Описание модели бизнеса по Остервальдеру и оценка ее параметров
КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка и анализ модели бизнес-процесса по оказанию услуг турагентства
Выполнила студентка
Бутакова Ольга Аркадьевна
Института Информационных технологий группы БИ-301
Научный руководитель:
Решетова Наталья Эвальтовна
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Челябинск, 2014
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Описание и анализ существующей модели. 4
1.1.Описание модели бизнеса по Остервальдеру и оценка ее параметров 4
1.2.Построение и анализ цепочки добавленной стоимости. 9
1.3.Описание ключевых факторов успеха отрасли. 12
1.4.Описание процессов «как есть» верхнего уровня 0. 13
1.5.Анализ процессов с точки зрения их способности генерировать конкурентные способности компании. 25
1.5.1.Оценка с помощью диаграммы Исикавы.. 25
1.6.Вывод о приоритетных процессах для оптимизации. 27
Глава 2.Трансформация модели. 29
2.1.Оценка возможности развития модели бизнеса и вариант новой модели 29
2.2.Построение стратегической карты видоизмененной модели. 30
2.3.Оценка возможностей оптимизации процессов и основные идеи реинжиниринга. 35
2.4.Проектирование модели «как надо». 36
Глава 3.Оценка результатов трансформации. 41
3.1.Оценка рисков. 41
Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии. 44
Факторы риска безопасности. 44
Меры по обеспечению безопасности. 45
Информационное обеспечение безопасности. 50
3.2.Оценка затрат и экономических эффектов. 52
3.3.Итоговый вывод о целесообразности внедрения изменений. 59
Заключение. 60
Список литературы.. 61
Введение
Последнее время туристический бизнес становится одним из наиболее быстро развивающихся экономических отраслей. Общество всегда стремилось к познанию чего-то нового, так и к миропознанию, в общем.
Именно эта отрасль развивается быстрыми темпами и в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Согласно монирингу, проведенному Всемирной Туристической Организации (ВТО) к 2020 году количество международных туристских прибытий увеличится более чем вдвое по сравнению с уровнем 2000 года - с 681 млн. до 1,6 млрд. поездок. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.
Туризм является главной основой многих развитых и развивающихся стран мира. Его вклад в мировую экономику равен 11-12% мирового валового национального продукта и на его долю приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей.
Таким образом, можно сказать о целесообразности и разумности произведения вложений в эту отрасль.
Глава 1. Описание и анализ существующей модели
В настоящее время, можно сказать о большом развитии при наличии достаточного большого потока клиентов. В таких условиях возникает высокая конкуренция между компаниями, оказывающими туристические услуги.
Чтобы выделиться какой-либо компании необходимо иметь ряд преимуществ перед конкурентами, которые будут привлекать все большее и большее количество клиентов, и обеспечивать максимально возможную прибыль.
Надежности компании уже не достаточно для обеспечения должного потока клиентов и многие туристические агентства пытаются привлечь их путем создания различных скидок и акций. Действуя таким образом, подчас они поступаются количеством прибыли. Но помимо прибыли, подобные действия могут вызывать у клиентов ощущение оферты или какого-либо обмана, что в конечном счете, отрицательно сказывается на агентстве в целом и на его репутации.
Сегодня информационные технологии нашли широкое применение как в общем в индустрии туризма, так и в отдельных его сферах, таких как бронирование, резервирование, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа и так далее.
Описание модели бизнеса по Остервальдеру и оценка ее параметров
В первую очередь, бизнес-модель – это логически компактное и упрощенное схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. Именно ее использование является одним из главных шагов стратегического планирования. Она позволяет отразить суть, функционирующей на предприятии бизнес-системы благодаря возможности ответить на такие вопросы как «что?», «как?», «где?», «с кем?», «с какой скорость и масштабом?» и так далее.
Бизнес-модель, построенная по Остервальдеру, предназначена для описания основных правил создания, развития и успешной работы предприятия. С помощью нее представляется возможным понять, какой набор средств и действий используется для заработка денег на предприятии. Она представляет собой девять структурных блоков:
1. Механизм взаимодействия с партнерами и поставщиками (ключевые партнеры),
2. Ключевые виды деятельности (технологии),
3. Ключевые ресурсы (инфраструктура),
4. Ценностные предложения,
5. Взаимоотношения с клиентами,
6. Каналы сбыта,
7. Потребительские сегменты,
8. Структура издержек,
9. Поступление доходов.
Рассмотрим каждый из этих блоков отдельно в отношении туристического агентства.
Первый блок - механизм взаимодействия с партнерами и поставщиками, то есть ключевые партнеры. Выделяют несколько типов взаимоотношений: стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями, стратегическое партнерство между конкурентами, совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов и отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
А так же, можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставка ресурсов и совместная деятельность.
В отношении туристического агентства, проявляется стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями, то есть взаимоотношения агентства с компаниями по продажам авиа, ж/д и авто билетов, различными гостиницами, базами отдыха и оздоровительными центрами, страховыми и транспортными компаниями. И главным мотивом создания этих отношений является поставка ресурсов и совместная деятельность.
Второй блок – это ключевые виды деятельности. Этот блок дает понять, что требуется сделать или создать, чтобы бизнес-модель заработала. Таким образом, ключевые виды деятельности туристического агентства представляют собой производственные, маркетинговые, коммерческие, финансовые и управленческие технологии, WEB-сайт, оборудование и ПО.
Следующий блок – ключевые ресурсы, представляющие собой инфраструктуру предприятия, отсутствие которых может негативно сказаться на текущей, средне- и долгосрочной перспективе развития компании. В туристическом агентстве это взаимоотношения с компаниями-партнерами, высококвалифицированный персонал, офис и транспорт агентства.
Далее следуют ценностные предложения, продукты и услуги, то есть то, что агентство продает за деньги и те преимущества, которые оно готово предложить потребителю и которые будут им восприняты, как факторы привлекательности. Таковыми в туристическом агентстве являются новизна, гибкость, адаптируемость, бренд, статусность и цена. А главный продукт – это комплексные туристические путевки.
Блок «Взаимоотношения с клиентами» - это каналы, формирующие пассивные продажи, когда клиент сам находит компанию и по своей инициативе выходит с ней на связь. В случае агентства, они представлены в виде «Сарафанного радио» по средствам постоянных клиентов, реклама в СМИ, выставки и сайт компании.
В блоке «Каналы сбыта» отражаются ряд функций, которые ими выполняются: повышаю степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании, помогают оценить ценностные предложения компании, позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги, знакомят потребителя с ценностными предложениями и так далее. В турагентстве в качестве этих каналов выступают как собственные (прямые), так и партнерские (непрямые) продажи.
Потребительский сегмент в туристическом агентстве представлен как массовый рынок (туристы), так и нишевой (люди, имеющие необходимость в совмещение с медицинскими услугами). В общем понимании, потребительский сегмент – это одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью. Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
• различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
• взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
• взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
• их выгодность существенно различается;
• их привлекают разные аспекты предложения.
Так же, в турагентстве структура издержек - это заработная плата, налоги и арендная плата, то есть, это фиксированные издержки. По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки делятся на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации.
И последний блок «Структура доходов» - это непосредственно структура доходов компании в разрезе продуктов, услуг, комплексных решений, предлагаемых клиентам, а также в разрезе каналов продаж, целевых групп клиентов и регионов, связанная со структурой прибыли и для наглядности, обычно, отображается в одной форме. В агентстве это доход от разовых сделок и регулярный доход от постоянных клиентов.
Итак, в общем виде бизнес-модель, построенная по Остервальдеру, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.Бизнес-модель Остервальдера