Понятие, природа и функции политического конфликта.

Политический конфликт— это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений);

1) причиной столкновения является власть и властные отношения, т. с. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти или использования власти для достижения своих целей;

2) противоборство порождает действия субъектов, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом;

3) политический конфликт является одним из способов урегулирования (разрешения) политических (социально-политических) противоречий.

Классической стала и типология выделения конфликтных ситуаций по статусной позиции их акторов: внешние и внутренние а также,•горизонтальные(лица или группы, не находящиеся в подчинении друг другу);•вертикальные (оппоненты, находящиеся в иерархическом соподчинении);

•смешанные, в которых представлены вертикальные и горизонтальные их составляющие. К конфл. Можно отнести забастовки, митинги, войны, наивысшее революция!

Политический конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции.

Положительные:

-выполняет стабилизирующую роль;

-способствует разрешению противоречий и обновлению общества;

-стимулирует переоценку ценностей;

-ускоряет момент кристаллизации новых структур;

-обеспечивает лучшее познание его участников.

Отрицательные:

-может привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

-может повлечь гибель людей и ликвидацию материальных ценностей;

-может привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях.

48 вопрос. Современные технологии государственных переворотов на примере арабских революции.

Цветные революции – это технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве инструмента шантажа молодежного протестного движения.

Цель любой цветной революции – осуществление государственного переворота, то есть захват и удержание власти насильственным путем. Объектом цветной революции выступают власть и властные отношения, предметом – политический режим.

Модель, лежащая в основе цветной революции, одна: это создание протестного движения, превращение его в политическую толпу и направление ее агрессии на действующую власть с целью заставить ее добровольно уйти с государственных постов и отказаться от управления страной.

в революциях Арабской весны есть свои особенности, отличающие их структурно и технологически от своих предшественников – цветных революций в Центральной Азии, Украине, Грузии и даже от т.н. «зеленой революции» в Иране 2009 года: к классической схеме реализации цветной революции (то есть государственного переворота) здесь добавлены механизмы обратной связи (итерационный механизм, хорошо известный математикам) и «управляемого хаоса», позволяющие управлять политической нестабильностью не только в рамках отдельно взятой, сравнительно небольшой страны (такой как Украина или Грузия), но и в масштабах целого региона (Ближнего Востока, Северной Африки

Механизм обратной связи – это специальный механизм коррекции, позволяющий в режиме реального времени выявлять и оперативно устранять недочеты в реализации схем цветных революций, модифицируя их под конкретные условия конкретной социокультурной среды. Именно такой механизм был впервые отработан в революциях Арабской весны, в которых государственные перевороты в странах, ставших жертвами волны «принудительной демократизации», осуществлялись не одновременно, а последовательно, по цепочке; причем в каждой последующей схеме реализации цветной революции учитывались ошибки, допущенные при реализации предыдущей схемы. Внедрение в технологические схемы цветных революций механизмов обратной связи, основанных на итерационных схемах, - это прямой результат их эволюционного развития, позволяющий погружать в революционные процессы уже не отдельные страны. а целые регионы.

Современные события в Украине (2013-14 гг.) также имеют отношение к цветным революциям – они в точности повторяют Египетский сценарий; следовательно, можно ожидать, что цветная революция в Украине также открывает дорогу к иностранной интервенции, как это было в Ливии и, возможно, будет в Сирии. Существует система мер, которая помогает уменьшить риски возникновения цветных революций. Она включает в себя три группы.

Первая группа мер направлена на выявление и перекрытие финансовых потоков, идущих на финансирование протестного движения.

Вторая группа мер направлена на вовлечение социальной базы протестного движения – молодежи в возрасте от 18 до 35 лет – в деятельность общественных организаций проправительственной направленности.

Третья группа мер – создание в обществе «клапанов по выпуску пара», сброса напряженности, не позволяющих обществу «перегреваться» наподобие парового котла и затем выплескивать накопившуюся энергию в виде социального взрыва.

Арабская весна — революционная волна демонстраций, протестов, восстаний и революций начавшихся в арабском мире 14 января 2011 года. Произошли революции в Иране, Тунисе, Египте и Йеменской Арабской Республике; гражданские войны в Ливии, Алжире и Судане; гражданские восстания в Бахрейне и Омане; и протесты в Кувейте, Мавритании, Саудовской Аравии и Западной Сахаре, а также приход к власти социал-демократов в Марокко.

Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контр-демонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима».

Причины Под влиянием финансового кризиса 2008 года начался рост цен на продовольствие, а так же падение цен на нефть. Таким образом бедное население арабских стран не смогло долго обеспечивать себя дорогим продовольствием, а экономия государств в социальном секторе привело к быстрому разорению населения.

Огромная пропасть между бедными и богатыми в совокупности с нарастающими протестами вызвала социалистические революции в некоторых странах. В других же, влияние тоталитаризма и коррупции вызвало буржуазно-демократические революции. Исключением стал Иран, в котором на смену исламисткого правительства пришло ещё более радикально-настроенное правительство.

Некоторые политологи считают, что революции и протесты были вызваны сверхдержавами, однако прямых доказательств этой точки зрения нет.

Наши рекомендации