Особенности рациональных и интуитивных решений, обращение к прошлому опыту
Существует различные подходы к типологии управленческих решений. Одна из классификаций разделяет их на интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения. Решения, основанное на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями и прошлым опытом. В отличие от них рациональные решения не имеют непосредственной опоры только на прошлый опыт как «здравый смысл», а принимаются на основе последовательности аналитических процедур.
Интуитивное решение внешне выглядит как мгновенное озарение. Однако это озарение возможно лишь в том случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу.
Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе внутренней убежденности без обоснования, чаще всего не сложные проблемы и обладают следующими чертами: 1) субъект держит проблему в сознании. 2) по мере развития проблемы может быть подход изменен. 3) возможно одновременное рассмотрение вариантов. 4) нарушение алгоритма. 5) качество зависит от опыта ЛПР. Следовательно, при решении чаще всего удовлетворительные решения.
«+» интуитивного решения: быстрота; «-» интуитивного решения: ошибочность, стандартность.
Рациональные решения, в отличие от интуитивных, не зависят от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин «рациональное» характеризует, прежде всего, способ разработки решения, а не его качество. Рациональные решения принимаются с помощью многоэтапного аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Поэтому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы - интуиция, логика и расчет.
Процесс рационального решения проблем обеспечивает не единичное решение, а совокупность выборов.
Этапы рационального решения проблем:
Диагноз проблемы - выявляется на основании осознания и установления «симптомов». Некоторые общие симптомы - низкие качество и производительность, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Руководящие в иерархии структуры могут страдать от избытка информации, поэтому важно различать и фильтровать релевантную и неуместную информацию. Релевантная информация - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, цели и периода времени.
Формулировка ограничений и критериев для принятия решения - возможные решения проблем должны быть реалистичны. Объективными ограничениями могут быть - нехватка средств, недостаточность компонентов, ресурсов, технологий; законы и этические соображения, а также определяемое по иерархии сужение полномочий. Кроме ограничений необходимо определить стандарты (критерии) принятия решения.
Выявление альтернатив - углубленный анализ проблем необходим для разработки широкого спектра действительно различающихся альтернатив. После составления списка всех идей следует переходить к оценке каждой альтернативы.
Оценка альтернатив - сопоставление решений друг с другом и на соответствие критерия (стандартам) принятия решений. Все решения следует выражать в определенных формах, в которых выражена цель и по каждому параметру давать стандартную оценку.
Окончательный выбор - управляющий уровень просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Рациональные решения обоснованные и точные.
При рациональных решениях используются следующие методы: 1) Расчетно-аналитические - направлены для обоснования решений направленных на развитие и совершенствование имеющихся тенденций (прогностический анализ). 2) Экспертные методы: метод парных сравнений (применяется, когда нужно исключить худшие варианты); документационный метод, метод ранжирования; метод группового опроса; метод декомпозиции (разбиение проблемы на составные части для определения сущности проблемы); метод аналогии (разработка типовых решений); метод контрольных вопросов (его задача активизация творческого мышления); метод решающих матриц (нужен для анализа сложных проблем). 3) программно-целевые методы обоснования (для основания стратегических решений): метод структуризации целей (количественно и качественно обосновать цели организации и ее подразделений с точки зрения соответствия общеорганизационным целям).
Следовательно при выборе метода обоснования решения следует учитывать: сложность проблемы, ситуацию, критерии, предпочтения ЛПР.
6) Целевая ориентация управленческих решений
Цель - это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация.
В общем виде цель должна удовлетворять условиям
* быть желаемой для ее инициатора* иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации * быть необходимой для коллектива компании и общества ,своевременность* текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение. Например, достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.
Системность,комплексность,Согласованность,Достижимость,Конкретность,Гибкость,Приемлемость
Выбор миссии определяет цели, которые ставит перед собой организация. Поэтому можно дать и такое определение целей: "Цели - это те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию".
Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические - при решении оперативных задач управления.
Целевая ориентация управленческих решений подразумевает
приоритет цели. То есть, весь процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации упр решений, которые являются в своём роде искусством, мастерством и умением руководителя осуществлять упр воздействие на персонал ради достижения общих и ключевых целей орг-ции.
Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения.
: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.
При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом: во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения; во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить; в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.
Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения.
При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях;
Признаки взаимосвязи целей и решений: Цель - начальный этап выработки решения; Цель - основа контроля за исполнением решения; Цель без решений бесплодна; Решения - механизм реализации целей; Цели определяют критерии оценки эффективности решений. Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих оценить степень достижения цели.
7) ЛПР в процессе принятия УР, стили
Личностные оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат. Сильно сказываются на качестве УР такие свойства руководителя, как пессимизм, оптимизм и практицизм.
Практицизм руководителя связан с большим опытом работы и наработанной базой шаблонов сложных ситуаций. Оптимизм руководителя основывается на завышенной оценке возможностей сотрудников, включая и свои собственные, самой компании, её поставщиков и клиентов, возможно.
Оптимизм должен подкрепляться высоким уровнем профессионализма в менеджменте и технологическими возможностями компании. Оптимистично настроенные менеджеры берутся за рискованные, но выгодные для фирмы работы и зачастую доводят до положительного результата, казалось бы, провальные проекты.
Пессимизм руководителя основывается на заниженной оценке возможностей сотрудников, включая и свои собственные, самой компании, её поставщиков и клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант будет наверняка реализован, что принесет компании стабильную, но невысокую прибыль. Этот подход может быть эффективным в традиционных, мало подверженных изменению производствах.
Механизм принятия управленческих решений включает в себя:
1. постановку цели.2. Анализ проблемы.3. Установка вероятных последствий принимаемого решения.4. Разбор со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи).5. Выбор, формулирование и конкретизация оптимального решения, для его последующего исполнения.6. Принятие решения.
Делегирование полномочий — это передача прав и ответственности от вышестоящего руководителя к нижестоящему, от линейного руководителя к руководителю штабной структуры, от руководителя непосредственно к подчиненному. Умелое делегирование полномочий — неотъемлемая составляющая процесса принятия коллективных управленческих решений. Если руководитель не делегирует полномочия, то управленческие решения принимаются им единолично.
Стили:Авторитарный стиль руководства характеризуется жесткой централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипулятивных стратегий воздействия на персонал. Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией власти в руках одного лица — предпринимателя.
Демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего звеньев управления в принятии стратегически важных решений. В первом случае речь идет о коллективных решениях, а во втором о коллегиальных. Демократический стиль применяется в децентрализованных организациях, в которых осуществляется управление по целям, результатам. Для таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация и компетентность персонала.
Либеральный стиль руководства характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений. Однако, ситуация в коллективе может развиваться по-разному, иногда непредсказуемо. Руководитель, использующий либеральный стиль, может самоустраниться от управления. В этом случае организацией управляют представители «элитарного ядра», которые получает неограниченный доступ к власти и ресурсам. Возможны столкновения между различными группами, резкий рост конфликтов в коллективе.
8) Системный подход к УР, этапы решения проблем
Системный анализ - наука, занимающаяся проблемой принятия решения в условиях анализа большого количества информации , целью применения системного анализа к конкретной проблеме является повышение степени обоснованности принимаемого решения, расширение множества вариантов, среди которых производится выбор, с одновременным указанием способов отбрасывания заведомо уступающим другим.
Системный подход - это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик Принятие управленческих решений - это выбор одного курса действия из альтернативных вариантов. Под управленческим решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального действия при наличии по крайней мере двух вариантов. Сложность выбора решений повышается по мере увеличения количества вариантов.
.Принятию любого управленческого решения предшествует анализ, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта.
принципы системного подхода :
процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулировании конкретных целей;
необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы
9) основные направления в теории принятия решений. Нормативная и дискриптивная теории прин реш.
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ — часть теории управления, изучающая способы анализа, выработки образа действий в зависимости от целевой установки и условий, в которых осуществляется деятельность, располагаемых ресурсов, состава исполнителей. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений
Дескриптивная составляющая описывает реальное поведение и мышление людей в процессе принятия решений и называется психологической теорией решений. Дескриптивная модель — модель описания и объяснения наблюдаемых фактов или прогноза поведения объектов, дает практический опыт принятия реш. Нормативный подход позволяет оценивать проблемную ситуацию, учитывать ограничения и ресурсы, анализировать различные вар дей-ий. Дескриптивная теория позволяет лучше понять,как люди производят свой выбор,какие факторы влияют на прав.решения, какие психолог.механизмы влияют, роль соц.среды.
Нормативная теория принятия решений — наука, разрабатывающая методы формирования стандартных процессов принятия управленческих решений. Нормативная теория решений— это система методов, обеспечивающих поддержку принятия решений. Эти методы «организуют» мышление человека и предписывают ему, как следует себя вести в процессе принятия решений. В настоящее время разработано большое число разнообразных методов и процедур, которые призваны помочь людям разобраться в сложной ситуации и в своих предпочтениях, грамотно сформулировать цели, ограничения, альтернативы, оценить их последствия и принять качественное решение.
В основе всех этих методов лежит определенная концепция принятия решений человеком. Нормативная теория решений базируется на двух основных концепциях — максимизации полезности и ограниченной рациональности.
1. Концепция максимизации полезности В соответствии с этой концепцией рассматривается так называемый рациональный человек, который всегда старается принять оптимальное, т.е. наилучшее из всех возможных, решение. У каждого из нас имеется своя собственно функция полезности, отражающая нашу индивидуальную систему предпочтений. Оценивая каждое решение, мы явно или неявно сопоставляем ему некоторое значение своей функции полезности, которое показывает степень предпочтительности этого решения по сравнению с остальными.
2. Концепция ограниченной рациональности Изучение процессов принятия решений в организациях привело к выводу о том, что в действительности люди редко ведут себя подобно «рациональному» человеку. На самом деле в большинстве реальных ситуаций они, как правило, ограничиваются удовлетворительными решениями, которые обычно уступают оптимальным решениям по качеству, но вполне приемлемы с точки зрения достижения поставленной цели. Более того, руководитель организации вынужден принимать удовлетворительные решения по нескольким причинам. Во-первых, из большого числа возможностей он видит лишь несколько альтернатив, и поэтому маловероятно, что его выбор будет оптимальным. Во-вторых, он не может предвидеть всех возможных последствий каждой альтернативы. В-третьих, ему часто не хватает знаний, и потому его решения обычно основываются на весьма приблизительных и общих представлениях о тех процессах и объектах, которые нуждаются в управлении. В-четвертых, руководитель работает в режиме «хронического» дефицита времени и поэтому часто ошибается. В-пятых, он не обладает всей необходимой информацией, поскольку принимает решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации
10) Методы и модели принятия решений
Платёжная матрица - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Строки матрицы -- альтернативные стратегии поведения, столбцы -- возможные состояния внешней среды. В клетках матрицы указываются платежи.Платежи могут иметь смысл положительных результатов или доходов, а также отрицательных результатов или расходов.
Принятие решения в условиях полной неопределенности среды возможно с использованием трех критериев.
1. МАХIMАХ-- ориентирован на получение максимального ожидаемого результата (подход оптимиста). В соответствии с ним в качестве оптимальной выбирается альтернатива, дающая максимум в клетках платежной матрицы(построить большой завод)
2. МАХIMIN-- ориентирован на получение гарантированного выигрыша при наихудшем состоянии внешней среды (подход пессимиста, критерий Вальда). В соответствии с ним в качестве оптимальной выбирается альтернатива, имеющая максимальное значение ожидаемого результата в наименее благоприятном состоянии среды(отказ от строительства)
3. Равновесный подход (критерий Лапласа), при котором выбирается альтернатива с максимальным значением усредненного по всем состояниям среды платежа.
Анализ чувствительности -- это определение такого уровня вероятности, до которого данная альтернатива является лучшей. Анализ выполним только для случая двух возможных состояний внешней среды и любого числа альтернатив. В этом заключена его ограниченность
Дерево решений При построении дерева узлы принятия решений означают выбор альтернатив, который делает менеджер, а узлы состояния внешней среды -- возможные ответы среды, предпочтительнее в более сложных ситуациях.
Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график),
математическая (использование символов для описания действия или объектов). Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально
разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В
бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно
часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.
Модель теории очередей для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.
Модель управления запасами. Эта модель часто используется для
оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых
ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции.
Модель линейного программирования применяется для
определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии
конкурирующих между собой потребностей.
Имитационное моделирование применяется в ситуациях слишком
сложных для использования математических методов
Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером
может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.
анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.
Причинно-следственный метод -исследование статистической зависимости между
рассматриваемым фактором и другими переменными. Мнение жюри. Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.
Метод Дельфи- Суть его заключается в том, что эксперты заполняют
специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них
индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем
экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением
коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых
идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в
конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.