Себестоимость перевозок
Себестоимость перевозок — выраженная в денежной форме величина расходов эксплуатационных транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов транспортного предприятия к величине приведенной продукции. Показатель себестоимость перевозок, определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок — как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за ед. которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 тонно-километр, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 1 автомобиле час, по пассажирским автобусным перевозкам — 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки ед. продукции определяется: на нефтепроводном транспорте — 1 тонно-километр и 1 тонну перекачанного нефтегруза, на газопроводном — 1 тыс. м3 газа.
Себестоимость перевозок может быть снижена за счет устранения нерациональных перевозок грузов, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ; повышения эффективности материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных материалов и т.п.
Полная себестоимость перевозок
где - переменные расходы ;
- постоянные расходы.
Себестоимость 1 т-км
Рассмотрим наиболее простую, идеализированную модель, когда поставщик обслуживает одного потребителя, Обозначим: G - производительность предприятия, поставляющего материал, Q - потребность в материале, т/год. Потребность постоянна и непрерывна. Весь спрос удовлетворяется;
Р - стоимость материала, руб./т. Цена материала постоянна
Рассматривается только один вид материала;
Sх - себестоимость хранения запаса, руб./т. Себестоимость хранения материала в течение года постоянна;
Wn - объем перевозимой партии груза, т. Поступление происходит, как
только уровень запаса становится равным нулю;
Сзn - постоянные затраты, руб./партия. Постоянные расходы (организационные
издержки), связанные с оформлением получения материалов, с
подготовительно-заключительными операциями при подаче заявок и поступлении
материалов и др. Расходы не зависят от размера партии;
АCа - затраты транспортной организации, связанные с переключением подвижного состава на перевозку другого груза, руб./партия; S - себестоимость транспортирования, руб./т; S - себестоимость выполнения погрузочно-разгрузочных работ, руб./т
Чтобы полностью удовлетворить годовую потребность в данном
материале Q, при размере поставки, равном W, необходимо за год сделать
Q/Wn поставок. Уравнение затрат, связанных с запасом, сделанным в
течение года, определится:
где С -затраты, связанные с запасом, руб.;
С1, - затраты, связанные с организацией запаса, руб.;
С2, - стоимость материала, руб.;
С3 - затраты, связанные с хранением запаса, руб.;
С4, - затраты, связанные с недоиспользованием провозной
возможности подвижного состава, руб.;
•С5- - затраты, связанные с транспортированием, руб.;
С6 - затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, руб.
Затраты, связанные с организацией запаса, определяются умножением
постоянных затрат на число поставок, сделанных в течение года,
где п - число поставок материала в течение года. Стоимость материала определяется:
Затраты, связанные с хранением запаса, определяются умножением себестоимости хранения запаса на средний уровень запаса. Средний уровень запаса в течение года будет равен половине максимального запаса, тогда
Затраты, связанные с недоиспользованием провозной возможности подвижного состава, будут определяться
Затраты, связанные с транспортированием, определяются
Затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ,
Анализ формулы показывает, что если G почти равняется Q, то W становится очень большим, приближаясь к бесконечности по мере того, как разница между G и Q приближается к нулю. На практике это означает, что в случае, когда уровень спроса равняется объему производства, процесс перевозки должен быть непрерывным.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.
Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на погрузку-разгрузку, на транспортирование, на ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах, на складское хранение груза и на операции по подготовке груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.
где - сумма расходов за период (t1-t0), руб.;
- транспортная продукция за период (t1-t0), т.