Б) Аудиторские стандарты
Регулирование аудиторской деятельности
Диагностическое исследование должно быть эффективно, что достигается применением определенных правил, позволяющих обеспечить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур.
Работа аудитора должна быть организована в соответствии с документами, относящимися к двум группам:
• государственные законодательные акты;
• аудиторские стандарты и другие регулятивы.
А) Правовые основы аудита
Результаты аудиторской проверки - основа множества экономических решений, поэтому аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. Правовую основу аудита составляют документы четырех уровней:
• нормативные документы, отражающие обязательные и
непреложные требования для каждого аудитора;
• правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. ниже) — профессиональные рекомендации, рассматриваемые как эталон качества и добросовестности проводимых аудиторами работ;
• договоры, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ГК РФ, ч.1,ст. 420). Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исключительных случаях могут противоречить стандартам;
• профессиональное регулирование, в основном включающее этические нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража.
Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он
не отклоняется от принятых профессиональных норм.
В Российской Федерации организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Положение о Комиссии утверждает Президент Российской Федерации, назначающий также ее председателя.
б) Аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты призваны решать задачу регулирования аудиторской деятельности, поддержания высокого качества аудиторских проверок.
Слово буквально переводится как «стандарт» образец - это набор общепринятых требований к работе аудитора. Аудиторские стандарты представляют собой конкретизацию положений аудиторской теории.
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, это мера качества исполнения работы.
Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности. Стандарты подвергаются периодическому пересмотру по мере изменения экономической ситуации в стране.
Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Введено в действие 39 правил (национальных стандартов) аудиторской деятельности. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стандартам аудита.
Три основные группы стандартов:
• общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;
• стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательств и др.;
• стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бухгалтерской отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.
Вопрос 2.Принципы проведения аудита
Кроме соблюдения стандартов, аудиторская деятельность подчиняется следующим основным принципам.
1. Этика поведения:
• проявлять высокие профессиональные и моральные принципы;
• действовать в интересах общества;
• честно выполнять свои профессиональные обязанности;
• сохранять объективность и быть независимым, и формально, и фактически;
• соблюдать профессиональные стандарты, улучшать качество услуг
2. Независимость. Общественное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости — это объективность и честность суждений.
Независимость необходима для обеспечения эффективности аудита.
Независимость аудита обеспечивается посредством:
- финансовой независимости — аудитор профессионально выполняет свою работу с заранее оговоренной достойной оплатой.
- административной независимости, т.е. независимости аудитора от административных решений клиента и неподчиненность последнему.
- политической независимости, невозможности влиять на решения аудитора, используя политическую власть, связи и аналогичные способы воздействия.
- эмоциональной независимости — сохранение отчужденности аудитора, независимо от его чувств к представителям организации-клиента.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» от 6 мая 1994 г. №482 установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, что доля фирм или доля аудиторов составляет не менее 51%.
3. Профессионализм — это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Профессионализм требует, чтобы:
Ø Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
Ø Меняющиеся обстоятельства обязывают уметь распознавать общие тенденции и обычные причиныпроблем.
Ø Следить за литературой по проблемам оцениваемой деятельности, включая разработки в университетах и научных институтах, иметь широкий взгляд на исследуемые проблемы в их взаимосвязи с проблемой общеорганизационной эффективности.
Ø проводил исследования до тех пор, пока у него не останется сомнений в существовании (или отсутствии) значительных нарушений,
Ø предусмотрительно инструктировал своих помощников и проверял их работу»
Ø Доказательность. Задача аудиторов — собрать и оценить достаточное количество компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений.
Ø Точность представления положения и результатов операций в аудиторском отчете (заключении).
Вопрос 3. Порядок привлечения аудитора к проверке или
Организацияпроведения аудита персонала
Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту.
а\ Как правило, оформляется официальное предложение аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведения аудиторской проверки.
б\ В случае согласия аудитор направляет письмо-обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой представления заключения.
в\ После обмена письмами между аудиторской фирмой (аудитором) и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны:
- предмет договора и обязанности сторон;
- сроки и место проведения аудиторской проверки;
- стоимость работ и порядок расчетов;
- порядок сдачи-приемки работ;
- ответственность сторон;
- конфиденциальность;
- разрешение споров;
- прекращение договора ранее намеченного срока;
- форс-мажорные обстоятельства;
- прочие условия;
- срок действия договора и юридические адреса сторон.
Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Гражданскому Кодексу РФ.
К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.
Управление аудитом (контроль за качеством и обеспечение эффективности аудита)
Эффективность управленческого аудита как вида деятельности требует эффективного управления на всех его этапах.
Эффективный аудит
o проводится по плану, предполагающему
- определение ситуационных условий и требуемых результатов,
- необходимых действий и
- методов их осуществления, обеспечивающих чувствительность к происходящим изменениям.
- определить степень и форму участия клиента на каждом этапе работы
Эффективность управленческого аудита зависит от профессионализма проводящих его специалистов.
Аудиторская фирма должна придерживаться политики и процедур контроля качества в соответствии с Международными и национальными аудиторскими стандартами, сложившейся практикой.
Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества зависят от
- размера и характера деятельности аудиторской фирмы,
- еегеографического расположения,
- организационной структуры,
- экономических показателей.
Соответственно, политика и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем результирующей документации.
Пример процедуры контроля качества представлен в Приложении 1.
Цели политики контроля качества, которые должны быть приняты аудиторской фирмой, обычно включают:
• профессиональные требования1 («Кодекс этики международной федерации бухгалтеров», New York, ICAR, 1999, с. 800.)— персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
• навыки и компетентность— персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих аудиторскими стандартами и придерживающихся их, атакже обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с надлежащей добросовестностью;
• поручение заданий — аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях;
• делегирование полномочий — необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять надзор и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что выполненная работ;
соответствует надлежащим стандартам качества;
• консультирование — в случае необходимости следует проводить консультации со специалистами (как внутри, так и вне фирмы), обладающими соответственными знаниями;
• клиентская база — необходимо постоянно проводить оценку потенциальных и анализ текущих клиентов. Исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента;
• мониторинг — необходимо постоянно контролировать адекватность и операционную эффективность политики и процедур контроля качества.
Общую политику и процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить достаточную уверенность в понимании их применения на практике.
В ближайшей перспективе по мере развития управленческого аудита контроль качества работы может осуществляться аудиторскими объединениями или лицензированием деятельности аудиторских фирм.
Вопрос 4. Уровни проведения аудита персонала
Деятельность по управлению персоналом может быть стратегической, функциональной и линейной.
Исходя из этого деления, существуют три основных уровня аудиторской проверки. Аудит персонала должен удовлетворять широкие, долгосрочные интересы высшего руководства, а также более специфичные и краткосрочные потребности специалистов по управлению персоналом и линейного управления. (см. рис.1):
Рис.1 Алгоритм диагностических операций аудита персонала (АП).
1. Стратегический уровень— осуществляется с точки зрения активности высшего управления организацией, требующего проверки интегрированостипрактики управления персоналом в организационное стратегическое планирование, исвязь практики службы управления персоналом с другими управленческими функциями, касающимися формирования и использования трудового потенциала организации.
Аудиторы изучают стратегию организации посредством интервьюирования ключевых руководителей, изучения бизнес-планов, систематизации внутренних и внешних факторов управления и определения динамики изменений.
2. Операционный уровень,т.е. проверка эффективности деятельности функционального подразделения по управлению персоналом организации. На этом уровне аудитор отвечает на три вопроса:
- соответствуют ли результаты поставленным целям;
- получены ли эти результаты при наименьших затратах;
- можно ли упростить или улучшить процедуры управления.
Аудит функции управления ЧР должен логически начаться с обзора работы отдела ЧР. В таблице показан перечень главных областей, которые они охватывают.
Главные области аудита персонала
1. Информационные системы управления персоналом | |
Законодательство- права человека | Планированиеперсонала спрос и предложение, оценка наличия диаграммаквалификации -перемещения и замены |
Информация по управлению персоналом рабочие стандарты описание работ спецификация работ | Работа администрации компенсации и зарплата пакет и социальные льготы дополнительные льготы работодателя |
2. Укомплектование персоналом и развитие | |
Найм источники найма пригодность новичков работа с заявлениями | Отбор процедуры отбора отношения отбора соблюдение закона и прав человека при отборе |
Обучение и ориентация программы ориентации обучающие цели и процедуры обучающие курсы | Развитие карьеры внутреннее продвижение планирование программы карьеры усилия но развитию человеческих ресурсов |
3. Организационный контроль и оценка персонала | |
Оценка исполнения -стандарты и меры исполнения методы оценки исполнения - оценочные интервью | Трудовые отношения законность разрешения трудовых споров - правила управления проблемы разрешения трудовых споров |
Контроль человеческих ресурсов рабочие коммуникации дисциплинарные процедуры изменение и развитие процедур | Аудит отдела управления персоналом функцииотдела ЧР линейные менеджеры обратная связь работников с отделом ЧР |
Как показано в табл. 1, аудит должен сосредоточиться на информационной системе управления ЧР, укомплектовании персоналом и развитии, организационном контроле и оценке. Эти три области аудита дополняют друг друга и объединены друг с другом. Также, никакая отдельная область не должна быть особо подчеркнута в аудите.
Аудит касается фактически каждого раздела из области управления ЧР организации. Анализ только несколько аспектов системы управления ЧР может упустить показатели, затрагивающие эффективность отдела. По каждому разделу таблицы контрольная бригада специалистов по ЧР должна:
- выделить, кто отвечает за каждую деятельность;
- определить цели, преследуемые каждой деятельностью;
- рассмотреть политику и практику по достижению этих целей;
- изучить образцы отчетов в информационной системе ЧР, чтобы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления ЧР;
- подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, политику и процедуры;
- развить план действий по исправлению ошибок в целях, политике и процедурах;
- разработать план действий, чтобы посмотреть, решило ли это проблемы, найденные в результате аудита с позиции подразделения фирмы, наемных работников, третьих сторон.
3. Управленческий уровень,предполагающий проверку правильности применения линейными руководителями разработанной методологии управления персоналом. Поскольку линейное управление является личностным, аудит его эффективности в масштабах организации может принести мало пользы. Однако оценка согласия линейного управленческого персонала со стратегической и функциональной деятельностью в области управления персоналом может повысить эффективность последней. Проверка вопросов согласия управленческого персонала с целями, кадровой политикой и процедурами управления персоналом, соблюдения их предписаний и требований законодательства в своей работе.
В этой миссии аудитор использует следующую информацию:
- от представителей профсоюза;
- от наемных работников;
- от администрации и службы управления персоналом;
- внешнюю (социальные органы, акционеры, муниципальные службы).
При выполнении аудиторских процедур в этой области повышается степень уважения линейных руководителей к функциональной деятельности в области управления персоналом. В случае более высокой оценки подхода линейного менеджера к управлению следует привести в соответствие с ним деятельность службы ЧР.
Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные менеджеры исполняют кадровую политику фирмы.
Вопрос 5. Процесс аудита персонала
В общем виде процесс аудита персонала представлен на рисунке:
Ни один из подходов (схема) не может применяться ко всем областям управления ЧР. Обычно, аудиторские команды используют несколько из этих подходов, в зависимости от определенных действий ЧР. Аудиторская команда сама выбирает определенные инструменты исследования, чтобы собрать контрольную информацию. Эта информация служит как обратная связь о действиях отдела ЧР. Неблагоприятная обратная связь ведет к корректирующему действию, улучшающему вклад действий ЧР.
Вопрос 6.ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные
В аудите персонала используются типичные для управленческого аудита инструменты. Рассмотрим наиболее часто применяемые:
- интервью,
- анкетирование,
- анализ документов,
- внешняя информация и
- эксперименты в области ЧР
Вопросы для обсуждения
1. Что является объектом аудита?
2. Дайте характеристику организации как системе.
3. Каковы атрибуты современной организации?
4. Дайте определение следующим понятиям: аудит, диагностика, оценка, аудиторская деятельность, контроль, ревизия. В чем их сходство и различия?
5. Что означает слово «аудитор»? Кто может быть аудитором?
6. Почему возникла потребность в институте аудита в России?
7. Каковы основные принципы аудита, и какими нормативными документами аудитор должен руководствоваться в своей работе?
8. Что такое «аудиторские стандарты»? Обязан ли аудитор в своей деятельности придерживаться требований российских и международных стандартов?
9. Каковы виды работ и задачи внутреннего аудита?
10. Назовите возможные направления аудита?
11. Какие вопросы должен исследовать аудитор в процессе проверки? Кто определяет перечень вопросов?
12. Для чего проводится управленческий аудит?
13. В чем особенность управленческого аудита? В каких формах он проводится?