специаль­ные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональ­ной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую со­ставляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управ­лении. Они включают:

• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конку­ренции, динамики спроса на продукцию;

• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать рабо­ту предприятия, владение способами повышения эффективности уп­равления;

.умение использовать современную информационную технологию, сред­ства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров рабо­тать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со сторо­ны других. В данную группу входят:

• высокое чувство долга и преданность делу;

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии;

• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

вопрос 9. Менеджмент - управление, ориентированное на успех (составляющие успеха организации)

1. Выживание

2. Результативность и эффективность

3.Производительность

4. Практическая реализация

1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатыва­ют новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эФфективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "пра­вильно создаются эти самые вещи".

3. Результативность является понятием, трудно определяемым. Но эф­фективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресур­сов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективноность организации выражается производительностью.Производительность - это отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Является критически важным фактором для того, чтобы орга­низация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Ус­пешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.

Вопрос 10. Основные функции

менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения

1. Сущность функции планирования

2. Классификация решений, принимаемых организациями

1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постанов­ления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управлен­ческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которо­го руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов орга­низации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

.Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить силь­ные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.

. Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.

• Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны де­лать члены организации для достижения поставленных целей.

2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям:

. длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые;

. степень обязательности: носят категорический характер, характер ре­комендаций;

• содержание: экономические, социальные, организационные, научные;

• степень структурированности: запрограммированные, незапрограмми­рованные;

• лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые;

• направление решения: внутрь организации, за ее пределы;

• уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразде­ления, функциональные службы, отдельные работники;

• глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые;

• количество целей: одноцелевые, многоцелевые.

Вопрос 11. Основные функции менеджмента: организация и реализации принятых решений

1. Сущность и содержание функции

2. Основные принципы организации

1. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение реше­ния с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи меж­ду всеми элементами управляемой системы.Организовать - значит раз­делить на части и делегировать выполнение общей управленческой за­дачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержанием функции является:

• доведение решения до исполнителя;

• приспособление организационной структуры фирмы к задачам намеча­емой деятельности;

• подборка людей для конкретной работы и делегирование им полномо­чий, прав использования ресурсов организации.

• Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующихлокальных принципов организации:

• принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя дости­жения общей цели;

• эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

. устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внеш­ней и внутренней среды;

непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость система­тической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

. прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

• объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

• безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

• соразмерности ответственности данным полномочиям;

• исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;

. приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управле­ния, а не наоборот;

• комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочета­ние централизма и самостоятельности.

Вопрос 12. Основные функции

менеджмента: мотивация персонала

(с позиции содержательных теорий)

1. Сущность функции мотивации

2. Содержательная теория мотивации Абрахама Маслоу

3. Теория потребностей Дэвида МакКлелланда,

4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

1. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фир­мы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решения­ми. В общем смыслемотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

2. Содержательные теории основываются наопределении внутренних по­буждений, которые заставляют людей действовать определенным обра­зом. Согласно теорииМаслоу, все потребности человека можно разде­лить на пять групп:

• физиологические потребности - необходимые для выживания;

. потребности в безопасности и уверенности в будущем;

• социальные потребности - потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

• потребности в уважении, признании;

• потребности самовыражения.

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлет­ворена потребность более низкого уровня (причем необязательно пол­ностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

Недостаток теории заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

3. Д. МакКлелланд выделял три уровня потребностей:

• потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, надо готовить к занятию высших руково­дящих должностей;

• потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач;

• потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в ком­пании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помо­щи другим. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничива­ющую межличностные отношения и контакты.

4. Ф. Герцберг выделил две группы факторов,которые влияют на поведе­ние людей:

• гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой у людей;

• факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответ­ственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факто­ров и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Вопрос 13. Основные функции менеджмента: мотивация персонала (с позиции процессуальных теорий)

1. Сущность процессуальных теорий

2. Теория ожидания

3. Теория справедливости

4. Модель Портера-Лоулера

1.Теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их воспри­ятия и познания. В процессуальных теориях англизируется то,как чело­век распределяет усилия для достижения различных целей и как выбира­ет конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожи­даний, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выб­ранного типа поведения.

2. Основная мысль теории ожиданий состоит внадежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих по­требностей. Ожидание - оценка личностью вероятности данного собы­тия. Теория подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствую­щих им ожиданий):

• затраты труда - результаты;

• результаты - вознаграждение;

• вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то кон­кретное вознаграждение они оценивают по-разному. Руководство долж­но сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотруд­ников и привести их в соответствие. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнуты­ми результатами и вознаграждением. Необходимо давать вознагражде­ние только за эффективную работу. Также менеджер должен сформиро­вать высокий, но реалистичный уровень ожидаемых от подчиненных результатов.

3. Теория постулирует, чтолюди субъективно определяют отношение полу­ченного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека воз­никает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивиро­вать этого сотрудника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

4. Л. Портер к Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания своей роли в процессе труда.Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия дей­ствительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения. До­стигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удов­летворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвал? руководителя, премия). Удовлетворение - это результат внешних и внут­ренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов - результативный труд ведет к удовлетворению.

Вопрос 14. Основные функции менеджмента: контроль хода выполнения принятых решений

1. Сущность контроля

2. Аспекты контроля

3. Основные виды контроля

4. Технология контроля

1. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответ­ствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

2. Существует три аспекта управленческого контроля:

• установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

• измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигну­того с ожидаемыми результатами;

. подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, уст­ранить отклонение или пересмотреть стандарт.

3. Выделяют следующиевиды контроля:

• предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения дол­жностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансо­вым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стан­дартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

• текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управ­ления необходима обратная связь;

• заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также спо­собствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

4. Технология контроля осуществляется по следующей схеме:

• выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

• определение целей контроля (целесообразность, правильность, регуляр­ность и эффективность контроля);

• установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

• выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предва­рительный, текущий, заключительный);

• определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, фи­нансовый, качества продукции

Наши рекомендации