Какими могут быть темы детских исследований
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
• ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.
• ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и пред
полагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди,
и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.
Например, третьеклассницы из экспериментальной прогимназии № 1882 г. Москвы долго не могли выбрать тему для собственного исследования. И когда они, отчаявшись, обратились к психологу, он просто ограничился советом быть наблюдательней. Девочки восприняли совет буквально, и итогом их наблюдений стала замечательная работа, названная ими впоследствии: «Книга рекордов нашего класса». Понаблюдав за своими одноклассниками, они определили, кто в какой области «самый-самый». Кто-то, таким образом, оказался самым «спортивным», кто-то самым «модным», кто-то «лучшим футболистом», а кто-то «лучшим математиком», кто-то быстрее всех читал, а кто-то лучше всех пел. Каждому нашлось свое определение, потому что каждый, по мнению исследователей, оказался замечательным в какой-то собственной области.
• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.
В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.
Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.
Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.
Если теоретические исследования - удел преимущественно ода
ренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические
исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-
то необычное. •
Правила выбора темы
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Разрабатывая их, мы шли от собственной практики и условно называем выделенные правила «Правилами выбора темы исследования».
• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.Ис
следовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффек
тивна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать
возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает инте
рес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам,
взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы
выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и
склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы -
сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести
реальную пользу участникам исследования.Подвести ребенка под ту
идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,
раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полез
ные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения
эта работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он считал бы своим.
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.Познание начинается с удивления,
а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном
случае следует понимать не только как способность найти нечто
необычное, но и как способность нестандартно смотреть на тради
ционные, привычные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро.Способность долго концентрировать собствен-
ное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно.
Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, -чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:
- Возможный уровень решения. Естественно, что проблема долж
на соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция ка
сается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее пода
чи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения.
Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на
разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
- Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть,
есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсут
ствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невоз
можность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхно
стному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие».
А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает раз
витию творческого мышления, основанного на доказательном иссле
довании и надежных знаниях.
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя. Для того чтобы этот интерес соблюсти, надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь.
Особо подчеркну, что педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с ребенком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.