Тема 10. Управление операциями
1. Операционный менеджмент: содержание, цели, задачи и функции.
Операционный менеджмент - это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги компании. Операционный менеджмент является частью общего менеджмента. При этом операционные менеджеры часто используют в своей работе методы и инструменты исследования операций и научной организации управления и занимаются вопросами, связанными с производственным инжинирингом. Операционный менеджмент является составной частью управления цельной системой, внутри которой производится или распределяется продукт. Цель операционного менеджмента-формирование эффективной системы управления операциями в производстве, сервисе. Предмет операционного менеджмента- закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации. Основная задача операционного менеджмента- построение управленческих систем, обеспечивающих выполнение необходимых действий и процедур для получения рыночного результата от функционирования операционной системы любой.
Основные функции операционного менеджмента - планирование , организация, мотивацию , контроль и координация .
- планирование предполагает выбор цели организации ( на далее - операционной системы) , а также инструментов и механизмов их достижения.
- организация- четкость выполнения операций, четкая взаимосвязь исполнителей и подразделений операционной системы и повышается эффективность труда .
- мотивация- создание внутренней мотивации для исполнителей в части эффективного соблюдения своих обязанностей ( а точнее - осуществление операций).
- контроль- система четкий процесс , с помощью которого операционные менеджеры регулируют деятельность организации
- координация- является важным звеном в деятельности операции системы , где реализуется определенный комплекс операций .
10. 2. Методы операционного планирования
Оперативное планирование является завершающим этапом планирования на предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу в течение декады (10 дней), недели, суток и смены, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия.
Главной целью оперативного планирования является обеспечение равномерного, бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.
В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие:
разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т. п.);
объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; составление оперативных программ основных производственных цехов;
10. 3. Критерии эффективности управления операциями.
Понятие эффективности играет чрезвычайно важную роль в деятельности людей и организаций. Это объясняется тем, что в общем случае возможные способы достижения поставленной цели обладают разной эффективностью. Поэтому их необходимо сравнить между собой и выбрать наилучший, т.е. такой вариант действий, который имеет наибольшую эффективность. Именно в этом и заключается проблема принятия управленческих решений. Эффективность операции — это степень соответствия реального и требуемого результатов операции, или, иными словами, степень достижения цели операции. При этом нельзя забывать, что цель и результат операции включают в себя не только полезный эффект, но и затраты ресурсов, в том числе времени. Эффективность деятельности организаций зависит от воздействия различных по своей природе факторов. Обычно под фактором понимают движущую силу какого-либо процесса или условие, которое влияет на этот процесс. С точки зрения теории эффективности все факторы, влияющие на организацию, принято различать по характеру их воздействия на эффективность проводимых операций. При этом выделяют три основные группы факторов: качество активных средств, способы применения активных средств и условия применения активных средств операции.
- Качество активных средств является важным фактором, определяющим эффективность операций. Активные средства — это ресурсы, используемые для проведения операции. В роли активных средств выступают люди, а также материальные, технологические, энергетические, информационные и финансовые ресурсы. Активные средства можно рассматривать как «инструменты», используемые для достижения цели операции.
- Способы применения активных средств — следующая важная группа факторов, влияющих на эффективность операций. Эти факторы представляют собой порядок и приемы использования активных средств (ресурсов) для решения поставленных задач. Для каждого типа активных средств характерны свои, специфические способы применения.
- Условия применения активных средств характеризуются воздействием внешней и внутренней среды организации на ход и результат операции.