Тема1: Информация, информационные системы и информационные технологии

Вопрос 1. Основные понятия информации Измерение и представление информации.

Термин «информация»происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация- это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Минимальной единицей измерения данных информации является бит. Бит– это количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений.

Широко используются также еще более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт.

В последнее время в связи с увеличением объемов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт,

1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт.

Экономическая информатика является одной из важнейших разновидностей информации.

Вопрос 2. Экономическая информация.

Экономическая информатика- это совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Экономическая информатика обладает рядом особенностей:

· специфичность по форме представленияи отражения в виде пер­вичных и сводных документов;

· объемность.Совершенствование управления сопровождается увели­чением сопутствующих потоков информации;

· цикличность.Для большинства производственных процессов харак­терна повторяемость стадий отработки информации;

· отражение результатовпроизводственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей;

• специфичность по способам обработки.В процессе обработки преобладают арифметические и логические операции.

Структурно-экономическая информация состоит из показателей, представляющих собой контролируемый параметр объекта управления. В свою очередь показатели формируются из совокупности реквизитов, то есть логически неделимых элементов показателя, соотносимых с определенным свойством отображаемого объекта.

Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание характеризует количественную сторону объекта и определяет значение показателя. Реквизит-признак характеризует качественную сторону объекта и определяет наименование показателя.

Качество информации можно определить как совокупность свойств, обуславливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных потребностей. Возможность и эффективность использования информации для управления обуславливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, полнота, доступность, актуальность, своевременность, точность, устойчивость, достоверность и ценность.

Репрезентативностьинформации связана с правильностью ее отбора и формирования с целью адекватного отражения заданных свойств объекта.

Содержательностьинформации определяется удельной семантической емкостью (коэффициентом содержательности), равной отношению количества семантической информации к общему объему данных.

Полнотаинформации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения состав.

Доступностьинформации для ее восприятия при принятии управленческого решения обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования.

Актуальностьинформации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования.

Своевременностьинформации определяется возможностью ее использования при принятии управленческого решения без нарушения установленной процедуры и регламента. Таким образом, своевременной является информация, поступающая на тот или иной уровень управления не позже заранее назначенного момента времени.

Точностьинформации определяется степенью близости отображаемого информацией параметра управления и истинного значения этого параметра.

Устойчивость- это свойство информации реагировать на изменение исходных данных, сохраняя необходимую точность.

Достоверностьинформации определяется ее свойством отображать реально существующие объекты с необходимой точностью.

Ценностьинформации - это комплексный показатель ее качества, мера количества информации на прагматическом уровне.

Все процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Обработка информации- получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объема и разнообразия информации.

Средства обработки информации - это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер - универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Вопрос 3. Информационные системы.

Информационная система- это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления.

Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные. Поэтому часто их называют системами обработки данных.

По степени механизации, процедур преобразования информации, системы обработки данных делятся на системы ручной, механизированные, автоматизированные и системы автоматической обработки данных.

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем является следующее.

Принцип интеграции,заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.

Принцип системности,заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.

Принцип комплексности,заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.

Информационные системы также классифицируются:

• по функциональному назначению:

Ø производственные,

Ø коммерческие,

Ø финансовые,

Ø маркетинговые и др.,

• пообъектамуправления:

Ø информационныесистемыавтоматизированногопроектирования,

Ø управлениятехнологическимипроцессами,

Ø управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т.п.,

• по характеру использования результатной информацией:

Ø информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя;

Ø информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений);

Ø информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвуют в формировании управляющих воздействий. Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Функциональные подсистемыреализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфически хозяйственной деятельности объекта управления.

В состав обеспечивающих подсистемобычно входят:

1) информационное обеспечение- методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных;

2) техническое обеспечение- комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

3) программное обеспечениевключает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечиваяпользователямнаибольшиеудобства в работе;

4) математическое обеспечение- совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

5) лингвистическое обеспечение- совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемыпо существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К нимотносятся:

1) кадровое обеспечение- состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности;

2) эргономическое обеспечение- совокупность методов и средств, ис­пользуемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

3) правовое обеспечение- совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации;

4) организационное обеспечение- комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.

Вопрос 4. Информационные технологии и ресурсы

Информационные ресурсы- это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Информационные ресурсы

тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационная технология- это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель информационной технологии- производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Первые информационные технологии основывались на использовании счетов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.

Новая информационная технология - это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

• интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

• интегрированность с другими программными продуктами;

• гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К основным видам информационных технологий относятся следующие.

1. Информационная технология обработки данныхпредназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутин­ных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

2. Информационная технология управленияпредназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

3. Информационная технология автоматизированного офисапризвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решенийпредназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

5. Информационная технология экспертных системоснована на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Вопрос 5.Информатизация общества и автоматизация офиса

Информатизация общества- организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования инфор­мационных ресурсов.

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

В настоящее время существует множество программных продуктов, обеспечивающих информационные технологии автоматизации офиса. К ним относятся тестовые процессоры, табличные процессоры, система управления базами данных, электронная почта, электронный календарь, компьютерные конференции, видеотекст, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведение документов, контроль исполнения приказов и т.д.

Текстовые процессорыпредназначены для создания и обработки текстовых документов. Подготовленные текстовые документы могут быть распечатаны, а также переданы по компьютерной сети. Таким образом, в распоряжении менеджера оказывается эффективный вид письменной коммуникации.

Табличные процессорыпозволяют выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме. Пользователь имеет возможность вводить табличные данные, обрабатывать их, проводить необходимые вычисления, автоматически формировать итоги, выводить информацию в печатном виде и в виде импортируемых в другие системы файлов, качественно оформлять табличные данные, в том числе в виде графиков и диаграмм, проводить инженерные, финансовые, статистические расчеты, проводить математическое моделирование и т.д.

Системы управления базами данныхпредназначены для создания и поддержания в актуальном состоянии баз данных, содержащих различные сведения о системе управления и производственной деятельности фирмы.

Электронная почтапозволяет пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Возможности, предоставляемые пользователю электронной почтой, различны, и зависят от применяемого программного обеспечения.

Электронный календарьпредоставляет средства для хранения и управления рабочим расписанием менеджеров и других работников предприятия. Система позволяет установить дату, время и место встречи или другого мероприятия, согласовав их с расписанием всех участвующих в нем менеджеров.

Компьютерные конференциииспользуют компьютерные телекоммуникационные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную задачу.

Видеотекстоснован на использовании компьютера для получения отображений текстовых и графических данных на экране монитора. В настоящее время более широкое распространение получает обмен между компаниями каталогами и прайс-листами, а также заказ газет, журналов и другой печатной продукции в форме видеотекста.

Наши рекомендации