Какими могут быть темы детских исследований

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

• ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

• ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и пред­
полагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследо­вательской деятельности детей. Проведение исследований, включаю­щих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобрете­ния новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экс­периментов могут выступать практически все объекты: и сами люди,

и домашние животные, и явления природы, и самые разные неоду­шевленные предметы.

Например, третьеклассницы из экспериментальной прогимназии № 1882 г. Москвы долго не могли выбрать тему для собственного ис­следования. И когда они, отчаявшись, обратились к психологу, он просто ограничился советом быть наблюдательней. Девочки восприня­ли совет буквально, и итогом их наблюдений стала замечательная ра­бота, названная ими впоследствии: «Книга рекордов нашего класса». Понаблюдав за своими одноклассниками, они определили, кто в какой области «самый-самый». Кто-то, таким образом, оказался самым «спортивным», кто-то самым «модным», кто-то «лучшим футболис­том», а кто-то «лучшим математиком», кто-то быстрее всех читал, а кто-то лучше всех пел. Каждому нашлось свое определение, потому что каждый, по мнению исследователей, оказался замечательным в какой-то собственной области.

• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изу­чению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных тео­ретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парус­ных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, мож­но найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выяв­ленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребен­ка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифици­рованию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.

Если теоретические исследования - удел преимущественно ода­
ренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические
исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-
то необычное. •

Правила выбора темы

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Разрабатывая их, мы шли от собственной практики и условно называем выделенные правила «Правилами выбора темы исследования».

• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.Ис­
следовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффек­
тивна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать
возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает инте­
рес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам,
взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы
выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и
склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы -
сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести
реальную пользу участникам исследования.Подвести ребенка под ту
идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,
раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полез­
ные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения
эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоре­чит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в дан­ный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведе­нии данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он считал бы своим.

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.Познание начинается с удивления,
а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном
случае следует понимать не только как способность найти нечто
необычное, но и как способность нестандартно смотреть на тради­
ционные, привычные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характерис­тики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро.Способность долго концентрировать собствен-



ное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целена­правленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно.

Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыха­нии» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, -чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:

- Возможный уровень решения. Естественно, что проблема долж­
на соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция ка­
сается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее пода­
чи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения.
Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на
разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

- Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть,
есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсут­
ствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невоз­
можность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхно­
стному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие».
А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает раз­
витию творческого мышления, основанного на доказательном иссле­
довании и надежных знаниях.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться бли­же к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследо­вательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя. Для того чтобы этот интерес соблюсти, надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь.

Особо подчеркну, что педагог тоже должен чувствовать себя ис­следователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с ребенком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя но­вые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.


Наши рекомендации