Расширение поля зрения
При чтении глаза человека находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной. Скорость переработки информации зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения следует рассматривать как повышение способности воспринимать информацию в большем объеме в единицу времени при остановке глаз во время чтения.
Как показывают аппаратурные исследования, движение глаз но строке и по странице происходит в виде совокупности микродвижений с очень небольшой амплитудой. И существенное значение для совершенствования техники чтения имеет различие между человеком, читающим быстро и медленно, заключающееся не в скорости движении глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.
Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле при чтении глаза совершают скачкообразные, так называемые сакадические, движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т. е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.
Для выявления рациональной техники движения глаз важно знать, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно.
Изучение движения глаз является объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области нейрокибернетики. Анализ исследований специалистов, изучающих движение глаз при чтении, показывает, что для повышения скорости чтения необходимо:
1) уменьшать число фиксаций глаз и их длительность;
2) увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;
3) уменьшать число регрессий.
Эти требования удовлетворяются при такой организации чтения, при которой глаза читающего двигаются вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы с небольшими колебаниями вправо и влево. При традиционном, медленном чтении глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо и по окончании каждой строчки вновь возвращаются к началу следующей. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути - прямой линии. Поэтому для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение, существенно сокращающее время поиска информативных фрагментов текста и способствующее чтению вертикальным движением глаз.
Исследования специалистов убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит считывание информации, существенно зависит от обучения. Удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые позволяют значительно расширить поле зрения и решить задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом явились тестовые таблицы Шульте или аналогичные им по характеру действия буквенные таблицы А. М. Ильина. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или в алфавите не более чем за 25 с.
Таблицы Шульте обычно применяют для исследования и развития психического темпа восприятия, и, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица комплекта представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, измеряется по секундомеру. Читатели с хорошими параметрами внимания и с расширенным полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и может доходить до 11-12 с, а в некоторых случаях и до 7-8 с.
При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что главное в тренировке - расширение поля зрения, достигаемое только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематических и осознанных тренировках. Таблицы Шульте - это модель страницы текста, и работа с ними включает два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе необходимо выполнить требование - перед началом работы с таблицей зафиксировать взгляд в ее центре с одновременным выполнением условия - видеть всю таблицу целиком.
Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 или всех букв в их алфавитной последовательности, но путем охвата взором всей таблицы с фиксацией взгляда в центре, а не сканированием глаз с их перескакиванием с одной цифры (буквы) на следующую по порядку. Именно в этом случае раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. При фиксации взгляда в центре таблицы в матрицу оперативной памяти мозга отправляется вся таблица.
Итак, приведем основные правила работы с таблицами Шульте (или буквенными таблицами).
· Во всех таблицах находить цифры (буквы) необходимо беззвучным счетом в возрастающем порядке от 1 до 25 или от А до Я (без пропуска). Перебирать все таблицы можно в любом порядке. Найденные цифры указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания не должно превышать 25 с, с постепенным сокращением этого времени путем наращивания скорости считывания.
· Перед началом работы с таблицами взгляд фиксируется в их центре, и необходимо видеть всю таблицу целиком.
· При поиске следующих по порядку цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы, а горизонтальные движения глаз (точнее говоря, их сканирование) запрещены.
· При выработке приемов считывания таблиц можно проводить эти тренировки без карандаша, используя только поисковые движения взглядом.
Развитие периферического зрения и расширение поля зрения может осуществляться и с помощью слогового треугольника, предложенного А.М. Ильиным. Использование этой пирамиды состоит в последовательном соединении слогов, разнесенных на грани треугольника, в слова при фиксации взгляда по центральной разделительной линии. Упражнение постепенно усложняется последовательным переходом от вершины к основанию треугольника. Дальнейшее усложнение достигается увеличением расстояния между слогами.
Развитое периферическое зрение у читающего есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте. Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.
Следующее упражнение, которое называется «метод штурма», помогает освоить такую технику движения глаз. Основная задача этого упражнения состоит в том, чтобы помочь мозгу так изменить программу восприятия текста, чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. При этом необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга, так как в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом.виде направляется только самое главное, а второстепенное либо остается «на потом», либо не воспринимается вовсе.
Когда глаза человека читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами. Взгляд отклоняется от вертикали лишь в случае восприятия новой информации: глаза как бы выполняют непроизвольную команду мозга, поступившую в результате того, что в кладовой памяти после практически мгновенного перебора не оказалось тех сведений, о которых пошла речь в тексте. Эти прочитанные данные вызывают интерес у читающего и должны быть освоены. Как только это произойдет, вновь читающий возвращается к вертикальному чтению. Отклонения от вертикального чтения у быстро читающего достаточно редки, так как все тексты избыточны. Нахождение и обработка только содержательной части текста является основной задачей быстрого чтения, и навык вертикального движения глаз - один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.
В основе использования «метода штурма» лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 с, и за это время необходимо действительно прочитать, а не пробежать глазами текст.
При этом следует помнить, что «метод штурма» - это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы. Главное при таком чтении - строго вертикальное движение глаз но центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз - их остановка и частично горизонтальные движения - допустимы, но только в местах с наибольшей информационной плотностью.
Условием реализации и закрепления этого метода является ежедневное чтение в течение нескольких дней одной-двух книг объемом 100-150 страниц «методом штурма» за 25-30 мин с использованием только вертикального движения глаз и усвоением основного смысла прочитанного.
Упражнение № 3Прочитайте текст.