Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
Лекция 12: РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ
План:
1. Этап первый: подготовка к реорганизации
2. Этап второй: сбор информации и определение пробле
3. Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
4. Этап четвертый: организационно-техническое проектирование
5. Этап пятый: социальное проектирование
6. Этап шестой: преобразования
Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств организационные изменения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и определенных видов деятельности, или радикальными, когда под влиянием бурного и даже скачкообразного развития рынка и условий конкуренции требуется глубокая и многосторонняя реорганизация.
Ниже дается примерная характеристика возможных этапов осуществления программ реорганизации, а также методов, используемых при решении задач каждого этапа.
Этап первый: подготовка к реорганизации
Реорганизация предприятия является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп – собственников, руководителей и работников разных уровней.
Результатами работ на данном этапе должны стать: «разрешение» на реорганизацию, положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав, план намечаемых мер.
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, сводятся к следующему:
· Каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации поданному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?
· Каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметного ущерба?
· Кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта для членов группы?
· Какие необходимые качества членов группы отсутствуют у сотрудников организации? Каким образом их можно восполнить -за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлечения специалистов со стороны?
· Какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы?
· По каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?
В табл. 1 приводятся некоторые способы преодоления сопротивления организационным изменениям, приводимые в литературе по управлению и базирующиеся на опыте предприятий разных форм собственности, занимающихся различными видами деятельности.
Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
Меры | Предпосылки применения | Преимущества | Недостатки |
Обучение и предоставление информации | Недостаток информации, недостоверная информация или ее неправильная интерпретация | При убежденности сотрудников в необходимости мероприятия они активно участвуют в преобразованиях | Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников |
Привлечение к участию в проекте | Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им | Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют полезную информацию для планирования | Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений |
Стимулирование и поддержка | Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям | Предоставление помощи при адаптации и учет индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения | Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта |
Переговоры и соглашения | Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений | Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления | Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп |
Кадровые перестановки и назначения | Несостоятельность других «тактик» влияния или недопустимо высокие затраты по ним | Сопротивление относительно быстро преодолевается, не требуя высоких затрат | Угроза будущим проектам из-за недоверия сотрудников, интересы которых затрагиваются этими проектами |
Скрытые и явные меры принуждения | Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений | Угроза санкций заглушает сопротивление, делает возможной скорую реализацию проекта | Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта |
Для поддержки проекта реорганизации предприятие привлекает сторонников этой идеи. Их задача — обучить проектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать при реорганизации; обеспечить руководство проектом и его поддержку; выявить вопросы, которые необходимо решить; привлечь на свою сторону акционеров; поставить цели и наметить приоритеты по проекту. Формируется группа по реорганизации, разрабатывается положение о ней. Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, намеченная руководством, определяется структура работ, анализируется практика проведения подобных реорганизаций и, наконец, распределяется ответственность за выполнение проекта.
Нередко проект реорганизации встречает сопротивление, и для достижения успеха необходимо управлять процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно поддерживать связи с собственниками, разрабатывается методика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в реорганизационном процессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления. В табл. 2 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганизационных мероприятий.
Таблица 2 - Методы управления на этапе подготовки реорганизации
Задачи | Используемые методы |
Выявление необходимости реорганизации | Анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды) |
Обеспечение согласия в руководящем звене | Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки Определение целей |
Обучение группы по реорганизации | Формирование группы Создание системы мотиваций и заинтересованности |
Планирование изменений | Создание системы управления изменениями Проектное управление |