Какими средствами достигается точность в текстах научного стиля?
Глоссарий:
Конструкция – сочетание слов со стороны их грамматической связи, словесное построение.
Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь; документ, на основе которого строится научное исследование.
Способ – прием, действие, метод, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Наличие – присутствие, существование.
Информация – сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Формальный – существующий только по видимости, по форме.
Логический – закономерный, разумный, последовательный.
Эмоциональный – вызванный, насыщенный эмоциями, выражающий их.
Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный.
Теоретик – человек, занимающийся теоретическими вопросами в какой-нибудь области знания.
Обобщенность — собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность
Точность - степень соответствия какому-нибудь образцу, плану или представлению
Неделя 6
Тема:Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Тема текста. Структура и смысл текста. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимся в различных падежах.
Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.
Справка
В каждой учебной научной дисциплине учебный материал представлен в виде совокупности текстов, раскрывающих содержание тем и подтем.
Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту.
Научный текст представляет собой единство тематической, логико-композиционной и смысловой организации. Тематическую структуру научного текста образует предмет научного исследования и аспекты его рассмотрения. К наиболее характерным типам текстов, выделяемых по их тематике, относятся тексты о понятиях и категориях науки, о свойствах, строении, функционировании объектов, о событиях, явлениях, процессах. Логико-композиционная структура научного текста во многом определяется его принадлежностью к жанру (статья, монография, диссертация и т.д.), а также логикой изложения.
Учебный научный текст – единица, содержащая сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном направлении, отражающем аспект рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине.
Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного текста.
Текст 1
В автобиографической заметк… «Коротко о себе» А.Ахматов… писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одесс… (Большой Фонтан). Мой отец в то время – отставной инженер-механик флот.... Годовалымребенк… я была привезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царско-сельские».
Стоит напомнить еще одну биографическую деталь, которая хотя и не сыграла такой определенной роли, как Царское Село, но значило для Ахматовой очень много. Это Черное мор…, юг, различные город… Крыма, Севастополь…, Киев. В Киев… Ахматова вышла замуж, и этот город навсегда связался в ее памят… с первыми, самыми счастливыми дням… жизни.
Выйдя замуж, Ахматова вернулась в Царское Село… Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Первое стихотворение… было напечатано в Париж… в 1907 году. В 1912 год… вышла первая книга – «Вечер». К тому времени она уже подписывалась псевдоним… Ахматова – по фамилии бабушк…-татарк...
(А. Павловский)
Схемы, задачи, ситуации
1.Выразительно прочитайте текст, правильно вставляя окончания существительных.
2.Что о своем детстве пишет А.Ахматова?
3.Подчеркните грамматическую основу предложений.
4.Определите падеж и склонение выделенных слов текста.
5.Составьте автобиографию.
Тема текста
В зависимости от отнесенности единиц текста к его теме, композиции или содержанию можно выделить тематическую, композиционную и содержательную структуры.
Тематическую структуру текста образует предмет изложения, рассмотренный с той или иной степенью детализации. Предмет изложения, то есть то, о чем сообщается в тексте, составляет его тему.
Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Чаще всего тема обозначается в первом предложении, иногда она может быть обозначена во втором предложении. Очень редко встречаются случаи, когда тема обозначается в виде слова - тема в конце текста или ближе к концу данного словесного целого.
Текст 2
И впрямь Авдотья Николавна была прелакомный кусок.
Идет, бывало, гордо, плавно чуть тронет землю башмачок;
В Тамбове не запомнят люди такой высокой, полной груди:
Бела как сахар, так нежна, Что жилка каждая видна.
Казалося: для нежной страсти она родилась. А глаза ...
Ну, что такое бирюза?
Что небо? Впрочем, я отчасти поклонник голубых очей
И не гожусь в число судей.
А этот носик! эти губки,
Два свежих розовых листка!
А перламутровые зубки,
А голос сладкий, как мечта!
Она картавя говорила;
Нечисто «р» произносила;
Но этот маленький порок
Кто извинить бы в ней не мог?
М.Ю.Лермонтов «Тамбовская казначейша»
Текс 3
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы;
Ходит плавно - будто лебедушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове»
Задания к тексту:
1.Определите тему и главную мысль каждого отрывка из произведений М. Ю. Лермонтова.
2. Что объединяет эти два отрывка?
3. Выпишите словосочетания: имя прилагательное + имя существительное.
4. Опишите свою подругу или друга, используя имена прилагательные.