Службы по связям с общественностью
Служба связей с общественностью — это особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть системы управления, способствующая обеспечению согласия внутренней и внешней общественности с политикой и реальной практикой функционирования организации.
Перед службой связей с общественностью любой организации стоят задачи:
— постоянно предоставлять руководству организации информацию о мнении общественности по тому или иному правлению деятельности организации, ее лидерах, о реакции публики на проводимые акции и предпринимаемые действия; постоянно поддерживать доверие к организации; улучшать взаимоотношения между организацией целевой общественностью.
Первая служба связей с общественностью (первоначальное название — Комитет по общественной информации) была создана после Первой мировой войны при правительстве с президентом В. Вильсоном. В дальнейшем службы и подразделения PR создаются при железнодорожных корпорациях, в автомобильной и оборонной отраслях промышленности Америки. В настоящее время в развитых странах практически каждая крупная фирма или компания имеет самостоятельную PR-службу или, по крайней мере, PR-специалиста, реализующего действия по организации взаимовыгодных связей с общественностью, их численность и структура резко отличаются друг от друга. Например, в известной компании General Motors в PR-подразделении работает около 200 чел. В зависимости от профиля и целей организации PR-службы могут носить самые различные названия: управление по связям с общественностью, пресс-служба и др. Однако все они выполняют одну и ту же задачу.
К приоритетным задачам отделов PR в развитых странах относится и реализация коммуникативно-интегративной политики. Это и специально планируемая и проводимая работа по организации межличностного общения, и воспитание служащих, и формирование у них общего менталитета и культуры. Дух корпоративного единения поддерживают такие PR-акции, как организация корпоративных мероприятий (поездок, экскурсий, конкурсов, соревнований, поздравления юбиляров и т. д.), благотворительных мероприятий (сбора пожертвований, учреждения стипендий и фондов фирмы или компании и т. д.), участие в профессиональных выставках и конкурсах и проч.
PR-служба выступает как основной интерпретатор стратегии и тактики данной фирмы, банка, государственной структуры и т. п.
В конечном счете служба связей с общественностью должна играть роль главного интегратора усилий коллектива, всех средств коммуникации, используемых форм и средств работы для достижения одной из конечных целей — наличия у субъекта достаточно привлекательного для общественности образа, а у членов организации — облика, выражающего их принадлежность к данному сообществу.
2. Основные направления деятельности служб связей с общественностью
Основные направления деятельности служб связей с общественностью в государственных структурах: информационное представительство организации на всех уровнях государственного управления (ознакомление представителей органов власти с потребностями и интересами организации и т. д.); представительство интересов организации в законодательных органах верховной, региональной и местной власти (лоббирование, защита позиции клиента и т. п.); влияние на процесс законотворчества по вопросам затрагивающим жизненные интересы организации (подготовка соответствующих законопроектов, внесение на рассмотрение законодательных инициатив, формирование необходимого общественного мнения и проч.); отслеживание работы всех ветвей власти в сферах, затрагивающих стратегические интересы организации (поиск нужной информации, интерпретация действий государственных структур, прогноз политической ситуации).
Основные направления деятельности служб связей с общественностью в коммерческих структурах: деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности коммерческой структуры; первичное информирование потенциального потребителя о деятельности коммерческой структуры (цели, задачи, направления деятельности, традиции, социальная функция и т. д.); поиск точек соприкосновения интересов коммерческой структуры с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений; формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с коммерческой структурой, формирование у него чувства причастности к делам структуры; внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности общих с ним интересов над остальными его интересами.
Служба по связям с общественностью в любой организации обеспечивает долговременные внутренние и внешние связи в целях создания благоприятного образа организации и ее руководителей (лидеров). В такой службе работают люди, которые владеют технологиями PR и одновременно хорошо ориентируются в своей сфере деятельности. Во многих организациях служба связей с общественностью представлена одним пресс-секретарем. Основные задачи такой службы — организация публикаций в СМИ и контактов в родственных сферах деятельности, ликвидация кризисных ситуаций внутри и вокруг своей организации.
Структура службы строится, исходя из программно-целевого подхода, сочетания линейной и функциональной схем управления. Она выполняет следующие функции:
а) функция планирования — определение основных направлений политики, целей, методов коммуникации;
б) координирующая — налаживание контактов с другими службами организации, внешними структурами и лидерами общественного мнения;
в) административная — установление организационных принципов службы и управления ею;
г) производственно-функциональная — планирование, производство и размещение информационно-рекламных материалов, подготовка материалов для выступления руководителей, проведение диагностики и мониторинга объекта связей с общественностью.
Наиболее общей для всех служб связей с общественностью функцией является функция, интегрирующая следующие возможности организации: исследовательские — связанные со сбором, обработкой, анализом информации; информационные — связанные с подготовкой информационных материалов, информированием общественности в целях и проблемах организации, размещением информации в средствах массовой информации, информационным сопровождением принятия и реализации законов и постановлений; планирующие — связанные с определением целей, задач, разработкой плана мероприятий по их реализации; организаторские — заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий; экспертные — проявляющиеся в оценке эффективности проделанной работы и выявлении новых проблем, которые предстоит решать.
При совместной работе службы по связям с общественностью и нанимаемого для выполнения конкретных целей агентства по PR оптимальным является вариант участия службы в постановке задачи, контроле за ходом реализации программы PR и оценке ее эффективности. Агентство же выполняет основную часть программы, привлекая специалистов и СМИ. В этом случае специалисты по связям с общественностью фирмы как бы выступают в роли переводчиков между руководством организации и агентством, экономя, таким образом, значительное время для обеих сторон.