Система метеорологических минимумов в гражданской авиации
Для обеспечения безопасности и регулярности полетов устанавливаются следующие минимумы:
- аэродрому
- воздушного судна;
- командира воздушного судна;
- вида авиационных работ.
Каждый из первых трех основных типов минимумов (кроме минимума вида авиационных работ) в свою очередь подразделяется на минимумы для взлета и посадки. Также, некоторые из минимумов вводятся отдельно для полетов по ППП или ПВП. Рассмотрим подробнее каждый из этих минимумов.
1. Минимум аэродрома для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.
2. Минимум аэродрома для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.
3. Минимум аэродрома для визуального захода на посадку - минимально допустимые значения, минимальной высоты снижения, видимости и высоты нижней границы облаков, при которых на данном аэродроме разрешается производить визуальный заход на посадку на ВС данной категории.
4. Минимум воздушного судна для взлета - минимально допустимое значение видимости на ВПП, позволяющее безопасно производить взлет на воздушном судне данного типа.
5. Минимум воздушного судна для посадки - минимально допустимые значения
видимости на ВПП и ВПР, позволяющие безопасно производить посадку на воздушном судне данного типа.
6. Минимум ВС для визуального захода на посадку - минимально допустимые значения минимальной высоты снижения и видимости, позволяющие безопасно производить визуальный заход на посадку на ВС данного типа.
7. Минимум командира воздушного судна для взлета - минимально допустимое значение, видимости на ВПП, при котором командиру разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.
8.Минимум командира воздушного судна для посадки - минимально допустимые
значения видимости на ВПП и ВПР (ВНГО), при которых командиру разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.
9. Минимум командира воздушного судна для полетов по ПВП - минимально
допустимые значения видимости и высоты нижней границы; облаков, при которых командиру разрешается выполнять визуальные полеты на воздушном судне данного типа.
10. Минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение вида авиационных работ с применением правил полетов (ПВП, ППП), установленных для данного вида работ.
Для обеспечения безопасности полетов и эффективности их в сложных метеорологических условиях устанавливаются категории ИКАО точных заходов на посадку и посадок:
- категория I ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам с ВПР не менее 60 м, и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м.
- категория II ИКАО-—-точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;
- категория III ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 м;
- категория IIIв ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам: с высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м;
- категория III с ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.
Примечание. Если ВПР и дальность видимости на ВПП подпадают под разные категории, то категория, к которой следует относить данный полет, может определяться либо ВПР, либо дальностью видимости на ВПП. Полет будет выполняться по категории с более низкими минимумами.
Для аэродромов, воздушных судов, командиров воздушных судов, видов авиационных работ могут устанавливаться ограничения по скорости ветра.
Необходимо помнить, что в каждом конкретном случае минимум для взлета (посадки, полета по маршруту, району авиационных работ) определяется, исходя из минимумов аэродрома, воздушного судна командира воздушного судна, вида авиационных работ по наивысшему из них. К примеру, если минимум командира ВС, заходящего на посадку составляет 30x550, а минимум аэродрома для посадки данного воздушного судна равен 80x1000, то диспетчер должен сравнить оба этих минимума со фактическими значениями метеоэлементов ВНГО и видимости (например, 60x800) с высшим из двух рассматриваемых минимумов - аэродрома или командира ВС. В нашем примере мы выбираем минимум аэродрома (80x1000), т.к. он выше минимума командира ВС (30x550), сравниваем этот минимум с фактическими метеоусловиями (60x800), и приходим к выводу, что посадка ВС на данном аэродроме будет считаться нарушением минимума погоды. В этом случае, при наличии достаточного количества топлива на борту, командир должен принять решение о следовании на запасной аэродром. Необходимо также помнить, что не имеет права запрещать выполнение взлета или посадки при погоде хуже минимума, но обязан своевременно информировать экипаж ВС о складывающейся метеорологической остановке для принятия решения командиром о порядке дальнейшего выполнения полета.