Низкая налоговая нагрузка
Налоговики могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если его налоговая нагрузка будет ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).
В Приложении N 3 к Приказу приведены показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности. С этими показателями налогоплательщику и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке.
В настоящее время в указанном Приложении содержатся показатели нагрузки за 2006 - 2013 гг. В соответствии с п. 6 Приказа налоговики должны обновлять эти данные ежегодно и размещать их на официальном интернет-сайте ФНС России (http://www.nalog.ru).
Отметим, что на практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки (п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).
Примечание
Отметим, что иногда налоговые органы просят налогоплательщика пояснить причины низкой налоговой нагрузки. Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
См. образец пояснений налоговому органу по факту снижения налоговой нагрузки налогоплательщика.
КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ
В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не содержится указаний на то, к каким налогоплательщикам относятся приведенные в Приложении N 3 к Приказу показатели налоговой нагрузки. В связи с этим можно предположить, что они касаются всех налогоплательщиков.
Однако, как известно, налогоплательщики могут применять не только общий режим налогообложения. Так, налогоплательщик может применять ЕНВД, который рассчитывается исходя из вмененного дохода. При этом выручка от деятельности фактически может быть существенно больше. А ставка ЕНВД составляет 15% (ст. 346.11 НК РФ), в отличие от ставки по налогу на прибыль в 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В связи с этим, на наш взгляд, использовать данный критерий в отношении налогоплательщиков, применяющих исключительно ЕНВД, нелогично, поскольку у них налоговая нагрузка не связана с получаемой выручкой, а зависит от величины вмененного им дохода.
Также из Общедоступных критериев оценки рисков непонятно, должны ли при определении налоговой нагрузки учитываться налоги, которые уплачиваются в качестве налогового агента (например, НДФЛ). При этом заметим, что в описании данного критерия упоминается лишь налогоплательщик.
На наш взгляд, налоги, которые уплачиваются налоговым агентом, не должны учитываться при расчете налоговой нагрузки. Ведь налоговые агенты уплачивают налог не за свой счет, а удерживают его из дохода налогоплательщика (п. 1 ст. 24 НК РФ).
УЧИТЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД
В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не раскрывается, за какой период следует определять налоговую нагрузку. Однако налоговики привели расчет за календарный год.
Поэтому и вам при расчете своей налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных вами налогов и выручки (оборота) в целом за год.
По нашему мнению, речь идет только о суммах, фактически уплаченных в календарном году. То есть в расчет попадают суммы, начисленные за предыдущий период, но перечисленные в этом году, и не включаются суммы налогов за текущий период, которые вы фактически уплатите в следующем году.
Об этом косвенно свидетельствует формулировка абз. 3 п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков, согласно которому при расчете показателя налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за основу берется сумма уплаченных налогов по данным отчетности налогового органа <1>. Чтобы сравнение показателей "налоговая нагрузка по видам экономической деятельности" и "налоговая нагрузка у налогоплательщика" при применении рассматриваемого критерия было сопоставимым, полагаем, что их следует рассчитывать по одинаковой методике.
--------------------------------
<1> Налоговый орган отражает свою отчетность в информационной базе - карточке "Расчеты с бюджетом" (карточка РСБ). В ней налоговый орган, в частности, фиксирует (п. 2 разд. I, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, Приложение N 1 к этому Приказу):
- начисленные суммы налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Они заносятся на основании деклараций, представленных налогоплательщиком, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
- суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые налогоплательщик перечислил в бюджет;
- разницу между поступившими и начисленными платежами.