Классификация ситуаций, требующих решения
Ситуации – совокупность событий и обстоятельств, которые возникают под влиянием внутренних и внешних факторов деятельности организации, развиваются во времени и пространстве, нарушают ее нормальное функционирование, требуют перевода организации в новое состояние.
Ситуации классифицируются по следующим признакам:
а) по масштабу действий.
Общесистемные; подсистемные; возникающие в элементах;
б) по содержанию.
Экономические; психологические; организационные; социальные и т.д.;
в) по степени сложности.
Простые; сложные (проблемные);
г) по степени структуризации.
Хорошо структурированные; трудно поддающиеся анализу;
д) по степени новизны.
Стандартные; нестандартные (зачастую требуют творческого подхода к выбору решения, т.к. аналогов не имеет);
е) по временному признаку.
Краткосрочные; долгосрочные;
ж) по причинам возникновения.
Случайные обстоятельства; ситуации создаваемые искусственно (например, со стороны конкурентов); появление новой цели; сохранение функционирования объекта на оптимальном уровне.
Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение целей выполнения задач (потенциал кадров, производительность труда, состояние выполнения плана, состояние материально-технической базы, соотношение между материальными ресурсами и поставленными задачами).
Для успешного разрешения управленческой ситуации на основе качественной информации необходимо правильно ее оценить. Чтобы полно охарактеризовать ситуацию нужно ответить на семь вопросов: кто (субъект)?, что (объект)?, чем (средство)?, почему (цель)?, когда (время)?, где (место)?, как (способ)?
Управление, основанное на выявлении ситуаций, их классификации и способов его разрешения, называется ситуационным. Впервые понятие было введено американцем Моклером.
Одна из задач ситуационного подхода состоит в том, чтобы понять – как организация реагирует на меняющиеся условия и специфические обстоятельства, каким образом можно формировать типы организаций, системы и процессы управления наиболее соответствующие таким ситуациям.
5. классификация управленческих решений:
по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
по масштабам воздействия: общие и частные;
по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;
по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
классификация управленческое решение
по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;
по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
по направлению воздействия: внутренние и внешние;
по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
по способу фиксации: письменные и устные
правленческое решение – это некий шаг (часть деятельности менеджера), результатом которого является осуществление действия для достижения цели предприятия. Данное понятие рассматривается как:
- фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.;
- процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы;
- выбор альтернативы при решении проблемы. Объектом управленческого решения могут быть проблемы, связанные с разрешением каких либо теоретических или практических вопросов.
Существуют требования, применяемые к управленческим решениям, – всесторонняя обоснованность решений; правомерность; непротиворечивость; своевременность; обеспеченность ресурсами; ясность и лаконичность.
Практически все управленческие решения можно рассматривать по нескольким основным критериям:
- по масштабам:
а) глобальные (обязательные решения);
б) локальные (затрагивают конкретные структурные подразделения предприятия);
- по продолжительности периода реализации:
а) краткосрочные (период менее 1 года);
б) среднесрочные (период от 1 года до 5 лет);
в) долгосрочные (период от 5 лет и более);
- по направленности воздействия:
а) внешние,
б) внутренние;
- по степени влияния на будущее организации:
а) стратегические (определяют общие цели, дальнейшего развития организации);
б) тактические – разработка определенных методов достижения долгосрочных целей;
- по функциональному назначению:
а) регулирующие (метод выполнения тех или иных действий);
б) координирующие концентрируют усилия вокруг проблемы;
в) контролирующие;
- по обязательности выполнения:
а) директивные (подлежат обязательному исполнению и принимаются только руководством фирмы);
б) рекомендательные (не являются обязательными для исполнения, так как принимаются совещательными органами фирмы);
- по степени запрограммированности:
а) запрограммированные (принимаются на основе уже имеющегося опыта);
б) незапрограммированные (при принятии такого решения нет конкретного шаблона);
- по сфере реализации:
а) в сфере исследований;
б) в сфере производства;
в) в сфере торговли;
г) в сфере услуг;
д) в сфере управления персоналом;
- по способам принятия:
а) интуитивные;
б) адаптивные;