Типы и виды изданий искусствоведческой литературы, изоиздаиий, нотных изданий
Научные издания по искусству фиксируют с профессиональной степенью глубины процесс и результаты научных искусствоведческих исследований, именно они позволяют судить о современном уровне развития отечественной и мировой науки об искусстве, наиболее актуальных направлениях ее развития. К научным изданиям относятся публикации произведений, созданных в таких литературных жанрах, как монография, научный очерк, научная статья и тд., а также соответствующим образом подготовленные документы и материалы по истории искусства, представляющие несомненный научный интерес.
Целевое назначение изданий этого типа — содействие дальнейшему развитию научных исследований и самого искусства —• определяет и своеобразие читательского адреса: книги предназначены не только специалистам конкретных отраслей искусствоведческих наук, в том числе преподавателям и аспирантам, но и деятелям определенных сфер искусства (художникам, режиссерам и т.д.).
Типы и виды изданий искусствоведческой литературы.Преобладает 10 типов.
научные издания - результаты теоретических или экспериментальных исследований. Монографии, сборники авторские и коллективные собрания сочинений либо выдающихся деятелей. Издательства «Наука», «Искусство».
научно-популярные издания - тоже что и научная, но изложено в форме доступной для понимания неподготовленным читателем. Учебные издания - система сведений научного и прикладного характера изложенные в форме доступной для обучения. Выходят учебники и учебные пособия, краткий исторический аспект для школьников, учебно-методические пособия - курс лекций, учебно-наглядные пособия.
Справочные издания - сведения научного или прикладного характера расположенные в порядке удобном для их быстрого отыскания. Энциклопедии, словари. «Энциклопедия. Музыка» изд. БРЭ.
Научно-информационные издания - содержит краткие сведения об опубликованных и неопубликованных изданиях по искусству. Книжная палата -отдел. Книжное обозрение - сигнальный экземпляр. «Библиография искусств».
Серия «Жизнь в искусстве» изд. Искусство. Выпускается с 1967 года. Это биографическая серия в ней более 150 изданий. До 90 года выходило 5-7 изданий в год, сейчас 1 издание в год. Присутствуют вступительные статьи, примечания, список иллюстраций. Для подготовки серии создана специальная редколлегия. В серии выходят научно-популярные монографии, подготовленные искусствоведами, иногда исторические романы, иногда беллетризированные биографии. Тематика делится на 6 разделов: жизнь и творчество русских и зарубежных художников, скульпторы и архитекторы, актеры русского и зарубежного театров, драматурги, меценаты, композиторы. Серия открыта и продолжается.
Изоиздания: книжные (альбом), листовые издания и художественные иллюстрации в печатных изданиях. Альбом - 2 разновидности: текст + иллюстративный ряд, вплетенный в ткань текста, сборник репродукций - альбом - каталог «Государственный Эрмитаж». В начале выступает статья научного, научно- популярного и популярного характера - уровень определяется рядом иллюстраций.
Художественные альбомы: персональные и общие. Листовые издания: плакат, репродукция, эстампы (оттиск с авторского экземпляра на литографском камне), открытки.
Нотные издания. Основные виды и типы. Типизируются по ряду признаков, в том числе: По целевому назначению (научные, учебные, концертные). По читательскому адресу (для профессионалов и полупрофессионалов). По составу (собрания сочинений, сборники, моноиздания).
Отдельное издание одного произведения (моноиздание) и сборник научных трудов — наиболее распространенные виды научных изданий литературы по искусству.
Моноиздания представляют в основном монографии.
Научная новизна — неотъемлемая черта произведений этого типа литературы.
Для изданий этого типа характерно присутствие оригинального иллюстративного материала, тщательно продуманного и нередко представляющего самостоятельный научный интерес справочного аппарата (в том числе библиографического).
Коллективные монографии создаются, как правило, в научно- исследовательских центрах (академических институтах, музеях,
специальных высших учебных заведениях и пр.) в течение нескольких лет и встречаются в репертуаре искусствоведческих изданий достаточно редко.
Сборники как наиболее гибкий вид издания позволяют объединить в своем составе научные искусствоведческие сочинения по разным признакам, при этом основным для данного отраслевого комплекса выступает общность тематики.
Постоянное место в отечественном репертуаре научных изданий литературы по искусству традиционно занимают, например, продолжающиеся сборники научных трудов (в том числе ежегодники), в подготовке и выпуске которых активное участие принимают Академия художеств РФ, музеи (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, а в последнее время — историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Музей кино и др.) и т.д.
Собрание сочинений представлено в комплексе научных изданий в основном собранием избранных сочинений выдающихся теоретиков искусства: искусствоведов (И.Э. Грабаря, М.В. Алпатова и др.), художественных критиков (В.В. Стасова), деятелей разных видов искусства (К.С. Станиславского, К.С. Малевича, В.В. Кандинского и др.) — основоположников различных школ, направлений, стилей.
Научно-популярные издания литературы по искусству,популяризирующие как искусствоведческие знания, так и само искусство, его виды и жанры, имеют в данном разделе самый широкий читательский адрес: от массового читателя до читателя-специалиста. Книги, как правило, обильно иллюстрированные, имеют разную степень сложности, которая зависит от уровня эстетического развития и уровня образования потенциального читателя, значительная их часть издается в сериях.
Наибольшей популярностью пользуются произведения, созданные в жанре научно-популярной биографии.
Круг научно-популярных изданий по искусству не ограничивается лишь биографическими изданиями, регулярно выходят книги классических и современных авторов по эстетике, теории и истории искусства, которые помогают формировать художественный вкус, знакомят читателей со спецификой отдельных видов искусства, расширяют представление о художественных эпохах, стилях, течениях и т.д.
Основными видами научно-популярных искусствоведческих изданий выступают отдельное издание одного произведения и сборник.
Учебные издания представлены в искусствоведческом комплексе разнообразными учебниками и учебными пособиями, адресованными как учащимся, так и всем желающим самостоятельно приобрести теоретические знания и практические навыки в какой-либо области искусства, а также всеми видами учебно-методических изданий.
Отличительной чертой этих изданий является наличие обширного и разнообразного иллюстративного материала, библиографических списков наиболее интересны^ и значительных с точки зрения конкретного читательского адреса источников по основным разделам учебного материала.
Учебные искусствоведческие издания могут носить теоретический или практический характер. Учебные пособия, предназначенные для самообразования, в самих названиях используют термины «школа», «самоучитель».
Справочные искусствоведческие издания выпускаются в виде энциклопедий, энциклопедических словарей, словарей, справочников (каталогов, художественных путеводителей, календарей, хронографов) адресованных разным группам потребителей.
К энциклопедиям примыкают отраслевые энциклопедические словари: «Кино», «Балет», «Энциклопедический музыкальный словарь» и пр.
Особенностью всех искусствоведческих энциклопедических изданий является богатый иллюстративный материал, не только дополняющий литературный текст, но и служащий важным источником информации о произведениях разных видов искусства.
Среди искусствоведческих изданий присутствуют сюжетные словари, поясняющие мифологические, литературные, исторические сюжеты произведений искусства, терминологические, переводные и прочие словарные издания.
Активно издаются разнообразные по тематике, структуре, формам подачи материала справочники по искусству: «Оперные либретто»,«111 опер»,«111 симфоний», «В мире антиквариата. Путеводитель для любителей антиквариата и коллекций» и пр.
Оригинальными видами справочника выступают в искусствоведческом комплексе каталоги художественных музеев, выставок и пр., представляющие собой построенные по алфавиту или хронологии перечни произведений, составляющих какую-либо коллекцию в целом или ее раздел.
Помимо основных четырех типов в составе комплекса искусствоведческих книг присутствуют такженаучно- информационные издания, представляющие тематические и тематико- хронологические обзоры, рефераты, а также тезисы докладов на научных съездах, конференциях, посвященных актуальным проблемам искусствознания, памятным датам в истории искусства и т.д.
И производственно-технические издания практического характера, адресованные либо специалистам, стремящимся расширить знания и усовершенствовать навыки в профессиональной деятельности, повысить уровень мастерства, либо любителям, желающим приобрести первоначальный опыт в какой-то сфере художественного творчества.
Заметное место среди искусствоведческих изданий занимают мемуары выдающихся деятелей искусства прошлого и настоящего времени, их современников — участников художественного процесса (собирателей, коллекционеров, меценатов и т.д.), искусствоведов.