Авторская текстовая модальность и применение субъективной модальности
Авторская модальность очень важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, которое скрепляет все единицы текста в структурное целое. «Модальность - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций»[15]. Другими словами, это авторская оценка изображаемого.
Л. А. Брусенская[16] в своем учебном словаре лингвистических терминов говорит, что модальность текста выражает замыслы автора, т.е. отношение говорящего (пишущего) к действительности, которое может быть реализовано различными языковыми средствами – интонационными, лексическими и др.
Известно, что впервые модальность как текстовую категорию обозначил И.Р. Гальперин, который представил её сущность через следующие признаки: субъективная по природе, в тексте она носит не грамматический, а функционально-семантический характер, проявляясь неравномерно в разных частях текста, выражаясь через характеристику героев, сентенции автора и т.д.[17]
Поэтому, в большинстве работ, посвященных модальности текста, ключевыми понятиями стали «авторская модальность» и «субъективная модальность».
Что касается принципов подхода к разграничению объективной и субъективной модальности, разные исследователи имеют различное мнение. Так, Т.И. Дешериева (1987) полагает, что выделение типов модальных значений достаточно условно, поскольку элемент субъективности свойственен всем компонентам семантики модальности. Г.П. Немец (1989) же считает, что языковая модальность всегда объективна с точки зрения грамматики языка. Ту же позицию занимают Л.М. Васильев (1973) и К.В. Копейкин (1997), полагающие, что сквозь призму языка объективируется мир.
Как же проявляется личность автора в произведении? Термин «образ автора» давно известен филологии. Многие обращались к этому понятию, однако, полной ясности понятия до сих пор нет. Большое внимание текстовой модальности уделял В. В. Виноградов в 30-е годы 20 века. Он говорил, что образ автора - это «выражение личности художника в его творении». Часто это называется и по-другому: субъективизация, т.е. творческое сознание субъекта в его отношении к объективной действительности. Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это «объединяется, высвечивается отношением автора - мировоззренческим, нравственным, социальным, эстетическим. Это воплощенное в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения и есть образ автора, тот цемент, который соединяет все элементы текста в единое целое».[18]
Авторская оценка изображаемого связана с поиском адекватных способов выражения, которые всегда мотивированы и целенаправленны, эти способы и формируют М. т., позволяющую воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. Через модальность текста проявляется личность автора, его мировоззрение, художественное кредо, с одной стороны, и жанр художественного произведения – с другой.[19]
Как отмечает Л.Г.Бабенко: «Как только предметом рассмотрения становится текстовая модальность стройность и четкость дифференциации модальных значений утрачиваются, размываются их границы, наблюдается их пересекаемость и взаимодействие»[20]. Термин «авторская модальность», появление которого связано с именами таких ученых как Л. Г. Барлас, В. А. Кухаренко, М. И. Откупщикова, до сих пор не имеет однозначного толкования. На анализе уже существующих толкований С. С. Ваулина и О. В. Девина «свели» это понятие к двум подходам: узкому и широкому. Согласно узкому подходу авторская модальность рассматривается как «воплощение авторской интенции». Но по их словам, этот подход не выражает полностью замысла автора, многогранные оценочные смыслы текста. В то время как широкий подход охватывает в полной мере не только образ автор, но и образ героев.
Следует также отличать субъективную модальность от авторской, так как субъективная модальность может функционировать и в тексте, и на уровне «предложение-высказывание», выявляя отношение субъекта т.е. говорящего к определенной ситуации. Категория авторской модальности, прежде всего, определяется личностью самого автора, его психологически-эмоциональным состоянием. Говоря об авторской модальности, нужно сказать и об «идиостиле» автора (индивидуальный авторский стиль писателя или поэта). Ведь авторская модальность, скрепляя «все единицы текста в одно структурное и смысловое целое,накладывает отпечаток и на идиостиль»[21].
Т. А. Якимец говорит, что «авторская модальность» отражает и реализует в произведении яркую картину мира личности автор.[22]
Библиография
1. Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов, пятое издание – М.: URSS, 2009.
2. Беличова-Кржикова Е. О модальности предложения в русском языке// Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984.
3. Василенко Л. И. Модальные слова как средство авторизации текста. - НДВШ, филологические науки, 2002, 4.
4. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке, Тр. Института русского языка АН СССР. Т.2. М.; Л., 1950.
5. Винокур Г.О. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М.: Наука, 1980.
6. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке – М.: Просвещение, 1969.
7. Зеленщиков А. В. Пропозиция и модальность. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997.
8. Куманичкина Л.Ф. Взаимосвязь категории отрицания с модальностью предложения // Вопросы синтаксиса и лексикологии немецкого языка. М., 1964.
9. Мирослав Грепл. О сущности модальности// Языкознание в Чехословакии. М., 1978.
10. Михайлова О.А. Модальная семантика как новый подход к пониманию древнерусских текстов (на примере модальных значений чаяния/отчаяния). – М., 1998.
11. Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конституировании структуры предложения и суждения// Вопросы языкознания.-1977. № 4.
12. Петров Н.Е., «О содержании и объеме языковой модальности», / Новосибирск / «Наука» / 1982
13. Тихонов А.Н., Хашимов Р.И., Журавлева Г.С., Лапыгин М.А., Ломов А.М. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, русский язык в двух томах – М.: Флинта, Наука, 2008.
14. Хоберг Р., Хоберг У. Грамматика немецкого языка – Спб.: Тригон, 2005
15. Шендельс Е.И. Практическая грамматика немецкого языка. М.: Высш. шк., 1988.416 с.
16. Эйхбаум Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка. – Санкт-Петербург: государственный университет, 1996.
17. Herbert Genzmer Richtiges Deutsch sicher und gut, Grammatik. Gondorm, 1993.
18. Helbig G. Buscha J. Deutsche Grammatik. Leipzig; Berlin, München: Langenscheidt Verlag Enzyklopädie die, 1991. 736 S.