Основы использования компьютера в обучении

Компьютерное образование, является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решён положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Компьютерная грамотность – это умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связь в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Информационная культура личности предполагает способность человека осознать и освоить информационную культуру мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Компьютеризация обучения позволяет уменьшить разрыв между тем, что дат своим выпускникам школа, и требованиями, которое им предъявляет современное общество. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

a. как предмет изучения;

b. как средство в учебно-воспитательном процессе;

c. как компонент системы педагогического управления;

d. как компонент управления образовательными учреждениями;

e. как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере существует следующая классификация видов их применения:

1. Учебное

2. Орудийное

3. Профессиональное и профориентационное

4. Дефектологическое

5. Досуговое

6. Учительское

7. Организационное

8. Педвузовское

Внедрения современных компьютерных технологий предполагает наличия в образовательных учреждениях:

· Современных компьютеров и средств коммуникаций как технических средств обучения;

· Системного и прикладного программного обеспечения;

· Методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения:

1 Учёт мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся его использовать в творческой деятельности – рисовать сочинять музыку, писать сочинения, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажом, электронной почтой и т. д.

2 Учёт индивидуального фактора. Разработка программ с учётом не только степени обученности и обучаемости школьников, но и лево-правополушарного доминирования.

3 Учёт этнического фактора. Разработка программ на родном языке и т. д.

4 Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Трудные подростки» и т. д. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, имеющих в специальной литературе «три “и”»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Инициатива – предполагает предоставления обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов.

Индивидуализация – означает создание учебно-программного обеспечения, ориентируемого на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.

Интерактивность – подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Если компьютер используется как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех , которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функций обучения – наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

v Обеспечения обратной связи в процессе обучения

v Обеспечения индивидуализации учебного процесса

v Повышение наглядности учебного процесса

v Поиск информации из самых широких источников

v Моделирование изучаемых процессов или явлений

v Организация коллективной и групповой работы

Использовать компьютер в качестве средства обучения можно по-разному: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться учителю при анализе обучающей компьютерной программы и её применения:

Психологический – как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

Педагогический – насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащегося правильных представлений об окружающем мире;

Методический – способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подаётся материал;

Организационный – рационально ли спланированы уроки с применениям компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получения знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучения строить таким образом , чтобы ученик понимал , что задачу решает он, а не машина, что только он несёт ответственность за последствие принятого решения. Школьники теряют интерес к работе , если к в конце уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логике действий, жёстких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала., рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

a. адаптивность учебного материала( в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся)

b. многотерминальность (одновременная работа группы пользователей)

c. интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующие в известной степени естественное общение)

d. подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время

Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные средства. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Компьютер реализует обучения в диалоговом режиме. Компьютерные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Заключение

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и течении второй половины двадцатого века получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появления ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, стоит проблема технического переоснащения школ, детских садов, вузов, среднеспециальных учреждений. Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычными, повседневными средствами, используемыми массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

Учитывая экономическое и политическое положение нашей страны и понимая, что современные компьютеры далеко не сразу придут во все образовательные учреждения в необходимом количестве, я при написании этой работы дал характеристику и охарактеризовал методику использования и традиционных средств, которыми в основном укомплектованы наши образовательные учреждения, и рассказал о новых. Поэтому в данной работе я предоставил широкий спектр как традиционных, так и новых технических средств. Так же я охарактеризовал общие дидактические принципы их использования в разных учебных учреждениях.

Список литературы:

· Харламов И. В. Педагогика: Учеб.- 6-е изд.-Мн.: Университецкое, 2000.-560 с.

· Коджаспирова В.М., Петров К.В..Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб заведений.-М.:Издательский центр «Академия»,2002.-256 с.

· Крсте Ангеловски Учителя и инновации кн. Для учителя: Пер. с макет.:- М.: Просвещение, 1991.-159 с.

· Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

Наши рекомендации