Б) Аудиторские стандарты

Регулирование аудиторской деятельности

Диагностическое исследование должно быть эффективно, что достигается применением определенных правил, позволяющих обеспе­чить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур.

Работа аудитора должна быть ор­ганизована в соответствии с документами, относящимися к двум группам:

• государственные законодательные акты;

• аудиторские стандарты и другие регулятивы.

А) Правовые основы аудита

Результаты аудиторской проверки - основа множества эко­номических решений, поэтому аудит во всех странах доста­точно жестко регулируется. Правовую основу аудита состав­ляют документы четырех уровней:

• нормативные документы, отражающие обязательные и
непреложные требования для каждого аудитора;

• правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. ни­же) — профессиональные рекомендации, рассматривае­мые как эталон качества и добросовестности проводимых аудиторами работ;

договоры, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ГК РФ, ч.1,ст. 420). Эти соглаше­ния не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исклю­чительных случаях могут противоречить стандартам;

• профессиональное регулирование, в основном включаю­щее этические нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража.

Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он

не отклоняется от принятых профессиональных норм.

В Российской Федерации организацию государственного ре­гулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Фе­дерации. Положение о Комиссии утверждает Президент Рос­сийской Федерации, назначающий также ее председателя.

б) Аудиторские стандарты

Аудиторские стандарты призваны ре­шать задачу регулирования аудиторской деятельности, поддер­жания высокого качества аудиторских проверок.

Слово буквально пе­реводится как «стандарт» образец - это набор общепринятых требований к работе аудитора. Аудиторские стандарты представляют собой конкретизацию положений аудиторской теории.

Стандарты устанавливают минимальный уровень исполне­ния и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, это мера качества исполнения работы.

Аудиторские стандарты должны быть неизменными незави­симо от спектра деятельности. Стандарты подвергаются периодическому пересмотру по мере изменения экономической ситуации в стране.

б) Аудиторские стандарты - student2.ru Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуще­ствляет Комиссия по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ.

Введено в действие 39 правил (национальных стандартов) аудиторской деятельности. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его ха­рактеристик стандартам аудита.

Три основные группы стандартов:

общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;

• стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внут­реннего контроля, получения доказательств и др.;

• стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бухгалтерской отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.

Вопрос 2.Принципы проведения аудита

Кроме соблюдения стандартов, аудиторская деятельность подчиняется следующим основным принципам.

1. Этика поведения:

• прояв­лять высокие профессиональные и моральные принци­пы;

• действовать в интересах общества;

• честно выполнять свои профессиональные обязанности;

• сохранять объективность и быть независимым, и формально, и фактически;

• соблюдать профессиональные стандарты, улучшать качество услуг

2. Независимость. Общест­венное признание профессионального статуса аудиторов ос­новано на признании их независимости — это объективность и честность суждений.

Независимость необходима для обеспечения эффективности аудита.

Независимость аудита обеспечивается посредством:

- финансовой независимости — аудитор профессионально выполняет свою работу с заранее оговоренной достойной оплатой.

- административной независимости, т.е. независимости ау­дитора от административных решений клиента и непод­чиненность последнему.

- политической независимости, невозможности влиять на решения аудитора, используя политическую власть, связи и аналогичные способы воздействия.

- эмоциональной независимости — сохране­ние отчужденности аудитора, независимо от его чувств к представителям организации-клиента.

Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении нормативных документов по регулированию аудитор­ской деятельности в РФ» от 6 мая 1994 г. №482 установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, что доля фирм или доля аудиторов составляет не менее 51%.

3. Профессионализм — это обязательность владения необ­ходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональ­ные услуги. Профессионализм требует, чтобы:

Ø Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки професси­ональной компетентности и пределы ее полномочий в соот­ветствии с имеющимися лицензиями на осуществление ауди­торской деятельности.

Ø Меняющиеся обсто­ятельства обязывают уметь распознавать общие тен­денции и обычные причиныпроблем.

Ø Следить за литературой по проблемам оцениваемой деятельности, включая разработки в университетах и научных институтах, иметь широкий взгляд на исследуемые проблемы в их взаимосвязи с проблемой об­щеорганизационной эффективности.

Ø проводил исследования до тех пор, пока у него не останется сомнений в существовании (или отсутствии) значи­тельных нарушений,

Ø предусмотрительно инструктировал сво­их помощников и проверял их работу»

Ø Доказательность. Задача аудиторов — собрать и оценить достаточное количество компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия ре­шений.

Ø Точность представления положения и результатов опера­ций в аудиторском отчете (заключении).


Вопрос 3. Порядок привлечения аудитора к проверке или

Организацияпроведения аудита персонала

Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту.

а\ Как правило, оформляется официальное предложе­ние аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведе­ния аудиторской проверки.

б\ В случае согласия аудитор направ­ляет письмо-обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой пред­ставления заключения.

в\ После обмена письмами между аудиторской фирмой (ау­дитором) и экономическим субъектом заключается двухсто­ронний договор. В договоре должны быть указаны:

- предмет договора и обязанности сторон;

- сроки и место проведения аудиторской проверки;

- стоимость работ и порядок расчетов;

- порядок сдачи-приемки работ;

- ответственность сторон;

- конфиденциальность;

- разрешение споров;

- прекращение договора ранее намеченного срока;

- форс-мажорные обстоятельства;

- прочие условия;

- срок действия договора и юридические адреса сторон.

Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Гражданскому Кодексу РФ.

К договору прилагается протокол соглашения о договор­ной цене на проведение аудиторской проверки.

Управление аудитом (контроль за качеством и обеспе­чение эффективности аудита)

Эффективность управленческого аудита как вида деятель­ности требует эффективного управления на всех его этапах.

Эффективный аудит

o проводится по плану, предполагаю­щему

- определение ситуационных условий и требуемых ре­зультатов,

- необходимых действий и

- методов их осуществле­ния, обеспечивающих чувствительность к происходящим изменениям.

- определить сте­пень и форму участия клиента на каждом этапе работы

Эффективность управленческого аудита зависит от профес­сионализма проводящих его специалистов.

Аудиторская фирма должна придерживаться политики и процедур контроля качест­ва в соответствии с Международными и национальными ау­диторскими стандартами, сложившейся практикой.

Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества зависят от

- размера и характера деятельнос­ти аудиторской фирмы,

- еегеографического расположения,

- ор­ганизационной структуры,

- экономических показателей.

Соот­ветственно, политика и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем ре­зультирующей документации.

Пример процедуры контроля качества представлен в Приложении 1.

Цели политики контроля качества, которые должны быть приняты аудиторской фирмой, обычно включают:

профессиональные требования1 («Кодекс этики международной федерации бухгалтеров», New York, ICAR, 1999, с. 800.)— персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, чест­ности, объективности, конфиденциальности и норм про­фессионального поведения;

навыки и компетентность— персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих аудиторскими стан­дартами и придерживающихся их, атакже обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с надлежащей добросовестностью;

поручение заданий — аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях;

делегирование полномочий — необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять надзор и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что выполненная работ;
соответствует надлежащим стандартам качества;

консультирование — в случае необходимости следует проводить консультации со специалистами (как внутри, так и вне фирмы), обладающими соответственными зна­ниями;

клиентская база — необходимо постоянно проводить оценку потенциальных и анализ текущих клиентов. Исходить из сооб­ражений независимости фирмы, ее способности предо­ставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента;

мониторинг — необходимо постоянно контролировать адекватность и операционную эффективность политики и процедур контроля качества.

Общую политику и процедуры контроля качества аудитор­ской фирмы необходимо довести до сведения персонала фир­мы, чтобы обеспечить достаточную уверенность в понимании их применения на практике.

В ближайшей перспективе по мере развития управленчес­кого аудита контроль качества работы может осуществляться аудиторскими объединениями или лицензированием деятель­ности аудиторских фирм.

Вопрос 4. Уровни проведения аудита персонала

Деятельность по управлению персоналом может быть стратегической, функциональной и линейной.

Исходя из этого деления, существуют три основных уровня аудиторской проверки. Аудит персонала должен удовлетворять широкие, долгосрочные интересы высшего руководства, а также более специфичные и краткосрочные потребности специалистов по управлению персоналом и линейного управления. (см. рис.1):

б) Аудиторские стандарты - student2.ru

б) Аудиторские стандарты - student2.ru

б) Аудиторские стандарты - student2.ru

Рис.1 Алгоритм диагностических операций аудита персонала (АП).

1. Стратегический уровень— осуществляется с точки зрения активности высшего управления организацией, тре­бующего проверки интегрированостипрактики управления персоналом в организационное стратегическое планирование, исвязь практики службы управления персоналом с другими управленческими функциями, касающимися формирования и использования трудового потенциала организации.

Аудиторы изучают стратегию организации посредством интервьюирова­ния ключевых руководителей, изучения бизнес-планов, систе­матизации внутренних и внешних факторов управления и оп­ределения динамики изменений.

2. Операционный уровень,т.е. проверка эффективно­сти деятельности функционального подразделения по управ­лению персоналом организации. На этом уровне аудитор от­вечает на три вопроса:

- соответствуют ли результаты поставленным целям;

- получены ли эти результаты при наименьших затратах;

- можно ли упростить или улучшить процедуры управления.

Аудит функции управления ЧР должен логически начаться с обзора работы отдела ЧР. В таблице показан перечень глав­ных областей, которые они охватывают.

Главные области аудита персонала

1. Информационные системы управления персоналом
Законодательство- права человека Планированиеперсонала спрос и предложение, оценка наличия диаграммаквалификации -перемещения и замены
Информация по управлению персона­лом рабочие стандарты описание работ спецификация работ Работа администрации компенсации и зарплата пакет и социальные льготы дополнительные льготы работодателя
2. Укомплектование персоналом и развитие
Найм источники найма пригодность новичков работа с заявлениями Отбор процедуры отбора отношения отбора соблюдение закона и прав человека при отборе
Обучение и ориента­ция программы ориентации обучающие цели и про­цедуры обучающие курсы Развитие карьеры внутреннее продвижение планирование программы карьеры усилия но развитию человеческих ресур­сов
3. Организационный контроль и оценка персонала
Оценка исполнения -стандарты и меры ис­полнения методы оценки испол­нения - оценочные интервью Трудовые отношения законность разрешения трудовых споров - правила управления проблемы разрешения трудовых споров
Контроль человече­ских ресурсов рабочие коммуникации дисциплинарные проце­дуры изменение и развитие процедур Аудит отдела управления персоналом функцииотдела ЧР линейные менеджеры обратная связь работников с отделом ЧР

Как показано в табл. 1, аудит должен сосредоточиться на информационной системе управления ЧР, укомплектовании персоналом и развитии, организационном контроле и оценке. Эти три области аудита дополняют друг друга и объединены друг с другом. Также, никакая отдельная область не должна быть особо подчеркнута в аудите.

Аудит касается фактически каждого раздела из области управления ЧР организации. Анализ только несколько аспек­тов системы управления ЧР может упустить показатели, за­трагивающие эффективность отдела. По каждому разделу таб­лицы контрольная бригада специалистов по ЧР должна:

- выделить, кто отвечает за каждую деятельность;

- определить цели, преследуемые каждой деятельностью;

- рассмотреть политику и практику по достижению этих це­лей;

- изучить образцы отчетов в информационной системе ЧР, чтобы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления ЧР;

- подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, политику и процедуры;

- развить план действий по исправлению ошибок в целях, политике и процедурах;

- разработать план действий, чтобы посмотреть, решило ли это проблемы, найденные в результате аудита с позиции подразделения фирмы, наемных работников, третьих сто­рон.

3. Управленческий уровень,предполагающий про­верку правильности применения линейными руководителями разработанной методологии управления персоналом. По­скольку линейное управление является личностным, аудит его эффективности в масштабах организации может принести ма­ло пользы. Однако оценка согласия линейного управленческо­го персонала со стратегической и функциональной деятельно­стью в области управления персоналом может повысить эффективность последней. Проверка вопросов согласия управленческого персонала с целями, кадровой политикой и процедурами управления персоналом, соблюдения их предпи­саний и требований законодательства в своей работе.

В этой миссии аудитор использует следующую информа­цию:

- от представителей профсоюза;

- от наемных работников;

- от администрации и службы управления персоналом;

- внешнюю (социальные органы, акционеры, муниципальные службы).

При выполнении аудиторских процедур в этой области по­вышается степень уважения линейных руководителей к функ­циональной деятельности в области управления персоналом. В случае более высокой оценки подхода линейного менеджера к управлению следует привести в соответствие с ним деятель­ность службы ЧР.

Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные менед­жеры исполняют кадровую политику фирмы.

Вопрос 5. Процесс аудита персонала

В общем виде процесс аудита персонала представлен на рисунке:

б) Аудиторские стандарты - student2.ru

Ни один из подходов (схема) не может применяться ко всем областям управления ЧР. Обычно, аудиторские команды используют несколько из этих подходов, в зависимости от оп­ределенных действий ЧР. Аудиторская команда сама выбира­ет определенные инструменты исследования, чтобы собрать контрольную информацию. Эта информация служит как об­ратная связь о действиях отдела ЧР. Неблагоприятная обрат­ная связь ведет к корректирующему действию, улучшающему вклад действий ЧР.

Вопрос 6.ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные

В аудите персонала используются типичные для управлен­ческого аудита инструменты. Рассмотрим наиболее часто применяемые:

- интервью,

- анкетирование,

- анализ документов,

- внешняя информация и

- эксперименты в области ЧР

Вопросы для обсуждения

1. Что является объектом аудита?

2. Дайте характеристику организации как системе.

3. Каковы атрибуты современной организации?

4. Дайте определение следующим понятиям: аудит, диагностика, оценка, ауди­торская деятельность, контроль, ревизия. В чем их сход­ство и различия?

5. Что означает слово «аудитор»? Кто может быть аудито­ром?

6. Почему возникла потребность в институте аудита в Рос­сии?

7. Каковы основные принципы аудита, и какими норматив­ными документами аудитор должен руководствоваться в своей работе?

8. Что такое «аудиторские стандарты»? Обязан ли аудитор в своей деятельности придерживаться требований россий­ских и международных стандартов?

9. Каковы виды работ и задачи внутреннего аудита?

10. Назовите возможные направления аудита?

11. Какие вопросы должен исследовать аудитор в процессе проверки? Кто определяет перечень вопросов?

12. Для чего проводится управленческий аудит?

13. В чем особенность управленческого аудита? В каких формах он проводится?

Наши рекомендации