Структура коммуникационного процесса
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.
Структура коммуникационного процесса — упорядоченное множество узловых точек, каждая из которых находится в определённых отношениях. В информационно-коммуникационной структуре выделяются 7 основных звеньев:
1).кто говорит (коммуникатор; источник; отправитель; адресант; рекламодатель; автор);
2)что говорит (содержание);
3) как говорит (вид, форма);
4)посредством чего говорит (канал; вид связи);
5) кому говорит (аудитория; получатель; адресаты; читатель; зритель; слушатель; реципиент и т. д.);
6)когда говорит (время);
7) с каким результатом (обратная связь).
Коммуникация представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);
3. Предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4. Эффект коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.
1.адресант (коммуникатор) – инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы;
2. адресат (реципиент) – объект/субъект коммуникации, получатель информации/сообщения, обладает коммуникативными ожиданиями;
3. знаковые системы/коды, с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату;
4. цель и задачи коммуникации/предмет коммуникации/контекст коммуникации/функции коммуникации;
5. сообщение– определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму;
6. каналы коммуникации (личный опосредованный);
7. шум, барьеры в коммуникации/обратная связь/эффективность коммуникации
3.Принципы коммуникации.
Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия. Такой климат должен формироваться благодаря усилиям организации, подчеркивающим ее стремление служить интересам общественности. Люди должны в значительной степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддержку, уважать их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет речь.
Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей. Как бы умело не использовались средства массовой информации, они всего лишь дополняют повседневную жизнь, мнения и действия людей. Контекст ситуации должен предоставлять людям возможность участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия. Сама ситуация, жизненные обстоятельства должны подкреплять сообщения организации, а не противоречить им. То есть эффективная коммуникация требует благоприятного социального климата, в формировании которого принимают участие средства информации.
Содержание. Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей. Нужно, чтобы оно было релевантным ситуации, в которой находится получатель. Люди преимущественно сосредоточиваются на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение..
Ясность. Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги и стереотипы. Чем больший круг людей должен получить сообщение, тем доходчивее оно должно быть. Организации стоит разговаривать с общественностью одним голосом, а не множеством голосов.
Непрерывность и последовательность. Коммуникация - нескончаемый процесс. Она нуждается в повторениях, чтобы проникнуть к людям. Повторение (в разных вариантах) способствует как обогащению знаний, так и убеждению. Изложение должно быть последовательным.
Каналы. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может быть сложным, длительным и дорогостоящим делом. Различные каналы по-разному воздействуют и эффективно работают на разных этапах процесса распространения информации. Когда нужно выйти на целевые группы общественности, необходимо подбирать специальные каналы. Многие каналы коммуникации ассоциируются у людей с разными системами ценностей.
Готовность аудитории. Коммуникацию следует осуществлять с учетом способности аудитории. Общение приносит наибольший результат, когда люди, которым адресовано сообщение, прилагают меньше усилий для его понимания. Это зависит от таких факторов, как возможности, привычки, способность читать и уровень образования.
Принципы эффективной коммуникации:
1)принцип единства рационального и эмоционального в поведении человека;
2)принцип ситуативности, включающий:
- необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая фиксировалась ранее и представляется желательной;
- возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать;
- субъективность в интерпретации ситуации;
3) принцип объективности;
4)принцип гуманизма в построении коммуникации;
5)принцип ориентации на сотрудничество;
6)принцип развития субъектов общения и динамики психических процессов и состояний;
7)принцип системности субъектов коммуникации;
8)принцип наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения;
9)принцип бесконечности процесса познания;
10)принцип научности;
11)принцип законности.