Этические принципы организации

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие:

§ «золотое правило менеджера» - в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

§ авансирование доверием (в коллективе создаются благопри­ятные условия для принятия решений и их выполнения, ког­да каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

§ право на свободу служебного поведения, поступков, дей­ствий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нару­шающих свободу других менеджеров или рядовых сотруд­ников (свобода, не ограничивающая свободу других);

§ справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности и права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выхо­дят за рамки организации);

§ справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования на­рушить нормы универсальной этики или закона);

§ максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию органи­зации или отдельных ее частей, не нарушая при этом суще­ствующих этических норм);

§ терпимое отношение менеджера к моральным устоям, уко­ренившимся в менеджменте других стран и регионов;

§ разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

§ постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюде­ния этических норм в основном базируется на использова­нии социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Две­надцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений (см. табл. 1.).

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

ТЕМА 19

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ. Этические принципы хорошего подчинённого

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ

Власть и подчинение

В деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководите­ля к подчиненному, «золотое правило» этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель". Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормати­вами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Этические нормы и принципы определяют, какое поведение в деловых отношениях этически приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дис­комфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образ­цы поведения руководителя.Отметим некоторые из них.

§ Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченную группу с высокими моральными нормами общения. Приобщите со­трудников к целям организации. Человек только тогда будет чув­ствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каж­дый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

§ При возникновении проблем и трудностей, связанных с недо­бросовестностью, руководителю важно выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

§ Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может ре­шить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то руководитель не выполняет своих должностных обязанностей и поступает неэтично.

§ Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нор­мам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотруд­ника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет не известные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

§ Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

§ Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разго­вор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с че­ловеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

§ Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

§ Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

§ Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

§ Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

§ Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достиг­нут главным образом за счет руководителя.

§ Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материаль­ного, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз по­хвалить сотрудника.

§ Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространять­ся и на других членов коллектива.

§ Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

§ Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны. Они отве­тят вам тем же.

§ Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов; 2) личность подчиненного: кто перед вами — добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно под­талкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выби­рать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и фор­мы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос и так называемый "доброволец".

Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отно­шение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.

Форму обращения вопроса ("Есть ли смысл заняться этим?") лучше применять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, но лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя.

Форма "добровольца" ("Кто хочет это сделать?") подходит для та­кой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае "доброволец" надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе. Организации отражают особенности своих руководителей.

Этические обязанности руководителей:

1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций.

2. Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими орга­низации.

3. Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эф­фективной работы.

4. Лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены кол­лектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотруд­ничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации.

5. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.

Наши рекомендации