Информационные знаки: понятие, классификация, характеристика основных видов
Информационные знаки— условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Товарные знаки— обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических или физических лиц.
Классификация товарных знаков.
В зависимости от назначения товарные знаки подразделяют на три подгруппы — фирменные, ассортиментные (именные) и страны происхождения.
Фирменные знаки — знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.
Существуют три основных типа обозначения фирменных знаков:
фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, они могут иметь знак ©.
По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами и регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом.
Престижные знакиприсваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.
Ассортиментные товарные знаки — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.
Примером видового товарного знака могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).
Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.
Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы
Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные.
Коллективным является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Индивидуальные товарные знаки — это знаки, принадлежащие одному владельцу, однако они не указываются в действующем законодательстве и нормы их применения не установлены.
Знаки наименования мест происхождения товара.Наименование мест происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Знаки соответствия или качества. Эти знаки подразделяются на знаки соответствия, знаки обращения на рынке и знаки качества.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальный знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами.
Транснациональные (региональные) знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.
Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак CENELEC, учрежденный Европейской электротехнической комиссией (CENELEC).
знаки качества. В отличие от первых знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.
Штриховой код (ШК)— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Компонентные знаки— знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.
К наиболее часто встречающимся на импортных товарах информационным знакам относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.
Размерные знаки — знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.
Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.
Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
Предупредительные знаки— знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Предупредительные знаки подразделяют на два вида:
1) предупреждающие об опасности;
2) предупреждающие о действиях по безопасному использованию.
Экологические знаки.Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека.
13. Средства товарной информации: виды, формы; требования к товарной информации.
Товарная информация – сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей - субъектов хозяйственной деятельности.
В зависимости от назначения товарная информация делится на три вида:
Основополагающаятоварная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для его идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.
К основополагающей информации относят: вид и наименование товара; сорт; масса нетто; наименование предприятия – изготовителя; дата выпуска; срок хранения.
Коммерческаятоварная информация – сведения о товаре дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителя, поставщиков, продавцов, но малодоступные потребителю.
К коммерческой информации относят данные о предприятиях-посредниках; НД; ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД; штрих код и т.д.
К коммерческой товарной информации также относят сведения указанные в ТСД.
Потребительская товарная информация– сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара. К потребительской информации относят: пищевую ценность; состав; функциональное назначение; способы использования; безопасность, надёжность и др. Красочные изображения на товаре и упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Товарная информация в зависимости от формы выражения сведений может быть:
словесной (наиболее доступна для грамотного населения на соответствующем языке, но громоздка, требует времени на чтение и осмысление),
цифровой (применяется для дополнения словесной, но иногда доступна лишь профессионалам коды ОКП, ОКПО),
изобразительной (дополняет предыдущие виды, создает потребительские предпочтения за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателя),
символической (требует профессиональной подготовки покупателя),
штриховой.
Общие требования к товарной информации регламентируются законом «О защите прав потребителя».
три Д:
1-е «Д» - достоверность – предполагает правдивость, объективность сведений о товаре.
Недостоверность информации может говорить об информационной фальсификации.
2-е «Д» - доступность (принцип информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей):
o языковая доступность – представление информации на государственном языке
o востребованность – требование закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца предоставить ее по первому требованию.
o понятность – использование общепринятых понятий и терминов.
3-е «Д» достаточность – рациональная информационная насыщенность исключает предоставление неполной и излишней информации.
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические или нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. Эти средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общее для них – наличие основополагающей информации.