Расследование страхового мошенничества при ДТП
Изучение первичной информации о ДТП.
Для получения полной картины ДТП, следует внимательного изучить всю первичную информацию, а именно: время сообщения о ДТП, кто сообщил, каким образом, описание сообщения, какое место указал заявитель, какие действия им предприняты.
При анализе документов по договору страхования, следует установить: срок действия полиса, время выдачи, кто из представителей его оформлял, сопутствующие документы, время уплаты взносов и сдачи полиса и квитанции, собственник транспортного средства, доверенное лицо, характер использования транспортного средства, место жительства страхователя, место работы страхователя, контактные телефоны.
При анализе документов, оформленных ГИБДД, нужно уточнить: время ДТП, выезжали ли на место сотрудники ГИБДД и время приезда сотрудников ГИБДД, кто выезжал и кто оформлял документы, какие документы составлены, квалификация ДТП, есть ли пострадавшие водители или пассажиры, есть ли свидетели ДТП и характер их показаний.
Следует проверить, правильность оформления документов сотрудниками ГИБДД.
При анализе истории страхователя, следует ответить на такие вопросы как: ранее заключенные договоры страхования, заявления о выплате, выплаты, отказы в выплате, страховые представители, сотрудники страховщика, свидетели сотрудники ГИБДД, фигурирующие по этим случаям, сроки опалы страховых взносов, фабулы событий, частота выплат по времени, места событий, другие участники, потерпевшие, свидетели страховых событий, транспортные средства, оценочные организации, прежние владельцы ТС по ПТС, нотариусы, оформлявшие доверенность.
Главные признаки обмана, которые нужно искать при анализе данных массивов информации – это повторяемость случаев, фамилий, марок автомобилей, мест событий, наличие родственных связей, одних и тех же страховых представителей, оценщиков, сотрудников ГИБДД или районных подразделений, крупные суммы выплат, «катастрофическое невезение» страхователя.
Основными версиями, которые выдвигаются после получения первичной информации, будут:
Имело место реальное ДТП, показания страхователя и потерпевшего соответствуют действительности.
Имело место реальное ДТП, но показания страхователя и потерпевшего не соответствуют действительности.
ДТП полностью или частично (время, место и др.)инсценировано страхователем и потерпевшим.
ДТП спровоцировано для получения денег со страхователя и страховщика.
Имеет место заявление о ДТП со страховкой «задним числом».
Следует заметить, что по общим правилам выдвижения и проверки версий необходимо каждую версию прорабатывать тщательно, полно, и одновременно с другими без отдания предпочтения какой-то конкретной. При не соблюдении указанной рекомендации, возможна потеря времени и необъективная оценка ситуации.
Для выдвижения и проверки версий неоценимую помощь оказывают признаки мошенничества (индикаторы).
К индикаторам страхового мошенничества в ДТП относятся:
Неправдоподобное объяснение обстоятельств ДТП страхователем или потерпевшим.
Несоответствие обстановки на месте ДТП объяснением его участников.
Несоответствие повреждений на ТС фабуле события.
У держателя полиса страхования ответственности небольшие повреждения, а у потерпевшего серьезные.
ДТП произошло в первые дни действия полиса ил в дни окончания срока действия полиса.
Сведение страхователя и потерпевшего содержат противоречия.
Местом ДТП является отдаленный участок местности.
ДТП имело место в выходной или праздничный день, в вечернее или ночное время.
В ДТП отсутствуют серьезно пострадавшие водители или пассажиры, несмотря на серьезные повреждения автомобилей.
Отсутствуют следы на месте ДТП, которые характерны для аварий.
Сегодня проблема выявления индикаторов (признаков) мошенничества в материалах выплатного дела и предоставленной заявителем информации в России решена с помощью внедрения компьютерной программы экспресс-анализа информации о страховом событии «Индикатор-ДТП». Указанная программа, содержащая более 150 индикаторов обмана, автоматически выявляет признаки страхового обмана, выдает вывод и список мероприятий по доказыванию мошенничества. Кроме того, программа создает базу данных по проверенным событиям и позволяет выявлять некоторые закономерности подозрительных событий: участие одних и тех же водителей, машин, схожие повреждения и др. Программу «Индикатор-ДТП» используют такие крупные российские компании как «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Россия», «Согласие», «УралСиб», «Руксо», «Жасо» и другие.
Осмотр места ДТП.
В идеале, на каждое ДТП с крупным ущербом, должен выезжать представитель страховщика или независимый аварийный комиссар, для проведения осмотра места ДТП, фиксации повреждений ТС и фотосъемки.
Целями такого осмотра являются:
объективный осмотр места ДТП с исключением сговора между участниками и сотрудниками ГИБДД;
предварительная фиксация повреждений транспортных средств и ущерба;
фиксация следов столкновения транспортных средств;
получение предварительных объяснений участников ДТП;
получение предварительных выводов о квалификации вины.
Прибыв на место ДТП, представитель страховщика фиксирует: улицу, площадь, перекресток, где произошло столкновение, вид происшествия, элементы улицы (мост, эстакада, пешеходный переход и др.), характеристику дороги, уклон дороги, поворот дороги, вид покрытия, состояние покрытия, ширину дороги и количество направлений, разметку, обочины, дорожные знаки, освещение на момент осмотра, видимость, общую обстановку на месте столкновения, взаимное расположение транспортных средств на дороге, следы шин, следы торможения, ширину колес и следов шин, признаки направления движения, наличие отделившихся от ТС частей и других объектов (колеса, частицы ЛКП, осколки стекол, осыпь грунта, перевозимого груза, следы жидкостей и др.), наличие следов соприкосновения ТС с окружающими предметами, наличие следов телесных повреждений, расположение пострадавших в ТС, изменение обстановки на момент осмотра, марка, модель, год выпуска, цвет ТС, внешние повреждения, модель шин, их износ, характер груза, его габариты, состояние рулевого управления, состояние тормозной системы, положения рычага ручного тормоза, состояние осветительных приборов, ветрового, боковых стекол, зеркал.
Подробный осмотр, как правило, позволяет выявить несоответствия в обстановке, повреждениях и описании ДТП. В качестве тактического приема осмотра можно рекомендовать видеосъемку (фотосъемку), с последующим просмотром записи и конкретизацией деталей.
Осмотр повреждений на транспортных средствах.
Следует очень внимательно подойти к осмотру повреждений, так как при качественном осмотре возможно выявить некоторые важные обстоятельства. Так, следует обратить внимание на то, откуда отделились части ТС, количество осколков фар и зеркала, наличие следов ржавчины на отделившихся деталях, наличие следов другого лакокрасочного покрытия в местах повреждений, чем у второго ТС. В любом случае, при обнаружении следов краски необходимо взять ее образцы для проведения последующей экспертизы. Для совмещения повреждений на двух автомобилях надо, измерить расстояние от поверхности дороги до повреждения на одном ТС, затем найти повреждение на другом ТС и сделать то же самое, а потом сравнить результаты. Особое внимание следует обратить на следы торможения, трения, юза, оставленные колесами, а также на следы осыпания, оставляемые при ударе. Следы повреждений и найденные отдельные фрагменты ТС следует сфотографировать и, по возможности, изъять.
Опрос участников ДТП.
Для получения полной и объективной картины страхового случая, рекомендуется опрашивать лиц, которые могут сообщить важную информацию о ДТП.
Тактика опроса заявителя по делам о ДТП
Правильно поставленные вопросы по делам о ДТП помогают разоблачить страховой обман, сэкономив на проведении дорогостоящих экспертиз. В этой статье мы дадим рекомендации по тактике опроса, с учетом опыта по успешно разоблаченным случаям страхового мошенничества.
Этап первый
По правилам тактики опроса участников ДТП лучше опрашивать раздельно, чтобы они не смогли сравнить и подкорректировать свои показания.
Нужно объяснить страхователю (потерпевшему) правомерность и важность ответов на вопросы. Например, такой фразой: «Для объективного и быстрого рассмотрения Вашего заявления и решения вопроса о страховой выплате, Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Это не займет много времени».
Этап второй
Вручите опрашиваемому лицу Анкету-вопросник для того, чтобы он ее заполнил, поставил дату и расписался.
АНКЕТА