Понятие политического конфликта. Субъекты политического конфликта.Власть как предмет политического конфликта

Предметом политического конфликта всегда является власть. Власть представляет собой институционально оформленную возможность определять и контролировать массовые формы поведения людей. Власть обладает большой притягательной силой, это мощный источник мотивации и сфера личностного самоутверждения. Однако борьба за власть облекается в идеологические формы, маскируясь за понятиями «благо народа», «интересы общества», «свобода личности» и т.п. Все эти ценности формулируются теоретиками конкретного политического движения, чтобы получить массовую поддержку и стать признанными в обществе. Они фиксируют отношения к сложившимся в обществе политическим порядкам и связаны с определенным пониманием того, какими должны быть взаимоотношения между индивидом, обществом и властью. Идеологические ориентации концентрируют внимание не на том, что есть, а на том, что должно быть. Таким образом, всякая идеология - это проект будущего общественного устройства, это предложение изменить мир в определенном направлении. Роль идеологических доктрин тем выше, чем больше распространена в обществе неудовлетворенность существующим положением дел.

На практике же борьба за власть полна насилия и обмана, которые оправдываются сложившейся практикой политической борьбы, угрозами и действиями противника, стремлением с помощью меньшего зла прекратить большее зло.

Политический конфликт - один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений. Он затрагивает интересы больших социальных групп (социальных слоев, классов, общества в целом), поэтому субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности.

Субъектами политического конфликта являются организации и институты, созданные гражданами, объединившимися с целью защиты своих интересов и ценностей. Поэтому политические конфликты практически всегда являются организованными, институциональными.

Все политические конфликты можно разделить на два вида - горизонтальные и вертикальные.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. В них борьба за власть ведется в рамках существующего режима (правительство - парламент, партии и фракции в парламенте). Цель и причина таких конфликтов заключается в совершенствовании системы власти путем смены политических лидеров или правящей элиты, корректировки политического курса, увеличения или уменьшения властных полномочий некоторых субъектов политики. В демократическом обществе такие конфликты институционализированы и в некоторой степени запрограммированы. Большинство их носят открытый, публичный характер. Тоталитарный режим не признает таких конфликтов и пытается их не допустить, поскольку в справедливо устроенном обществе не может быть противоречий, не может быть недовольных. Поэтому конфликты приобретают форму заговора.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Они разворачиваются по линии «власть - общество». Статусно-ролевая структура общества иерархична, разные социальные слои или группы имеют неравный доступ к ресурсам и власти, что и порождает такого рода конфликты. Вертикальные конфликты можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты - это борьба за повышение личного или группового статуса в политической структуре общества, например противостояние между центром и регионами;

б) режимные конфликты - преследуют цель свержения политического строя или радикального изменения политического курса, например революция. Они возникают из-за ущемления базовых социально - экономических и политических потребностей значительной части населения, чем бы ни было вызвано это ущемление: кризисом естественного социально-экономического развития общества, трудностями реформирования, войной, стихийным бедствием или просчетами в политике, нежеланием правящей элиты учитывать интересы подвластных слоев.

Одна из разновидностей политического конфликта - конфликт политических культур - столкновение разных политических ценностей, норм, традиций, способов политического поведения. Они становятся особенно заметными в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры.

Способы урегулирования политических конфликтов зависят от вида конфликта. Горизонтальный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование определяется законодательно закрепленными правилами политической борьбы. Если в ходе дискуссий сторонам не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической системе существуют варианты его разрешения: обращение в Конституционный суд, отставка правительства, роспуск парламента, проведение референдума по спорным вопросам и др.

Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами, поскольку регионы могут претендовать не только на повышение своего социально - экономического и политического статуса, но и стремиться к политической независимости. Такие конфликты могут привести к локальным войнам и многочисленным жертвам. Самыми сложными для разрешения являются вертикальные режимные конфликты. Негативное их развитие может привести общество к гражданской войне. Проблема состоит также в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, провоцировать массовые беспорядки, действовать незаконными методами (терроризм).

Чтобы не допустить негативный ход развития политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основании полученных данных можно прогнозировать варианты развития событий и разработать план урегулирования конфликта, определив тактические и стратегические задачи. Если принятые меры оказались недостаточными и дальнейшее развитие конфликта представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовы применить насилие.

Наши рекомендации