Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»
Изучение уровня эффективности «Программы формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»», составленной А.Л. Сиротюк, проводилось на базе первых классов тверских школ, участвующих в исследовании «Дифференцированное обучение детей с учетом возрастной динамики психофизиологических особенностей». Непосредственное участие в исследовании принимала доктор Джоан Спеллинг (США).
Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы учащихся первых классов осуществлялся по экспресс-методике Л.С. Цветковой. В таблице предлагаются результаты исследования 180 детей до занятий по названной программе и после них.
п/п | Тесты | Средний балл | |||||
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | |||||
До занятий | После занятий | До занятий | После занятий | До занятий | После занятий | ||
Конфликтная реакция выбора | 0.32 | 0,36 | 0.79 | 0.60 | |||
Свободные вербальные ассоциации | 0.10 | 0.40 | 0,69 | 0.57 | |||
«Забор» | 0.60 | 0.52 | 1.0 | 0.80 | 1,20 | 1.10 | |
«Кулак— ребро— ладонь» | 0.58 | 0,49 | 1.10 | 0 78 | 1,40 | 1.25 | |
Праксис позы пальцев | 0,10 | 0.22 | 0.10 | 0.34 | 0.21 | ||
Пробы Хеда | 0.77 | 0.67 | 0,78 | 0.70 | 1.23 | 1.12 | |
Опознание и выбор пространственно ориентиро ванных фигур | 0.21 | 0.34 | 0.64 | 0.52 | |||
Пробв на фонематический слух | 0.20 | 0,52 | 0,33 | ||||
Запоминание двух групп по | 0.32 | 0.20 | 0,48 | 1.40 | 1.10 | ||
три слова | |||||||
Дорисовывание абстрактной фигуры до конкретного предметного изображения | 0,75 | 0.63 | |||||
Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии | 0.40 | 0,1 | 0.54 | ||||
Продолжение числового ряда | 0,20 | 0.75 | 0.64 | ||||
Понимание рассказов: содержания, смысла, морали | 1,42 | 1.25 | |||||
Понимание сюжетных картин с конфликтным смыслом | 0,90 | 0.68 |
По результатам тестирования все дети были разделены на три группы:
— 1-я группа — первоклассники с высоким уровнем готовности к обучению по параметру сформированности ВПФ. Они составили 32,2% (58 человек) от общего количества обследованных детей;
НО
— 2-я группа — первоклассники со срелним уровнем готовности к обучению. Они составили 38,8% (70 человек) от обшего числа обследованных детей;
— 3-я группа — первоклассники с низким уровнем готовности к обучению. Они составили 29.0% (52 человека) от общего числа обследованных детей.
Проведение исследования ВПФ позволило сделать вывод о том, что после занятий по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» произошли значимые позитивные изменения показателей сформированности ВПФ.
В качестве примера эффективности названной программы можно привести изменение почерка Вани Т. (низкий уровень сформированности ВПФ) в течение месяца формирующего развития.
Ниже приводятся фотофрагменты формирующих занятий по «Программе...».