Лекция 4. Трудовой потенциал работника и организации
Для человека с талантом и любовью к труду
не существует преград.
Людвиг Бетховен
В основе понятия «трудовой потенциал» лежит термин potentia, который несет двойной смысл: с одной стороны, он характеризует «степень мощности в каком-нибудь отношении»[1], а с другой – указывает, что эта мощность скрытая, ибо это не только «совокупность каких-нибудь средств», но и «возможностей»[2].
Трудовой потенциал – это ресурсы и возможности, непрерывно формируемые в процессе всей жизни личности, реализуемые ею в трудовом поведении и определяющие реальную плодотворность индивида. Измерителем трудового потенциала является кадровый потенциал (кадры являются носителем трудовой функции).
Кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.
В теорию и практику входят и получают экономическую оценку в той или иной форме конкретные качественные характеристики кадрового потенциала:
- численность, структура, знания, профессиональный состав, квалификация, навыки, накопленный производственный опыт;
- личные качества: здоровье, образование, профессионализм, способность к творчеству, нравственность, разностороннее развитие, активность.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу организации и населению страны в целом (табл. 1)
Таблица 1
Примеры характеристик кадрового потенциала
Компоненты кадрового потенциала | Объект анализа и соответствующие им показатели | ||
Человек | Предприятие | Общество | |
Здоровье | трудоспособность, время отсутствия на работе из-за болезней | потери рабочего времени из-за болезней и травм; затраты на обеспечения здоровья персонала | средняя продолжительность жизни; затраты на здравоохранение; смертность по возрастам |
Нравственность | отношение к окружающим | взаимоотношения между сотрудниками; потери от конфликтов | отношение к инвалидам, детям, престарелым; преступность, социальная напряженность |
Творческий потенциал | творческие способности | количество изобретений, патентов, новых изделий на одного работающего, предприимчивость | доходы от авторских прав, количество патентов и международных премий на 1 жителя страны; темпы технического прогресса |
Активность | стремление к реализации способностей; предприимчивость | ||
Организованность | аккуратность, дисциплинированность, обязательность, порядочность | потери от нарушений дисциплины; чистота; исполнительность | качество законодательства; качество дорог и транспорта; соблюдение договоров и законов |
Образование | знания; количество лет в школе и вузе | доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих; затраты на повышение квалификации | среднее количество лет обучения в школе и вузе; доля затрат на образование в госбюджете |
Профессионализм | умения; уровень квалификации | качество продукции; потери от брака | доходы от экспорта; потери от аварий |
Ресурсы рабочего времени | время занятости в течение года | количество сотрудников; количество часов работы за год одного сотрудника | трудоспособное население; количество занятых; уровень безработицы |
Кадровый потенциал общества – это совокупная оценка общественной дееспособности к труду на основе количественных и качественных характеристик, потенциальная дееспособность общества.
Кадровый потенциал организации – это собирательная система качеств какого-либо конкретного трудового коллектива, связанная с обязательным взаимодополнением, взаимозависимостью и взаимодействием его членов.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие составляющие трудового потенциала.
1. Образование, полученное работником. В целом выделяют два вида подготовки работника – общую и специфическую. В связи с этим можно выделить группы работников по общей подготовке и по видам дополнительной подготовки.
2. Квалификация, которую имеют работники. Если образование в большей степени характеризует потенциальные возможности работников, то квалификация в большей степени позволяет оценить пригодность работника к работе определенной сложности. В результате образуется профессионально-квалификационная структура персонала предприятия.
3. Управленческий потенциал. От того, насколько обоснованно поставлена система управления, зависит развитие трудового потенциала. Вместе с этим управленческий персонал, так же как и другие категории персонала, входит в кадровый потенциал.
4. Личностный потенциал. В данный блок входят те возможности, которые лежат в самой личности. Например, инновационный потенциал, т.е. способность работника принимать нестандартные решения; адаптационно-приспособительный потенциал, т. е. способность быстро входить в новую должность, осваивать новую работу, способности работы в коллективе и т. д.
5. Организационный потенциал. Данный показатель определяет возможности различного соединения факторов производства и возможные выгоды от каждого из соединений, т.е. определяет как организационную структуру в целом, так и организацию труда на каждом рабочем месте.
Трудовой потенциал отдельного работника изменяется через мотивационный блок. А уровень развития каждого из показателей (например, способности) будет влиять на все остальные показатели.
На уровне предприятия большее значение имеет профессионально-квалификационный потенциал, то есть профессионально-квалификационная структура персонала предприятия как объект изменений и источник изменения трудового потенциала.
Показателями трудового потенциала на уровне предприятия будут выступать следующие.
1. Показатели, характеризующие социально-демографические компоненты трудового потенциала:
- половозрастная структура;
- уровень общего образования работников;
- состояние здоровья работников (число невыходов по болезни, структура заболеваемости);
- семейная структура;
- структура работников по национальности.
2. Показатели производственных компонентов трудового потенциала:
- профессионально-квалификационная структура;
- уровень образования, полученный на предприятии или за счет предприятия (так называемый специфический человеческий капитал);
- структура персонала по стажу работы.
3. Показатели, характеризующие управленческий потенциал предприятия:
- управленческая структура предприятия;
- стиль управления;
- наличие неформализованных органов управления;
- уровень вовлечения работников в процесс принятия решения и пр.
4. Показатели, характеризующие психологический потенциал работников:
- состояние социально-психологического климата коллектива;
- сплоченность ядра коллектива;
- текучесть персонала как показатель удовлетворенности трудом в данной организации.
Помимо рассмотренных разнообразных элементов трудового потенциала необходимо выделить еще и такие компоненты в структуре трудового потенциала, как стратегический и тактический потенциалы.
Стратегический трудовой потенциал – потенциал, необходимый для реализации стратегических целей и задач развития организации. При этом часть стратегического трудового потенциала может не использоваться в текущий момент, а выступать в виде «стратегически важного резерва» и предназначаться для достижения целей и задач отдаленной перспективы.
Тактический трудовой потенциал – потенциал, который фактически реализуется и может быть дополнительно привлечен для достижения оперативных и текущих целей и задач функционирования организации. Выделение этих элементов трудового потенциала необходимо с точки зрения критериев его оценки и программ развития.
Лекция 5. Служба управления персоналом:
Понятие и функции
Служба управления персоналом– это комплекс специализированных структурных подразделений управленческого аппарата организации, включающий в свой состав наделенных соответствующими полномочиями должностных лиц, призванных управлять персоналом организации, руководствуясь принципами избранной кадровой политики.
Для того чтобы понять, как следует организовать работу службы управления персоналом, необходимо представлять себе, какие задачи стоят перед ней и какие функции она призвана выполнять.
Службы управления персоналом современных организаций выполняют весь комплекс работ, связанных с людьми на производстве:
- определение потребности в персонале, как текущей, так и на перспективу;
- разработка разделов бизнес-плана «Персонал» и «Управление», их балансировка с другими разделами и обеспечение выполнения;
- разработка комплексных целевых программ развития персонала, увязка их по срокам, ресурсам и исполнителям и обеспечение реализации;
- организация и осуществление анализа содержания труда, аттестации рабочих мест и разработки профессио- и психограмм, определяющих требования рабочего места к работнику;
- разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на занятие вакантных рабочих мест;
- анализ разделения, организации и нормирования труда, разработка предложений по их совершенствованию;
- разработка документов, определяющих трудовые отношения на предприятии: коллективных договоров, положений о персонале, трудовых распорядков, положений о подразделениях, должностных инструкций, памяток и инструкций, отражающих культуру предприятия, трудовых соглашений (контрактов), обеспечение их согласования и утверждения;
- организация подбора персонала на основе профессио- и психограмм, должностных инструкций, положений о подразделениях, разработанных систем профессиональных и личностных тестов и испытаний;
- планирование карьеры работников, обеспечение перемещений, организация системы кадрового резерва и работы по улучшению адекватности качеств претендентов требованиям рабочего места;
- организация и обеспечение работы по развитию персонала, повышению квалификации и переквалификации работников с использованием как потенциала предприятия, так и сторонних образовательных учреждений; разработка учебных программ;
- проведение исследований по выявлению мотивации работников к труду и разработка мероприятий по повышению удовлетворенности трудом;
- разработка систем группового и индивидуального материального и морального стимулирования работников с учетом мотивации, исследование и внедрение современных систем оплаты труда;
- проведение исследований социально-психологического климата в коллективах, качества трудовой жизни, стиля руководства и отношения работников к руководителям;
- проведение мероприятий по повышению творческого уровня работников, развитию инновационного поведения;
- проведение работ по повышению уровня охраны и безопасности труда;
- разработка системы сквозных показателей и оценки результатов труда подразделений, руководителей и специалистов, организация проведения аттестации;
- проведение исследований в целях создания эффективных рабочих команд;
- организация принятия совместных решений, проведения важных деловых встреч и переговоров, в том числе по обеспечению социальной защиты работников;
- анализ причин и урегулирование трудовых конфликтов;
- организация учета персонала и предоставления необходимой отчетности, проведение аналитической работы по результатам управления персоналом.
На отечественных малых предприятиях состав функций по управлению персоналом зачастую ограничивается учетом персонала и ведением трудовых книжек, а остальная работа либо не проводится, либо осуществляется самим руководителем в меру его компетентности.
В штате службы УП должны быть специалисты, способные выполнять все перечисленные функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики. В службах управления персоналом крупных фирм стран с развитым рынком работают такие специалисты как «рекрутеры» по вербовке персонала, «интервьюеры» - психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы, методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, профориентации, организационному планированию, администраторы программ равных условий занятости и т. п.
Особый и достаточно обширный набор требований предъявляется к руководителю службы УП:
1. Член команды руководителя организации, реализующий политику фирмы по персоналу. При этом он должен либо проводить в жизнь идеи руководителя фирмы, если тот мыслит прогрессивно, либо стараться сформировать у руководителя современные взгляды на персонал.
2. Лидер, в подчинении которого на крупном предприятии находится достаточно много сотрудников, а он должен обеспечить их эффективную работу, используя современные методы управления.
3. Широко эрудированный специалист в вопросах, определяющих поведение людей.
4. Ответственный за реализацию многочисленных функций, возлагаемых на службу УП, и является в глазах руководства главным специалистом по всем проблемам персонала.
5. Квалифицированный социолог, психолог, менеджер, грамотно распределяющий и контролирующий работу своих подчиненных.
Результативность работы службы управления персоналом зависит от ее структуры и распределения должностных функций между подразделениями, от качества взаимосвязей в работе между подразделениями кадровой службы, от обеспечения необходимыми специалистами, осуществляющими кадровый менеджмент, и от степени взаимодействия между службой управления персоналом и другими подразделениями организации, в первую очередь экономическими отделами.