Культура публичной речи
План
1. Основные этапы подготовки к выступлению.
2. Композиция публичной речи.
Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, юридических, экономических и др. Главная функция публицистического стиля – воздействующая. Языковые средства данного стиля используются, прежде всего, для того, чтобы оказать желаемое воздействие на разум и чувства адресата, настроить его определенным образом, убедить или разубедить в чем-либо.
Публицистический стиль реализуется в двух основных разновидностях речи: устной и письменной. Устная разновидность осуществляется в публичных выступлениях и получила название ораторского искусства. Письменная разновидность используется в периодической печати, общественно-политической литературе и нередко называется газетно-публицистическим стилем. Таким образом, можно сказать, что в рамках публицистического стиля существует два подстиля: устная публичная речь – ораторское искусство и письменная публичная речь – газетно-публицистический подстиль. Мы уделим основное внимание рассмотрению устной публичной речи и ее высшей форме – ораторскому искусству.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимом является слово риторика и русское красноречие. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.
Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.
Античный риторический канон выделял 5 этапов (канонов) подготовки и произнесения речи:
1) инвенция - создание речи (выбирается тема, определяются цели выступления);
2) диспозиция - построение речи (обдумывается и структурируется материал, связываются детали);
3) элокуция - языковое оформление речи (осуществляется первая редакция ключевых слов, осуществляется стилистическое оформление главной части, происходит окончательная редакция текста);
4) меморио – запоминание речи (мысленно осваивается написанный текст);
5) акцио - произнесение речи (осуществляется подготовка к непосредственному произнесению подготовленных речей).
1. Подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна быть ясной и представлять несомненный интерес для слушателей. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Заглавие должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории. Затем необходимо конкретизировать цель выступления как для себя, так и для всей аудитории. Цели могут быть общими или конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь.
Необходимым элементом подготовки является оценка состава аудитории. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т. п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории, в отдельных случаях - вероисповедание. Но самое главное — однородность или неоднородность слушателей по всем параметрам. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо обращать внимание на настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.
Следующий этап работы – подбор материала. Его источниками могут являться научная и художественная литература, справочники, энциклопедии, словари, газеты и журналы, официальные документы, интернет-сайты, материалы СМИ. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты.
2. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы. Следующая часть композиции — вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к содержанию выступления и вводит в процесс его восприятия. Это может быть цитата, вопрос, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.
Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Оратор пользуется здесь фактами, логичными доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.
«Конец — всему делу венец» — гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несомненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность, согласованность всех ее частей, с другой — индивидуальность и глубина мысли.
После завершения речи могут быть заданы вопросы. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению.
Концовка или вступление могут содержать этикетные формулы, специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Существуют формулы официальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги), неофициальные (разрешите на сегодня закончить, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья, дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить вас за внимание, благодарю вас).
3. Разумеется, оратору нужно тщательно работать над культурой своей речи, он должен стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету, то есть должен знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи.
4. Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического и экономического содержания. Другие виды речей произносят.
5. Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. Выдвигают следующие требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.
Упражнения
Задание 1.Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.
Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь . (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).
Задание 2.О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?
1) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).
2) Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).
3) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).
4) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).
5) Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).
Задание 3.Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи.
Нобелевская речь
Ивана Алексеевича Бунина (1933)
«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!
Девятого ноября в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грас дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнения от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.
И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».
Задание 4.Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках а) для студенческой аудиторией; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов.
Задание 5. Составьте краткую приветственную речь по случаю Дня учителя а) от имени учителя; б) от имени вузовского преподавателя, учитывая их различный жизненный опыт и различный менталитет.
Задание 6.Проанализируйте речь известного политического оратора в соответствии с приведенными ниже критериями:
1) соответствие содержания речи теме;
2) использование фактов;
3) использование аргументов;
4) ориентация содержания речи на аудиторию;
5) композиционная сторона речи;
6) нормативность речи;
7) качество речи.
Текстовые упражнения
Текст 1
(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.
(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.
(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.
(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
(8) Нет, очевидно, это ему не дано.
(9) Он никогда не ждал вдохновения.
(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.
(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.
(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.
(15) Он должен добиться этого.
(16) Нужно только не щадить себя.
К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы.
Задания к тексту 1
1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.
2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.
3. Только в упорной работе рождается вдохновение.
4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.
2. К какому стилю речи относится текст?
1) публицистическому
2) разговорному
3) научному
4) официально-деловому
5) художественному
3. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?
Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.
1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка.
3. Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.
4. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.
4. Какую цель стремился достигнуть композитор?
1) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»
2) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»
3) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»
5. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?
1) указательное местоимение
2) лексический повтор
3) синоним
4) частица
8. В предложении 2 использованы:
1) жаргоны
2) диалектизмы
3) термины
4) историзмы
Текст 2
(1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.
(2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.
(3) Домик молчал.
(4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.
(5) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.
(6) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.
(7) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в особняке в своей спальне, ей придется идти топиться.
(8) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, был последним.
(9) Ничто не исчезло:... Воланд был действительно всесилен.
(10) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их, и целовать, перечитывать.
М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Задания к тексту 2
1. Какое слово можно поставить вместо двоеточия в предложении 5?
1) это
3) что
2) а именно
4) то есть
2. Каковы отношения между предложениями 9 и 10?
1) следствия
2) пояснения
3) целого – части
4) разделительные
5) противительные
3. В предложении 9 пропущено слово
1) сильный
2) всемогущий
3) могущественный
4) всесильный
4. Какое слово (слова) является синонимом к слову страшный в предложении 1?
1) ужасный
2) безобразный
3) некрасивый
4) необыкновенный
5. Слово «отзвук» из предложения 8 и слово звук являются:
1) паронимами
2) синонимами
3) омонимами
4) однокоренными словами
Текст 3
(1) Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов.
(2) Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.
(3) Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
(4) Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища – государства.
(5) Но объяснение – не оправдание.
(6) Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества – мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности.
(7) «Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя – умей в себе самом развить сопротивление насилию.
(8) Жизнь, как это известно, – борьба господ за власть и рабов – за освобождение от гнета власти.
(9) Темп этой борьбы становится все быстрее по мере роста в народных массах чувства личного достоинства и сознания классового единства интересов.
(10) Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция – мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии.
(11) Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если – как мы это видели и видим – правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой.
(12) Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь...
М. Горький. Заметки о мещанстве.
Задания к тексту 3