При всяком загорании сигнальной лампы «РБ» на пульте управления необходимо установить причину, вызвавшую это срабатывание

12.5.1. Причиной загорания сигнальной лампы «РБ» может быть:

- боксование одной или нескольких колесных пар;

- нарушение электрической схемы моста (оборван или сгорел резистор моста реле боксования, неисправность катушки повторителя);

- неправильное соединение высоковольтных проводов одного из тяговых двигателей (после вцепки вагона в депо).

- разрушение упругой муфты (якорь тягового двигателя вращается с большой скоростью и при этом слышен характерный воющий звук), срыв фланцев упругой муфты с вала, срыв венца малой шестерни тягового редуктора с вала, излом вала малой шестерни, разъединение половинок редуктора. Локомотивная бригада обязана выяснить причину неисправности, состояние редуктора и его подвески, свободность вращения колесной пары и выключить неисправный вагон из тяги. В случае срыва венца малой шестерни тягового редуктора с вала или разъединения половинок редуктора, а так же отсутствия одного из полуфланцев резино-кордовой муфты – машинист электропоезда доводит поезд до ближайшей станции, со скоростью обеспечивающей безопасность движения, где неисправный вагон должен быть выцеплен. При этом неисправный узел во время движения электропоезда должен постоянно находиться под наблюдением помощника машиниста (через смотровой люк в вагоне).

- заклинивание колесной пары. Машинист осматривает колесно-моторный блок и по возможности определяет причину её заклинивания. При этом необходимо проверить нагрев букс, якорных подшипников, подшипников редуктора, состояние резино-кордовой муфты, состояние подвески редуктора и его сочленяющих болтов. После чего локомотивная бригада обязана принять меры к расклиниванию колесной пары путем кратковременного движения поезда вперед-назад, (для лучшей реализации силы, направленной на расклинивание колесной пары, кратковременное движение осуществлять только на той секции, на которой обнаружена неисправность). В случае заклинивания вала якоря тягового двигателя по возможности разрезать резино-кордовую муфту. Замерить глубину ползуна (глубина ползуна определяется по таблице № 1 приведенной в конце данного пункта) и далее действовать согласно Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава. В случае если не удается расклинить заклиненную колесную пару, то следование электропоезда осуществляется с заклиненной колесной парой со скоростью не более 10 км/час, а по переездам и стрелочным переводам не более 5 км/час до ближайшей станции, где неисправный вагон должен быть выцеплен.

- возникновение генераторного режима. Возникает при скорости 10-15 км/час, (на пульте подмигивает сигнальная лампа ‘РБ’), при этом отключение РУМа для поиска неисправного вагона результатов не дает, а машинист ощущает подёргивание в поезде, движение замедляется, под колесами видны искрение и дым.

12.5.2. Если загорание лампы «РБ» не связано с плохим сцеплением колесных пар, то для выяснения причины её сигнализирования необходимо немедленно остановить электропоезд, сообщить ДСП станции (ДНЦ), ограничивающий перегон, а так же вслед идущим поездам о вынужденной остановке, проинструктировать помощника машиниста о порядке осмотра электропоезда и строгом соблюдении при этом ПТБ. Высадить помощника машиниста с той стороны, где обеспечивается лучшая видимость состава и самого помощника, а так же меньше угроза от движущихся по соседнему пути поездов и, применяя маневровый режим, протянуть мимо него электропоезд со скоростью 3-5 км/час, таким образом, чтобы проходящий мимо помощника машиниста моторный вагон следовал в режиме «тяги». Помощник машиниста, обнаружив боксующую или заклиненную колесную пару, подает машинисту сигнал остановки. Машинист, после остановки электропоезда, надежно затормаживает состав, опускает токоприемники и следует к месту выявленной неисправности для личного осмотра неисправного узла, выяснения причины неисправности и принятия решения о дальнейших действиях.

12.5.3. Если помощник машиниста при движении мимо него электропоезда не выявил причину загорания сигнальной лампы «РБ», то дальнейший её поиск производить поочередным выключением РУМов на всех моторных вагонах в режиме «тяги». При обнаружении неисправного вагона машинист обязан остановить электропоезд и лично произвести осмотр узла подвески редукторов и состояние редукторов на всех колесных парах этого вагона. Если нарушений работы механического оборудования на данном вагоне машинистом не обнаружено, он подкладывает изоляцию под высоковольтные контакты ревер­сивного переключателя, а на электропоездах серии ЭР2т, ЭТ2ЭМ, ЭТ и ЭД также между контактами ТП-6 тормозного переключателя, и выключает вагон из тяги. На электропоездах ЭМ-2, ЭР2 необходимо дополнительно подложить изоляцию на РУМе под 11 и 12 провода. Сделать запись в ТУ-152.

В процессе следования электропоезда локомотивная бригада обязана периодически наблюдать, за работой тягового привода выключенного из тяги вагона, через зеркало заднего вида или путем прохождения помощника машиниста по составу на выключенный из тяги вагон.

12.5.4. В случае, если после протягивания электропоезда мимо помощника машиниста и поочередного выключения РУМов на всех моторных вагонах причины загорания сигнальной лампы «РБ» не установлено, машинист обязан остановить электропоезд, порядком установленным п.12.5.2, и лично осмотреть узлы подвески и состояние редукторов всех моторных колесных пар. Если нарушений работы механического оборудования не выявлено, локомотивная бригада при следовании поезда, принимает возможные меры к выяснению причины загорания сигнальной лампы «РБ».

12.5.5. Все работы на линии, при осмотре оборудования для определения причин неисправности, должны производиться со строгим соблюдением требований инструкции по технике безопасности.

12.5.6. Машинист обязан после срабатывания БВ и РБ лично осмотреть колесно-моторные блоки вагона, на котором сработала защита, на ближайшем остановочном пункте. О срабатывании защиты и проведенном осмотре машинист обязан произвести запись в журнал формы ТУ-152

Таблица № 1.

Определение глубины ползуна по его длине.

Длина ползуна, мм (прицеп/мотор) 44/46 62/65 87/92 123/129 151/158 212/223
Глубина ползуна, мм 0,5

12.6. Действия локомотивной бригады при обнаружении нагрева буксы.

12.6.1. Порядок действий при сигнале «Тревога 0».

Машинист пассажирского поезда по получению сообщения о показаниях нагрева букс и других частей подвижного состава с уровнем сигнала «Тревога 0» обязан повторить сообщение ДНЦ (ДСП, оператора ПТО, речевого информатора) о показаниях нагревов в составе с уровнем «Тревога-0» и обеспечить дальнейшее следование поезда (без остановки на станции или на перегоне) с установленной скоростью.

При повторном показании неисправности (зафиксированной одним из предыдущих приборов контроля) машинист обязан остановить поезд для осмотра на станции порядком, соответствующим порядку остановки при сигнале «Тревога 1».

12.6.2. Порядок действий при сигнале «Тревога 1».

Машинист пассажирского поезда по получению сообщения о показаниях нагрева букс и других частей подвижного состава с уровнем сигнала «Тревога 1» обязан:

а) повторить сообщение ДНЦ (ДСП, оператора ПТО, речевого информатора) о показаниях нагревов в составе с уровнем «Тревога-1» и обеспечить остановку служебным торможением пассажирского поезда - на главном пути станции (при условии исключения задержки скоростного поезда). Путь остановки поезда на станции по местным условиям конкретизируется местной инструкцией;

б) обеспечить остановку поезда на станции с исключением проезда выходного сигнала.

в) лично произвести осмотр показанных аппаратурой неисправных единиц подвижного состава по полученным от ДСП (ДНЦ, оператора ПТО) данным. При обнаружении неисправности машинист устраняет неисправность, если это возможно.

При отсутствии помощника машиниста, машинист после остановки поезда может покинуть локомотив (МВПС) только после приведения его в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабины машиниста;

г) доложить ДСП (ДНЦ) о результатах осмотра поезда, о принятых мерах, о возможности дальнейшего следования вагона в составе;

д) обеспечить отцепку вагона при выявлении аварийного нагрева буксы или недопустимых дефектов поверхности катания колесной пары;

е) обеспечить после открытия выходного светофора станции движение поезда со станции с установленной скоростью.

Во всех случаях осмотр МВПС производят работники локомотивных бригад.

После поездки машинист поезда пишет рапорт на имя начальника депо с указанием номера поезда, номера пути остановки, времени остановки, начала и окончания осмотра, времени отправления, результатов осмотра, инвентарного номера осмотренного вагона, локомотива, сведений о ремонте.

12.6.3. Порядок действий при сигнале «Тревога 2».

Машинист пассажирского поезда по получению сообщения о показаниях нагрева букс и других частей подвижного состава с уровнем сигнала «Тревога 2» обязан:

а) при получении сообщения от ДНЦ (ДСП, от оператора ПТО, от речевого информатора) о показаниях, соответствующих уровню «Тревога-2», повторить сообщение и обеспечить немедленнуюостановку поезда служебным торможением.

Машинист встречного поезда, вышедшего со станции до получения аварийного сообщения и закрытия ДНЦ пути перегона, обязан при подходе к остановленному аппаратурой поезду снизить скорость до значения не более 20 км в час и следовать с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если возникнет препятствие для дальнейшего движения, до проследования локомотивом последнего вагона остановленного поезда. Далее поезд может следовать с установленной скоростью. До полного проследования локомотивом остановленного на перегоне поезда движение последнего исключается;

б) обеспечить осмотр показанных аппаратурой контроля неисправных единиц подвижного состава в поезде и принять решение о возможности дальнейшего следования вагона. При обнаружении неисправности помощник (машинист) устраняет неисправность, если это возможно.

При отсутствии помощника машиниста машинист после остановки поезда может покинуть локомотив (МВПС) только после приведения его в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабины машиниста;

г) доложить ДСП (ДНЦ) о результатах осмотра, о принятых мерах, о возможности дальнейшего следования вагона в составе.

По результатам осмотра пассажирского поезда машинист принимает решение о возможности дальнейшего следования.

Основные внешние признаки недопустимого нагрева буксы - превышение температуры нагрева буксы по отношению к наружной температуре на 30 градусов Цельсия и более, разность температуры выявленного аппаратурой перегретого буксового узла и соседних букс (проверяются буксы неисправного вагона и двух вагонов с каждой стороны) 35 градусов Цельсия и более (для контроля температуры нагрева необходимо использовать контактные термометры типа ИТ-200, ИТ-250; при условии соблюдения мер предосторожности, при отсутствии контактных термометров допускается проверка букс тыльной стороной кисти руки «на ощупь»);

д) обеспечить вывод поезда с перегона на станцию. В случае принятия решения о выводе с перегона поезда с нагретой буксой для повторной проверки на станции при наличии признаков ее неисправности скорость поезда не должна превышать 20 км/час, от первой стрелки при вводе поезда на станцию - также не более 20 км/час. Движение должно осуществляться без резких рывков и торможений, поезд принимается на станцию на главный путь, при его занятости – на один из боковых путей с минимально возможным отклонением по стрелочным переводам;

В случае, если после остановки поезда по «Тревоге-2» в результате осмотра буксы вагона выявлено разрушение буксы, исключающее вращение колесной пары (перекос роликов, демонтаж торцевого крепления, разрушение сепаратора и т.п.), машинист обязан обеспечить вывод поезда с перегона при условиях исключения вращения колесной пары, следования на станцию со скоростью не более 5 км/час с буксой без смотровой крышки под наблюдением помощника машиниста и исключения движения поездов по соседнему пути.

Для электропоездов повторная проверка (после остановки поезда на перегоне и осмотра локомотивной бригадой) на станции не требуется;

е) В случае принятия решения об отцепке вагона, обеспечить отцепку с участием работника станции, имеющего право на производство маневровых работ. Транспортировка выцепленного вагона в депо, может производиться только после его осмотра Начальником депо, его заместителем или мастером.

ж) после ремонта или отцепки неисправной единицы подвижного состава обеспечить дальнейшее движение поезда с установленной скоростью.

После поездки машинист поезда пишет рапорт на имя начальника депо с указанием номера поезда, номера пути остановки, километра и пикета места остановки (путь и место остановки определяется местной инструкцией по эксплуатации ДИСК, КТСМ), времени остановки, начала и окончания осмотра, времени отправления, результатов осмотра, инвентарного номера осмотренного вагона, локомотива, сведений о ремонте

Место и порядок остановки скоростного поезда при показаниях аппаратуры контроля нагрева определяется приказом начальника дороги «О порядке обслуживания и организации пропуска скоростных пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург-Москва».

12.6.4. Проверка нагрева букс производится как на указанном вагоне, так и на соседних 2-х вагонах.

При роликовой буксе скорость следования поезда ограничивается до 10 км/час при выявлении следующих неисправностей:

- Нагрев буксы свыше 70 градусов, определяется путем приложения тыльной стороны кисти руки на корпус буксы.

- Величина нагрева буксы по отношению к наружной температуре 30 градусов и более.

- Отличие величины нагрева буксы по сравнению с величиной нагрева соседних букс (определяется на ощупь). Наличие ощутимой разницы в нагреве указывает на ненормальную работу буксы.

Признаками неисправности буксы так же является:

- Обильный выброс смазки на диск колеса;

- Выход корпуса буксы от лабиринтного кольца менее 2Х мм;

- Явный нагрев, разрушение роликового подшипника и другие признаки.

При обнаружении нагрева букс с заземляющим устройством, машинист обязан проверить исправность заземляющего устройства (исправность щеток, нажатие на щетку, крепление токосъемного кольца или их разрушение и т.п.).

Запрещается отправление поезда со станции, где обнаружен нагрев буксы до её личного осмотра ТЧ, ТЧЗ или мастером (вагон выцепить).

Локомотивная бригада обязана проверить с обеих сторон МВПС буксовые узлы колесных пар на нагрев при проведении технического обслуживания ТО-1 и ТО-2, при постановке на ремонт или на отстой, при стоянке 20 минут и более с двух сторон, а при стоянке у платформы - со стороны, свободной от платформы.

О произведенной проверке нагрева буксовых узлов машинист обязан сделать запись в журнале ТУ-152.

12.7. Действия локомотивной бригады при срабатывании устройств обнаружения волочения деталей и схода подвижного состава в поездах (УКСПС).

Машинист электропоезда, останавливаемого по срабатыванию УКСПС, обязан:

Принять меры к остановке электропоезда, включить на электропоездеверхние красные сигналы.

Немедленно сообщить об остановке по поездной радиосвязи:

- машинистам поездов попутного и встречного направления с просьбой усилить бдительность;

- дежурным по станциям ограничивающих перегон о месте остановки поезда и предварительные данные о состоянии поезда и соседнего пути;

Подавать сигнал общей тревоги (звуковой и световой прозрачно-белый огонь прожектора) при приближении поезда встречного направления в зоне прямой видимости, если от него не получен ответ по радиосвязи.

Дать указание помощнику (или самому) произвести осмотр поезда с каждой стороны на наличие волочащихся деталей, схода вагонов, повреждения пути и наличие габарита к соседнему пути для пропуска встречного поезда.

В случае повреждения соседнего пути или нарушения его габарита принять незамедлительные меры по остановке встречного поезда и ограждения места препятствия для движения поездов согласно Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Незамедлительно передать эту информацию дежурным по станциям, ограничивающих этот перегон, а также поездному диспетчеру.

Наши рекомендации