Тенденции развития современных СМИ. Процессы концентрации и монополизации в сфере масс.ком
На протяжении столетий СМИ во всех странах являлись своеобразным "зеркалом" соц-ых, полит-их и экон-их процессов. На страницах печатных изданий, в эфире радио и телевидения освещались события, которые происходили на определенных исторических этапах. Тенденции развития СМИ и сегодня во многом обусловлены особенностями развития общества и государства.
Среди тенденций развития совр-ых СМИ исследователи выделяют «учет последствий глобал-ии инф-ии и возм-сть сочетания ее с региональным интересом; взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне; новые формы конц-ии капитала и монопол-ии СМИ; дальнейшая их дифференциация и специализация;влияние инновационной политики гос-в и нац-ых приоритетов в науке и технике на техн-ое обеспечение. СМИ». Наряду с этим, например, отмечается, что в глоб-ых масштабах такой общественно-коммун-ый сектор как СМИ начинает выполнять пропагандистскую функцию по внедрению определенных полит-их задач. С учетом динамичного развития техн-их возм-ей распр-ия инф-ии, можно также вести речь о постоянном обновлении форм передачи журнал-ой продукции.
Исходя из критериев масштабности проявления, значимости для развития журналистики и общества в целом, а также актуальности для отеч-ых СМИ, в качестве одной из основных тенденций развития мировых информ-ых ресурсов особо следовало бы выделить глобализацию.
Глобализация в инф-ой сфере проявляется в укрупнении СМИ (газет, радио, телевидения), завоевании отдельными медиа-компаниями и корпорациями значительной части рынка. Следует также указать и на кардинальные изменения, которые происходят в самом инф-ом пространстве. Это выражается в возможности мгновенного донесения инф-ии до значительной части аудитории, независимо от места положения. Данное явление обусловлено соверш-ием техн-их средств распр-ия информации. Происходит унификация ряда признаков и функций масс-медиа. В частности, наблюдаются изменения типологических характеристик СМИ. Среди множества параметров классификации издании, таких как форма распр-ия, регион распространения, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность, формат и т.д., особо следовало бы указать на унификацию признаков кач-ой и массовой прессы.
Процесс укрупнения и вовлечения медиа-предприятий в мировую экономику, политику сказывается и на функцион-ых характ-ах СМИ, журналистики (как особого вида деятельности). Так, например, становится все более очевидным взаимопроникновение ПР и журналистики. В определенные моменты это происходит непреднамеренно, в силу того, что работники СМИ четко не разграничивают значения этих понятий. В других случаях представители деловой и политической элиты сознательно используют средства массовой информации как идеологический инструмент для реализации своих интересов.
Под влиянием глобализации развиваются новые технологии, кот. позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. Создаются глобальные (международные) газеты. Их всего четыре: “The Wall Street Journal”, “Financial Times”, “USA Today”, “International Herald Tribune”.
Процесс концентрации масс-медиа в России носит объективный хар-р: становясь элементом рыночной системы, отдельные СМИ начинают подчиняться законам ее функцион-ия и стремятся к завоеванию господствующего положения среди себе подобных. Логика такого стремления к укреплению своих позиций на рынке инф-ых услуг приводит отдельные, наиболее успешно функцион-ие, медиа-структуры к сосредоточению в своих руках все большей массы финансовых, организационных, технических факторов производства. Это происходит двояким образом: во-первых, за счет слияния нескольких изданий или телерадиокомпаний в одно, более крупное (Виаком и Си-би-эс, Трибюн компании купила лос-андж-ий Таймс-Миррор компани ), и, во-вторых, за счет капитализации прибыли отдельных предприятий масс-медиа. «Слабый» при этом вытесняется с рынка — таков закон конкуренции, а «сильный» получает за счет концентрации капитала дополн-ые преимущества.
Раньше свободу печати ограничивало гос-во, то теперь тенденции к монополизации серьезно ограничивают свободу выбора инф-ии. Интерпретация свободы инф-ии не как общ-ой ценности, а как товара ведет к преобл-ию интересов инвесторов над интересами граждан. Можно эффективность средства массовой информации определить и по-иному: новость рассматривается как товар, а аудитория – как капитал.
Взаим-ие Интернета и трад-ых СМИ требует серьезного анализа. Хотелось бы напомнить, что с появл-ем радио начались разговоры о ближайшей кончине газет, рождение телевидения принесло прогнозы о грядущем упадке и газет, и радио. Но эти прогнозы не оправдались: традиц-ые СМИ сохранились, взаимод-ют и развиваются.
Каждый выбирает себе тот источник, который ему удобен. (Я - газету – в метро, муж – Эл. версию в Интернете той же газеты).
Демассификация - продукт трансф-ии каналов распр-ия рекламы. Демассификация СМИ проявл-ся в росте числа теле- и радиопрограмм, в падении тиражей, а нередко и закрытии массовых газет и журналов, и одновременно в росте числа небольших (по объему и тиражу) газет и журналов, в получении права гражданства электронными книгами, журналами, конференциями, чатами и т.д. Тем самым растет многообразие, расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более адресной, рассчитанной на потребности и интересы совершенно конкретных потребителей.