Какими средствами достигается точность в текстах научного стиля?

Глоссарий:

Конструкция – сочетание слов со стороны их грамматической связи, словесное построение.

Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь; документ, на основе которого строится научное исследование.

Способ – прием, действие, метод, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Наличие – присутствие, существование.

Информация – сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Формальный – существующий только по видимости, по форме.

Логический – закономерный, разумный, последовательный.

Эмоциональный – вызванный, насыщенный эмоциями, выражающий их.

Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный.

Теоретик – человек, занимающийся теоретическими вопросами в какой-нибудь области знания.

Обобщенность — собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность

Точность - степень соответствия какому-нибудь образцу, плану или представлению

Неделя 6

Тема:Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Тема текста. Структура и смысл текста. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимся в различных падежах.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

В каждой учебной научной дисциплине учебный материал представлен в виде совокупности текстов, раскрывающих содержание тем и подтем.

Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту.

Научный текст представляет собой единство тематической, логико-композиционной и смысловой организации. Тематическую структуру научного текста образует предмет научного исследования и аспекты его рассмотрения. К наиболее характерным типам текстов, выделяемых по их тематике, относятся тексты о понятиях и категориях науки, о свойствах, строении, функционировании объектов, о событиях, явлениях, процессах. Логико-композиционная структура научного текста во многом определяется его принадлежностью к жанру (статья, монография, диссертация и т.д.), а также логикой изложения.

Учебный научный текст – единица, содержащая сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном направлении, отражающем аспект рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине.

Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного текста.

Текст 1

В автобиографической заметк… «Коротко о себе» А.Ахматов… писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одесс… (Большой Фонтан). Мой отец в то время – отставной инженер-механик флот.... Годовалымребенк… я была привезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царско-сельские».

Стоит напомнить еще одну биографическую деталь, которая хотя и не сыграла такой определенной роли, как Царское Село, но значило для Ахматовой очень много. Это Черное мор…, юг, различные город… Крыма, Севастополь…, Киев. В Киев… Ахматова вышла замуж, и этот город навсегда связался в ее памят… с первыми, самыми счастливыми дням… жизни.

Выйдя замуж, Ахматова вернулась в Царское Село… Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Первое стихотворение… было напечатано в Париж… в 1907 году. В 1912 год… вышла первая книга – «Вечер». К тому времени она уже подписывалась псевдоним… Ахматова – по фамилии бабушк…-татарк...

(А. Павловский)

Схемы, задачи, ситуации

1.Выразительно прочитайте текст, правильно вставляя окончания существительных.

2.Что о своем детстве пишет А.Ахматова?

3.Подчеркните грамматическую основу предложений.

4.Определите падеж и склонение выделенных слов текста.

5.Составьте автобиографию.

Тема текста

В зависимости от отнесенности единиц текста к его теме, композиции или содержанию можно выделить тематическую, композиционную и содержательную структуры.

Тематическую структуру текста образует предмет изложения, рассмотренный с той или иной степенью детализации. Предмет изложения, то есть то, о чем сообщается в тексте, составляет его тему.

Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Чаще всего тема обозначается в первом предложении, иногда она может быть обозначена во втором предложении. Очень редко встречаются случаи, когда тема обозначается в виде слова - тема в конце текста или ближе к концу данного словесного целого.

Текст 2

И впрямь Авдотья Николавна была прелакомный кусок.

Идет, бывало, гордо, плавно ­чуть тронет землю башмачок;

В Тамбове не запомнят люди такой высокой, полной груди:

Бела как сахар, так нежна, Что жилка каждая видна.

Казалося: для нежной страсти она родилась. А глаза ...

Ну, что такое бирюза?

Что небо? Впрочем, я отчасти поклонник голубых очей

И не гожусь в число судей.

А этот носик! эти губки,

Два свежих розовых листка!

А перламутровые зубки,

А голос сладкий, как мечта!

Она картавя говорила;

Нечисто «р» произносила;

Но этот маленький порок

Кто извинить бы в ней не мог?

М.Ю.Лермонтов «Тамбовская казначейша»

Текс 3

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы;

Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Аленой Дмитревной.

М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове»

Задания к тексту:

1.Определите тему и главную мысль каждого отрывка из произведений М. Ю. Лермонтова.

2. Что объединяет эти два отрывка?

3. Выпишите словосочетания: имя прилагательное + имя существительное.

4. Опишите свою подругу или друга, используя имена прилагательные.

Наши рекомендации