Формы расчетов за товарно-материальные ценности
Большинство расчетов между организациями производится безналично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (расчетных, кредитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому обязательным посредником при этом будет выступать банк как плательщика, так и получателя.
Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем (поставщиком), или плательщиком.
Организации используют следующие формы и способы расчетов: платежные поручения, платежные требования, посредством аккредитивов, в порядке плановых платежей, расчетные чеки, пластиковые карты, инкассовые поручения.
Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа или временем получения ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.
При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями-партнерами. Однако любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств — плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением безакцептного списания или погашения банковских ссуд и процентов).
Обо всех изменениях расчетного счета учреждение банка извещает своего клиента (предприятие) выписками из расчетного счета.
К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету.
Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом “погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 “Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 “Расчетные счета”, на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов — слева. Выписка банка сшивается с оправдательными документами и служит для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51 “Расчетные счета”.
1.3.4.1.Учет расчетов платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями (ф. 0401060) — самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородных и иногородних расчетах между организациями, за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.
Организация представляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех:первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй пересылается в банк организации — получателя денежных средств, третий прилагается к выписке из расчетного счета плательщика.
В любых случаях банк имеет право принимать платежные и расчетные документы к оплате только при наличии у организации достаточной суммы денежных средств на расчетном счете.
Указанная форма расчетов требует участия для своего оформления целой группы счетов бухгалтерского учета.
Схема расчетов платежными поручениями:
1 — заключение договора-контракта;
2 — отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;
3 — передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа;
4 — выписка из расчетного счета о списании денежных средств;
5 — платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя;
6 — выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Самые широкоиспользуемые носят в этом случае следующий характер:
• с поставщиками и подрядчиками (Д-т сч. 60);
• с бюджетом по налогам и сборам (Д-т сч. 68);
• с органами социальной защиты, страховые взносы (Д-т сч. 69);
• с прочими кредиторами (Д-т сч. 76).
Одновременно указанный объем денежных средств уменьшает их наличие на расчетных и прочих счетах организации в банках (К-т сч. 51, 52, 55).
1.3.4.2.Учет расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями
Платежное требование (ф. 0401061) представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.
Поставщик продукции (работ, услуг) выписывает платежное требование и сдает в банк на инкассо.
Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом или без акцепта плательщика.
Схема расчетов платежными требованиями:
1 — договор-соглашение с указанием формы расчетов — платежными требованиями;
2 — отгрузка продукции, товара;
3 — документы на отгрузку и платежные требования отправлены покупателю или вручены ему;
4 — покупатель дооформил платежные документы и сдал в свой банк на оплату,
5 — документы о зачислении платежа переданы банку поставщика, авыписка из расчетного счета передана покупателю;
6 — выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Согласие на оплату (акцепт) плательщик обязан дать в течение трех дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: “молчание — знак согласия”. В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме.
Со счетов плательщика оплачивают без его согласия (безакцептные платежи) требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонементную плату за телефон, проценты за кредит и др.
Вбухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика, предъявившего требование, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за товар.
У поставщика учитывается факт реализации продукции:
Д-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
К-т сч. 90 “Продажи” в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании.
По мере зачисления платежа — согласно выписке банка из расчетного счета:
Д-т сч. 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”;
К-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” в сумме договорной стоимости.
У покупателя учитывается факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования):
Д-т сч. 10 “Материалы”;
Д-т сч. 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”;
К-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
Согласно выписке банка из расчетного счета:
Д-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
К-т сч. 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”
Инкассовое поручение (ф. 0401071) является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
• для взыскания денежных средств в соответствии с законодательством контролирующими органами;
• для взыскания по исполнительным документам;
• для списания денежных средств по договору с банком, предусматривающему право на списание денег со счета плательщика без его распоряжения.
1.3.4.3.Характеристика и назначение специальных счетов в банке
Счет 55 “Специальные счета в банках” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах.
К счету 55 “Специальные счета в банках” в дополнение к определенным в Плане счетов бухгалтерского учета при необходимости открываются следующие субсчета:
55/1 “Аккредитивы”;
55/2 “Чековые книжки”;
55/3 “Депозитные счета” и др.
На субсчете 55/1 “Аккредитивы” учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
На субсчете 55/2 “Чековые книжки” учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
На субсчете 55/3 “Депозитные счета” учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 “Специальные счета в банках” в корреспонденции со счетом 51 “Расчетные счета” или 52 “Валютные счета”. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные проводки.
Аналитический учет по субсчету 55/3 “Депозитные счета” ведется по каждому вкладу.
Аналитический и синтетический учет операций по счету 55 “Специальные счета в банках” организуются в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка по лицевым специальным субсчетам.
1.3.4.4.Аккредитивная форма расчетов
Одним из распространенных видов расчетов является аккредитивная форма. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку за счет депонированных своих средств или кредита банка произвести оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных по месту нахождения получателя, на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить счета поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.
При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. Зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ.
Аккредитивы бывают двух видов:
• покрытые,
• непокрытые.
Аккредитив называют покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т. д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива. В других случаях эти расходы учитываются в составе операционных расходов (счет 91/2). Аккредитив называют непокрытым, если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства покупателя остаются в обороте до момента списания их банком. Сумма, на которую открыт аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета применяется счет 009.
При открытии непокрытого аккредитива делают запись по дебету забалансового счета 009 “Обеспечение обязательств и платежей выданные”. Использование непокрытого аккредитива отражают по кредиту счета 009. Оплата счетов поставщика отражается проводкой:
Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)
В тех случаях, когда поставщик товара, материалов сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удобным способом разрешения конфликта. Аккредитив может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком. Обычно этот срок не более 45 дней.
Учет операций при аккредитивной форме расчетов ведется на счете 55 “Специальные счета в банках” — активный, балансовый, субсчет 55/1 “Аккредитивы”.
Схема аккредитивной формы расчетов:
1 — заключение договора-контракта с указанием аккредитивной формы расчетов;
2 — заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком);
3 — выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4 — извещение об открытии аккредитива, его условия;
5 — сообщение поставщику условий аккредитива;
6 — отгрузка продукции, товаров по условиям аккредитива;
7 — поставщик представил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива;
8 — извещение об использовании аккредитива;
9 — выписка из расчетного счета — зачислен платеж;
10 — выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива.
1.3.4.5.Расчеты чеками
Расчетный чек — письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные суммы.
В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты.
Чеки можно использовать в расчетах с магазинами, оптовыми базами, за товары и услуги транспорта и связи. Выдавая чековую книжку, банк должен указать лимит, на который можно выписывать чеки; лимит устанавливает организация, а срок использования — банк (не более 6 мес.).
Чекодатель — лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, называется чекодержателем.
По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передают его поставщику. Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку. Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55/2.
Схема расчетов чеками:
1 — заявление на покупку чековой книжки;
2 — выдача чековой книжки с депонированием лимитированной суммы;
3 — передача товара, отгрузка продукции;
4 — передача чека в оплату товара или услуг;
5 — документы на оплату и реестр чеков;
6 — зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;
7 — выписка из счета депонированных сумм.
Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55 “Специальные счета в банках”, субсчет 2 “Чековые книжки”, в журнале-ордере № 3.
1.3.4.6.Расчеты в порядке плановых платежей
Такие расчеты осуществляются между организациями при постоянных равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг.
Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная плановая сумма стоимости и количества продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется платежными требованиями или платежными поручениями. В согласованные сроки расчеты регулируются, т. е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом полученной продукции или услуг.
Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаются покупателю, а недостающие — доплачиваться. Такие расчеты ведут у поставщика на счете 62: по дебету отражаются счета, причитающиеся с покупателей, а по кредиту — суммы поступивших платежей.
Аналитический учет ведется в ведомости № 7, а синтетический — в журнале-ордере №11.
1.3.4.7.Расчеты с использованием векселей
Вексель — вид ценной бумаги, представляющий собой письменное долговое обязательство, составленное по установленной законом форме, удостоверяющее ничем не обусловленное обязательство векселедателя или иного указанного в векселе плательщика выплатить в установленные сроки денежные средства.
Различают два вида векселя.
Простой вексель — письменное долговое денежное обязательство одной стороны уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне в уплату за продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Переводной вексель (тратта) — выписывается кредитором и содержит приказ дебитору уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу или предъявителю векселя.
С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию кредитно-расчетного документа. Для ускорения процесса оборота средств векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом процента в пользу банка.
Выдача кредита под вексель:
Д-т 51, 52 К-т 66, 67 — на величину полученного кредита.
Д-т 26, 91 К-т 66, 67 — на сумму процентов за кредит.
После оплаты векселя плательщиком делается запись:
Д-т 66, 67 К-т 62 — векселя полученные.
Если плательщик по векселю не выполняет в установленный срок своих обязательств, векселедержатель обязан возвратить деньги, полученные от банка:
Д-т 66, 67 К-т 51.