Моделирование системы персонального менеджмента
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Дисциплина: Персональный менеджмент
Специальность (направление): 080200.62 Менеджмент (бакалавр)
Форма обучения: для всех форм обучения
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
Оглавление
Сущность и содержание персонального менеджмента. 2
Моделирование системы персонального менеджмента. 3
Понятие личной цели. 9
Технология поиска жизненных целей. 11
Самомаркетинг. 13
Влияние личных особенностей на выбор карьеры. 14
Управление профессиональной карьерой. 15
Поиск работы. 16
Самореклама. 19
Собеседование с работодателем: психологические особенности. 21
Адаптация в коллективе. 25
Освоение новой работы. 26
Закрепление успеха. 27
Принципы эффективного использования времени. 29
Правила личной организованности и самодисциплины. 34
Методы учёта и анализа использования времени. 38
Принцип Парето как основа принятия собственных решений. 42
Выявление приоритетов с помощью анализа АБВ. 43
Система планирования личного труда. 45
Техника планирования личного времени. 50
План и распорядок рабочего дня. 54
Основные цели делегирования. 58
Преимущества и недостатки делегирования. 65
Организация рабочих мест. 67
Планировка рабочих мест. 69
Техническое оснащение рабочих мест. 70
Совершенствование условий труда. 71
Личная записная книжка. 73
Этика разговора по телефону. 74
Умение слушать собеседника. 76
Способы управления собеседником. 77
Основные правила в искусстве убеждения. 78
Виды убеждающих воздействий. 83
Техника публичного выступления. 85
Самоанализ качества выступления. 89
Подготовка и проведение деловой беседы. 90
Национальные стили ведения переговоров. 100
Самоорганизация здоровья. 102
Мобилизация волевых качеств. 103
Эмоциональный потенциал работоспособности. 105
Гигиена умственного труда. 106
Психологическая подготовка к работе. 108
Внешняя привлекательность. 109
Критерии оценки личного труда. 115
Научная организация труда. 118
Сущность и содержание персонального менеджмента.
В развитых странах мира господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы — высококлассные менеджеры.
Одна из классификаций требований к руководящему персоналу содержит следующие качества:
1. Высокий интеллект.
2. Способность к достижению поставленных целей.
3. Готовность принимать на себя ответственность.
4. Способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта.
5. Способность чувствовать себя уверенно в путанице организационных взаимоотношений и событий.
Сюда же добавляются:
6. большая выдержка, крепкие нервы и целенаправленность;
7. дружественное, приветливое, но деловое обращение с людьми.
Один из первых сводов требований к руководителю сформулировал античный автор Оносандро Византиец Маврикий (VI столетие). Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым, опытным в своем деле, умным и решительным. Ко всему относиться спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности и корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги.
Фредерик Тейлор, которого считают отцом современной науки организации и управления, утверждал, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами: умом, образованием, опытом, тактом, энергией, сообразительностью, честностью, здравым смыслом, здоровьем. В то же время Ф. Тейлор говорил, что очень трудно найти человека, обладающего всеми девятью качествами.
А вот как трактуется перечень качеств, присущих хорошему руководителю, в книге Б. Карлофа «Деловая стратегия».
Хороший руководитель — это человек: экстравертный, открытый; любознательный; восприимчивый на результат; решительный; критически настроенный; опытный, терпеливо относящийся к ошибкам; обаятельный; внушающий доверие и энтузиазм; спокойный; готовый выслушать других; добросердечный и внимательный; свободный от предрассудков; смелый; невозмутимый; гибкий: готовый способствовать развитию других.
В течение долгого времени господствовало убеждение, что успешное руководство в бизнесе немыслимо без интеллекта, образования и аналитических способностей. В середине 70-х годов прошлого века произошла переоценка ценностей и было выявлено, что для успеха в бизнесе важны и другие качества. Это, в первую очередь, деловой опыт, творческий подход, напористость и кругозор.
Самоменеджмент – это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления.
Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда менеджера. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих менеджеров имеются общие правила и принципы работы.
Современный менеджер должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.
Основными задачами дисциплины «Персональный менеджмент» является овладение студентами приемами и методами самоуправления, рационализации собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей работоспособности. Овладение этими приемами позволит быстрее достигнуть профессиональных жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд подчиненных.
Одним их необходимых качеств менеджера является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.
Ещё можно посмотреть инфу здесь: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/personalnyi_menedzhment_testy_i_konkretnye_situacii_praktikum/p3.php - ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Моделирование системы персонального менеджмента.
Что же такое персональный менеджмент или, другими словами, самоменеджмент? Существует несколько точек зрения на суть данного понятия и, как следствие, — множество определений.
Есть достаточно конкретное, специфически направленное представление о сути самоменеджмепта как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [68, с. Ю].
В большинстве источников можно найти определение этого термина как самоуправления, процесса самодеятельности, возвышения личности.
Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением [181, с. 24].
Созвучно с этим определение предмета персонального менеджмента: самоменеджмент — это саморазвитие индивида-мспсджсра или (по В. Кирпичеву, 1994) личная тектология (организационная наука управления самим собой).
Таким образом, персональный менеджмент — это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и
практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Речь идет о том, чтобы положение, при котором типичны неупорядоченная работа и обусловленное внешними обстоятельствами выполнение заданий, преобразовать в ситуацию целесообразных и выполнимых задач.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.
Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента [68, с. 34].
Во внешнем круге этой модели определены следующие пять функций (рис. 3): — постановка цели. Анализ и формирование личных целей; — планирование. Разработка планов и альтернативных ва
риантов своей деятельности; — принятие решений. Принятие решений по предстоящим
делам; — реализация и организация. Составление распорядка дня и
организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач; — контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае не
обходимости — корректировка целей);
Во внутреннем круге расположена шестая, дополняющая функция: — информация и коммуникация. Вокруг этой функции в из
вестной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.
Рис. 3. Модель связи функций самоменедж- мента
В табл. 2 представлена техника самоменеджмента [72, с. 36], где каждой функции соответствуют определенные рабочие приемы и достигаемый результат.
Ошибка многих, даже опытных менеджеров, которые недооценивают самоменеджмент, заключается в том, что они предпочитают: правильно делать дела, вместо того чтобы делать правильные дела; решать проблемы, вместо того чтобы создавать творческие альтернативы; сберегать средства, вместо того чтобы оптимизировать их использование; исполнять долг, вместо того чтобы добиваться результатов; снижать издержки, вместо того чтобы повышать прибыль. Разумная самоорганизация позволит менеджеру получить следующие преимущества: Выполнять работы с меньшими затратами. Лучше организовать свой личный труд. Получать лучшие результаты труда. Быть меньше загруженным работой. Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций. Получать удовлетворенность от работы. Допускать меньше спешки, уменьшая стрессовые перегрузки. Повышать свою квалификацию. Добиваться лучших результатов труда.
10. Достигать профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Техника самоменеджмента
Функция глава | Рабочие приемы, методы | Достигаемый результат |
Постановка целей | Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели | Мотивация. Устранение слабых сторон. Распознавание преимуществ. Концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов |
Планирование | Годовое планирование. Месячное планирование. Декадное планирование. Планирование дня. Принципы временного менеджмента. Метод «Альпы» Менеджмент с помощью дневника времени | Подготовка к реализации цели. Оптимальное распределение и использование времени. Сокращение сроков использования |
Принятие решений | Установка приоритетов. Принцип Парето (соотношение 80:20). АБВ-анализ. Принцип Эйзенхауэра. Делегирование дел (перепору- чение) | Приводящая к успеху организация труда. Первоочередное решение жизненно важных проблем. Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат |
Реализация и организация | Распорядок дня. График продуктивности. Биоритм, самопроявление, дневной рабочий план | Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля |
Контроль | Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) | Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни |
Существо системы персонального менеджмента можно образно представить в виде модели — требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл. 3).
Таблица 3
Модель качеств менеджера: «Умение управлять самим собой»
Л/О л/л | Основные группы качеств {первый уровень) | Содержание критерия | Первичные качества (второй уровень) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Способность правильно формулировать жизненные цели | Оптимальная направленность и мобилизация собственных способностей и жизненных ресурсов | Способность познать самого себя Умение формулировать свои жизненные цели Умение принимать решения Умение планировать карьеру |
/>2 | Личная организованность | Способность жить и работать по системе | Приверженность системному подходу Умение ценить и эффективно использовать время Умение сосредоточиться на главном Умение все делать по порядку Умение не упускать из виду мелочей Умение учитывать и анализировать затраты времени |
3 | Самодисциплина | Умение управлять своим поведением: «держать себя в руках» | Обязательность, способность держать слово Пунктуальность, точность исполнения Собранность, умение не разбрасываться Наличие чувства ответственности 5. Умение отказываться от удовольствий ради главного |
4 | Знание техники личной работы | Знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться | Умение организовать рабочее место Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой Умение работать с информацией Умение составлять документы Умение говорить по телефону Умение слушать Умение планировать свои дела Знание методов рационализации личного труда Умение пользоваться записной книжкой Умение менять занятия Знание технологии коммуникаций |
1 | 2 | 3 | 4 |
12. Умение найти и получить работу Умение адаптироваться в коллективе Умение взаимодействовать с секретарем 15. Умение делегировать полномочия | |||
5 | Самоорганизация личного здоровья | Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда | Физические нагрузки Правильное питание Сон Дыхание Водные процедуры Закаливание Борьба с шумом Тренированность нервной системы Умение расслабиться Отказ от вредных привычек Режимы труда и отдыха |
6 | Эмоционально волевой потенциал | Способность управлять своей волей, воспитывать оптимизм и жизнерадостность | Воля Трудолюбие Упорство в работе Целеустремленность Решительность Напористость Умение заинтересовать, мотивировать себя Оптимизм и жизнерадостность Увлеченность работой Преданность работе и коллективу Семейное благополучие Уверенность в самом себе Психологическая подготовка к работе |
7 | Самоконтроль личной жизнедеятель ности | Способность постоянно контролировать процессы своей деятельности и ее результаты | Знание функций самоконтроля Контроль процессов Контроль времени 4 Контроль результатов Самоконтроль дня Умение создавать и контролировать собственный имидж |
Исходя из данной модели искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств.
Формулирование жизненных целей
Содержанием критерия служит умение мобилизовывать собственные способности и жизненные ресурсы.
К первичным качествам этого блока относятся следующие.
Способность познать самого себя. От умения индивида выявить свои наклонности и способности, четко определить свое жизненное и профессиональное предназначение зависит его дальнейшая жизнь. Если человек еще со школьной скамьи четко определил свои сильные и слабые стороны и в соответствии с этим планирует свою карьеру, это говорит о его реалистическом подходе и самокритичности. Такие качества необходимы для правильного формирования жизненных целей.
Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жизненных целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с индивидуальными ценностями. Умение определять цели выражается в четких формулировках явных и скрытых потребностей и интересов.
Умение принимать решения. Многие ли из вас задумывались над вопросом: «Умею ли я правильно подходить к принятию решений?» Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел, т.е. иными словами — умение принимать решение заключается в правильном установлении приоритетов. Это поможет Вам укладываться в установленные сроки, получать удовлетворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.
Умение планировать свою карьеру. Для достижения индивидуальных жизненных целей в профессиональной сфере необходимо уметь составлять «план карьеры», в котором указываются основные цели, задачи и сроки их реализации. Личная организованность
Содержание критерия — способность руководителя жить и работать по системе. Критерии второго уровня этого блока модели содержат шесть качеств.
Приверженность системному подходу. Предполагает комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.
Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здравомыслящий человек понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограниченно, однако многие стараются не думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составле
нии бюджета своего времени: следует использовать время исключительно на решение проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у вас время или стремящихся выиграть его за ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.
Умение сосредоточиться на главном. Необходимо выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.
Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а надо стремиться переходить от простого к сложному.
Умение не упускать из виду мелочей. Многие люди не уделяют должного внимания мелочам, считая, что их исполнение только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, показывая его с невыгодной стороны. Все это, в конечном счете, отнимает столь дефицитное время.
Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь применять методы учета и контроля использования времени. Самодисциплина
Самодисциплина — это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.
Содержание критерия — умение управлять своим поведением, «держать себя в руках».
Критерии второго уровня этого блока качеств содержат следующие пять первичных качеств.
Обязательность, способность держать слово. Другими словами, это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, предписываемых ему как официально, так и диктуемых чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие.
Умение держать слово — свойство такого человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга, чести и самоуважения. Эти качества формируются на основе безусловного выполнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от личных дел с целью выполнения данного обещания.
Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности делового мира, как обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.
Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.
Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.
Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу — время, потехе — час». Знание техники личной работы
Содержание критерия — знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться.
Критерием второго уровня этого блока являются пятнадцать первичных качеств.
Умение организовать рабочее место. Организация рабочего места, а следовательно, и личного труда — это не столько личное дело руководителя, сколько исходное звено организации работы всего аппарата управления. Руководитель, овладевший навыками самоорганизации труда, рабочего места, как правило, рационально использует свое время, рассматривая его как часть рабочего времени всего аппарата управления.
Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой. Данное качество предполагает наличие знаний современной вычислительной и организационной техники в системе управления, умение ею пользоваться.
Умение работать с информацией. В современном деловом мире считается, что нужная и своевременная информация — это ключ к успеху. Поэтому руководитель должен иметь хорошую осведомленность по решаемому кругу вопросов.
Сама по себе информация не является отрицательным фактором, без ее притока мозг деградирует. В то же время нервное напряжение возникает в связи с тем, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать. Необходимость быстрой мобилизации всех личностных
возможностей и ресурсов организма создает ситуацию нервного перенапряжения. Прежде всего, эта вероятность возрастает при ответственной работе руководителя, осознающего в полной мере возможные последствия своих решений.
Умение составлять документы. Подразумевает овладение процессом составления деловых писем и ведения делопроизводства.
Умение говорить по телефону. Часто руководителю поговорить с кем-либо лично удается не всегда. Поэтому первейшим средством связи является телефон. Никогда не следует упускать из виду то обстоятельство', что телефонный разговор — это своего рода визитная карточка.
Следовательно, когда менеджер должен что- либо обсудить по телефону, ему необходимо создать выгодную для разговора атмосферу: подчеркнуть общие точки соприкосновения интересов, упомянуть общих партнеров или друзей, не забыть подтвердить собеседнику свои обязательства, а в заключение поблагодарить его за разговор.
Умение слушать. Как правильно слушать своего собеседника? Наверное, мало кто задавался таким вопросом. Для начала проверьте себя, дав ответы на следующие вопросы: Внимательно ли вы слушаете говорящего? Не пытаетесь ли часто перебивать его? Всегда ли у вас хватает терпения внимательно выслушать собеседника? Не теряете ли самообладание при получении неприятной для Вас информации? Готовитесь ли вы заранее к важным переговорам?
Ответы на эти вопросы помогут руководителю сделать правильные выводы, после чего эффективность переговоров, бесед, несомненно, возрастет.
Умение планировать свои дела. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Приступая к планированию, составьте для себя обзор возможных условий и факторов, которые могут оказать то или иное влияние на ваш план. Эти составляющие следует скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали поставленной цели.
Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется или работа ведется «спустя рукава».
Знание методов рационализации личного труда. Данное качество подразумевает наличие навыков по скорочтению, умению внимательно слушать собеседника, выработке приемов по трени
ровке памяти, а также наличие удобных форм деловых записей и др.
Умение пользоваться записной книжкой. Пользуетесь ли вы записной книжкой в своей повседневной практике? Существует несколько видов записных книжек. Например, карманная записная книжка. В нее заносят имя, отчество, фамилию владельца, данные паспорта, группу крови. Желательно, чтобы книжка имела алфавитный указатель. Это облегчает запись и поиск нужных адресов и телефонов деловых партнеров, друзей, различные справочные данные.
Другой вид записной книжки — ежедневник. Он может быть переносной — в него записывают запланированные на неделю важные дела, встречи, звонки — и настольный — более объемный и детальный.
Наличие записной книжки позволяет оперативно вести дела, быть в курсе всех событий и не забывать о запланированных встречах.
Умение менять занятия. Загруженность современного руководителя может стать причиной серьезных нарушений его здоровья. Основная причина этого — монотонность занятий, постоянное нервное напряжение, неумение «переключаться» с одного вида деятельности на другой. Это расслабляет нервную и иммунную систему, не позволяет набраться сил.
Знание технологии коммуникаций. Подразумевает искусство убеждения собеседника, рациональную подготовку к публичному выступлению, знание правил проведения деловых переговоров, взаимодействие руководителя с секретарем и другие.
Умение найти и получить работу. Предполагает наличие качеств и навыков, позволяющих определить свое профессиональное предназначение, а также умение «обойти» конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой можно успешно справляться.
Умение адаптироваться в коллективе. Данное качество предъявляет требования к знанию и соблюдению сформировавшихся традиций в коллективе, проявлению своих профессиональных и положительных личностных качеств.
Умение взаимодействовать с секретарем. Для успешного взаимодействия руководителя и секретаря важно научиться правильно координировать совместную работу, учитывать регламент трудовых процессов. Необходимо учитывать не только специфические условия и факторы работы, но и определенные черты характера и руководителя, и секретаря.
Умение делегировать полномочия. Обладание данным качеством помогает руководителю в распределении среди работников организации задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации. Делегирование — это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части своих прав и обязанностей подчиненным. Самоорганизация личного здоровья
Содержание критерия — хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда.
Работа менеджера — это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил.
Опыт работы фирм ряда наиболее развитых стран мира сви- I . дегельствует, что их руководителю приходится работать очень К много, интенсивность их личного труда постоянно возрастает, п В условиях динамичной деятельности руководитель все чаще ста- К новится причастным к ухудшению своего здоровья. Это тяжелым № бременем ложится на его нервную и сердечно-сосудистую систе- К мы, что, безусловно, может привести к преждевременному и ре- К альному нарушению здоровья.
Ш Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим со-
К бой как с уникальным ресурсом для поддержания своей произво- р дительности на должном уровне. Нельзя рисковать своим здоро- Г вьем, позволяя проблемам поглощать свою энергию.
I? Для поддержания хорошей физической формы безусловно не-
г обходим здоровый образ жизни. Для того чтобы быть здоровым, I ¦ особых рецептов не требуется. Прежде всего, нужно уделить вни- р мание ряду факторов.
I Физические нагрузки. Мышцы составляют около 44% от веса
I- тела человека, их работа определяет работу всей системы челове- Г ческого организма, и в первую очередь, сердечно-сосудистую. 1“ Главным врагом современного делового Человека является гипо- динамия — нарушение функций организма при ограничении дви- I.1 гательной активности. Нетренированная система может ответить | на стресс, психоэмоциональную перегрузку роковыми для орга- 1| низма последствиями.
I Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обес-
I печения функций организма. Разумный двигательный режим, | мышечная деятельность для современного человека обязательны. |, Правильное питание. Питание само по себе служит подцержа-
К* нию энергетического баланса обмена веществ в организме. Куль- тура питания в наше время развивается на основе научно обосно
ванных принципов. Правильное питание означает питание рациональное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, иными словами, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья.
Сон. Важным компонентом восстановления работоспособности человека является сон — отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Однако занятость менеджера зачастую приводит к сокращению времени спа и, как следствие, к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам.
Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов. В результате восстанавливаются растраченные задень энергетические ресурсы. При выборе продолжительности сна человек должен основываться на субъективной оценке своих возможностей.
Правильное дыхание. Общеизвестно, что человек может прожить без еды более десяти дней, без воды — шесть дней, без воздуха — всего пять минут. До наступления урбанизации человек в буквальном смысле этого слова жил на свежем воздухе. Сейчас значительную часть своего времени люди проводят в помещениях. Неполноценное дыхание приводит к более раннему старению организма, так как ухудшается деятельность легких.
Многие люди при разговоре, выступлениях стараются произнести как можно больше слов на выдохе, тем самым задерживая вдох. Это ведет к ухудшению снабжения организма кислородом. Руководителю желательно освоить несложные дыхательные упражнения йогов для постановки правильного дыхания. Обычно за норму принимается 14—18 дыханий в минуту.
Водные процедуры. Не следует путать водные процедуры с закаливанием, хотя и при закаливании широко применяют обтирание водой, купание в водоемах.
Человек является носителем электромагнитного поля, что доказано учеными-медиками. В течение дня человек попадает в различные температурные, световые и шумовые режимы, контактирует с электромагнитными полями (электроприборы, другие люди).
Все это сказывается на стабильности электромагнитного поля человека, приводит к нежелательному перераспределению зарядов в его организме. Поэтому полезно один раз в день принимать водные процедуры — обливание, душ. Лучше всего это проделывать, стоя (по возможности) босиком на земле, что приводит к нормализации электромагнитного поля и благотворно влияет на весь организм.