Морально-этические принципы

В своей книге Размик Месропович описывает 12 морально-этических принципов (максим), соблюдение которых способствует достижению счастья.

1. Развивай все свои способности.

2. Овладевай многообразием форм деятельности.

3. Стремись к разнообразию внешних условий.

«Развивая свои способности, человек расширяет свои возможности овладения многими видами активной деятельности. Профессиональное владение любым делом доставляет огромное удовольствие не только от результата, плодов этой деятельности, но и от самого процесса. Кроме того, у человека всегда будет возможность сменить вид деятельности и тем самым приобщиться к новому источнику разнообразных впечатлений и приятных, глубоких переживаний. Этой же цели служит и третья максима.

Все три максимы бьют в одну цель, поэтому их можно обобщить и выразить в виде единого этического принципа: разнообразие глубоких впечатлений и приятных переживаний определяет полноту и насыщенность жизни – вот одно из необходимых и истинных условий достижения счастья».[7]

4. Живи с людьми солидарно и в труде, и в отдыхе.

5. Помогай людям в меру своих сил.

6. Никогда и ничем не причиняй вреда окружающим.

Если человек не соблюдает эти максимы, то тем самым он будет вредить собственному счастью, ибо такой человек будет вызывать или безразличие к себе со стороны людей, или противодействие с их стороны. И в том, и в другом случае такой человек обречен на одиночество и изоляцию, которые усиливают страдания и уменьшают удовольствия.

«Все три максимы обобщены в единый универсальный этический принцип Кантом. Если удовольствия и страдания, согласно Канту подчиняются закону строго чередования, то исполнения морального предписания никому не прибавит удовольствие и, стало быть, не будет способствовать достижению счастья. Этот обобщенный принцип под названием «золотое правило» был сформулирован еще древними мудрецами в следующем виде: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе»[8].

7. Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках.

Иначе тебя ждет разочарование за переоценку достоинств и раскаяние за недооценку недостатков объекта удовольствия, а также расплата и раскаяние за отрицательную идеализацию объекта неудовольствия. А разочарование, раскаяние и расплата не способствует достижению счастья, поскольку сопряжены с неприятными переживаниями.

8. Не бойся будущего, но и не впадай в беспечность.

9. Можно гордиться своими возможностями лишь тогда, когда они уже реализованы на деле.

«Преувеличенный страх перед будущей опасностью будет впоследствии расценен людьми как трусость. Недооценка же будущей безопасности будет квалифицироваться как преступная беспечность. Переоценка своих возможностей относительно будущего будет квалифицирована как бахвальство. Разумеется, ни один из этих эпитетов не способствует достижению счастья».[9]

10. Не сожалей о проходящей молодости и не страшись старости - ее можно прожить не менее счастливо, чем молодость.

С возрастом уменьшается глубина, интенсивность и спектр переживаний, однако соотношение удовольствий и страданий с возрастом не меняется.

11. Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни.

12. Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения.

Накопление богатств, повышение комфортности жизни после некоторого среднего для данного общества уровня, не способствует достижению счастья, поскольку не повышает удовлетворенности жизнью.

Именно несоразмерность потребностей и возможностей, притязаний и способностей является одним из главных источников несчастья.

Ключевые положения теории Размика Айдиняна

1. Доброта – это свойство человека приносить пользу окружающим.

2. Разнообразие глубоких впечатлений и приятных переживаний определяет полноту и насыщенность жизни.

3. Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.

4. Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках.

5. Не бойся будущего, но и не впадай в беспечность.

6. Можно гордиться своими возможностями лишь тогда, когда они уже реализованы на деле.

7. Не сожалей о проходящей молодости и не страшись старости - ее можно прожить не менее счастливо, чем молодость.

8. Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни.

9. Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения.

Сравнительный анализ

Первое, что мне пришло на ум, сравнивая эти книги – это то, что нам нужно для достижения счастья. В книге Далай-ламы самое главное для достижения счастья - это сострадание, любовь и душевное равновесие. А в книге Размика Айдиняна – это обладания внешними и внутренними благами.

Следующее о чем я хотела рассказать – это доброта. Далай-лама говорит, что в основе человеческой природы лежит именно доброта, т.е. мы изначально все добрые, что не заложено в нас ни злости, ни ненависти, на агрессии. По книги Р. Айдиняна доброта – это свойство человека приносить пользу окружающим.

Книгу Далай-ламы и книгу Р.Айдиняна нелегко сравнивать, хоть оба и пишут в своих книгах о счастье, их подходы к достижению счастья разные. Далай-лама больше говорит о духовном развитии человека, о его качествах. А книга Размика Айдиняна больше схожа на свод правил, там описывается, что конкретно нужно делать для достижения счастья, каким образом можно его достичь.

Выводы

Я очень рада, что выбрала именно эти книги для написания курсовой работы, что мне попались именно эти точки зрения на проблему счастья.

Достоинства первой книги - это, конечно, обращения Далай-ламы на наше духовное состояние. На то, что счастливым человеком может быть только тот, кто не промышляет зло, любит и сочувствует окружающим.

Достоинства второй книги – это четкость и конкретность изложения действий для достижения счастья. Я абсолютно согласна с его закономерностями и теориями.

Недостаток, как мне кажется, один для обеих книг – никто не сказал, что для того чтобы быть счастливым нужно прощать! Ведь без прощения в нас будет таиться обида, а с обидой внутри нельзя быть счастливым. Поэтому, в жизни нужно обязательно уметь прощать себя и окружающих.

Заключение

В своей курсовой работе, я изучала проблему счастья. Главный вопрос в этой проблеме – это как достичь счастья.

В первой теории, теории Далай-ламы, я рассматривала достижение счастья с точки зрения любви, сострадания и душевного равновесия. Ключевые положения – это работа над внутренними состояниями, т.е. для того, чтобы быть в душевном равновесии нужно контролировать свои эмоции, стараться не впадать в крайности. Чтобы быть счастливым нужно учиться любить и сочувствовать, обязательно искренне.

Во второй теории, теории Размика Айдиняна, я рассматривала достижение счастья с точки зрения морально-этических закономерностей. Такие закономерности, как «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе», «Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках», «Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни», «Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения» - такие закономерности очень важны для нашей жизни.

Наши рекомендации