Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
Структура дипломной работы
Дипломная работа должна включать: введение, две главы (одна- теоретическая и одна- практические материалы), в каждой из которых не более 2-3 разделов (параграфов), заключение, выводы, предложения (рекомендации), литература (список используемой литературы) и приложение.
Введение
Введение дипломной работы является очень важной составной частью работы, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат (программу) проведения дипломного исследования.
Введение включает следующие разделы:
1- актуальность темы дипломной работы;
2- степень разработанности исследуемой темы; проблемы;
3- объект и предмет изучения;
4- цель дипломной работы;
5- основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;
6- гипотеза;
7- методологические и методические основы разрабатываемой темы;
8- методы (способы) решения основных задач;
9- элементы научной новизны в работе;
10- практическая значимость исследуемой проблемы;
11- апробация результатов исследования;
12- структура дипломной работы.
* Актуальность темы - это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с социальной защитой определенных категорий населения. Заключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы дипломного исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
* Степень разработки темы - это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной дипломником. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе. * Объект и предмет исследования.
На основе изучения и анализа специальной литературы студент-дипломник может целенаправленно определить объект и предмет своего исследования. Объект и предмет исследования - это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектомпонимается все то, что подлежит изучению. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Он состоит из единиц наблюдений (или счета), которые определяют объем и суммарно формируют изучаемую совокупность (генеральную или выборочную).
Предмет - это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Когда студент выбирает объект и предмет исследования, он в то же время формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социального исследования. Поэтому предмет выступает по отношению к объекту более узким понятием и является результатом исследовательского творчества студента. Следовательно, предмет - это существенная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значимой мере зависит исследование представлений об объекте, как целостности. На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, социальной значимости и перспективности.
* Цель дипломной работы - это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью: охарактеризовать социальную концепцию, показать ее историческую значимость и роль в развитии социальной работы, проанализировать практический опыт социальных работников; разработать критерии, требования, рекомендации.
* Гипотеза исследования означает предположение, допущение, выдвигаемое автором для объяснения явления, проблемы, взятых для исследования, истинное значение которых неопределенно. Явление, проблема требуют проверки опытом, и получение подтверждения, в противном случае - она отвергается. Гипотеза выдвигает предположение о возможности познания, либо преобразования на основе рекомендаций автора работы. Предположение может быть сделано следующими словами:
- «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»
- «это возможно, если»
- «созданиепозволит обеспечить».
Основные задачи определяются на основе замысла и гипотезы, отражают поэтапное достижение цели. Они могут вводиться словами:
- изучить;
- проанализировать
- уточнить, дополнить понимание
- выявить
- систематизировать
- разработать и т.д.
Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.
Методы исследования, используемые в дипломной работе. В первую очередь, это - метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов, архивов и т.п.
Всякая экспериментальная работа предусматривает определение временных рамок ее осуществления. Это может быть определенный качественный период, позволяющий сделать оценку достигнутого результата и выводы из того, что сделано, как сделано и что получено. Чаще всего в образовательных учреждениях - это семестр, полугодие, учебный год (желательно учебный год), в центрах социального обслуживания - два-три (иногда и больше) месяца (каждый центр, как правило, имеет свои функциональные периоды, и экспериментальная работа ориентируется на них - 1-3 периода), в досуговой сфере - одна-три смены либо другие сроки, имеющие функциональное назначение. Для проведения эксперимента необходима специально подготовленная база. На каком материале, в каких условиях он проводится. Определяются контрольные и экспериментальные группы. Обе группы подбираются примерно одинаковыми по составу, качественным характеристикам и условиям функционирования. Контрольная группа - это группа, по которой сравнивают ход и результат экспериментальной работы. Экспериментальная группа - это группа, в которой реализуется программа экспериментальной работы. Заслуживает научного внимания любой результат экспериментальной работы. При получении положительного результата делается вывод, что гипотеза подтверждается. Отрицательный результат свидетельствует, что выбранный путь ошибочен и в последующих теоретических исследованиях и на практике следует искать иной, другой путь достижения поставленной цели.
Эксперимент носит этапный характер:
1-й этап - организационный (организационно-прогностический), включающий:
определение проблемы исследования и ее содержания;
формулирование цели и гипотезы исследования;
выделение основных задач, позволяющих достигнуть цель;
установление качественных характеристик и механизма их оценки;
разработка программы экспериментальной работы и методики ее реализации;
выбор контрольной и экспериментальной групп;
проведение констатирующего эксперимента;
планирование реализации экспериментальной работы.
2-й этап - содержательный (реализационный):
реализация методики экспериментальной работы;
сбор информации.
3-й этап - аналитический:
анализ полученных экспериментальных данных:
сверка аналитического материала с целью, гипотезой и задачами исследования;
статическая отработка результатов эксперимента, составление таблиц, графиков;
осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.
(Мардахаев Л.В., 2001г.)
Эксперимент носит этапный характер:
* Элементы научной новизны - это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе выполнения настоящего дипломного исследования, имеющие отличительные особенности, характеристики (элементы), от предшествующих, ранее проведенных исследований.
* Практическое значение выполняемой дипломной работы состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в деятельности органов, учреждений, организаций.
* Апробация - это проба полученных в ходе дипломного исследования материалов, результатов, выводов, предложений (рекомендаций) в различных формах: устной (в виде выступления, доклада, сообщения), письменной (в виде тезисов, статьи, аналитической записки, отчета и т.п.) и их сочетания.
* Структура дипломной работы - описывается в соответствии с разделом «содержание».
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
На начальном этапе выполнения дипломной работы необходимо провести подбор специальной (монографической, периодической и т.п.) литературы и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования. Основная задача студента-дипломника - найти и изучить (зареферировать) наибольшее количество доступной информации (научной, нормативной, справочной и др.), с целью понимания истории и современного состояния исследуемой проблемы, а также для определения наиболее оптимальной методики выполнения дипломной работы. При этом, студенту необходимо искать и отбирать нужную литературу, то есть обладать знанием основ библиографии, основной задачей которой является информирование читателя об имеющихся печатных изданиях.
Ознакомление с литературными источниками необходимо начинать со справочной литературы. Далее просмотреть учетно-регистрационные издания органов научной информации и библиографические указатели различных библиотек (национальных, областных, городских, конкретных организаций, учреждений и т.д.).
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы (продукты) с количественной стороны является научный документ. Под ним понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и исследования. В зависимости от способа представления информации различают документы:
- текстовые (книги, журналы, отчеты и т.д.);
- графические (схемы, диаграммы и т.д.);
- аудиовизуальные (звукозапись, видеофильмы);
- виртуальные (компьютерные, интернет).
Документы также разделяются не первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований) и вторичные (содержащие аналитико-синтетическую и логико-дифференцированную переработку первичных документов).
Первично опубликованные документы имеют вид:
- книг (объемом свыше 48 страниц);
- брошюр (от 4 до 48 страниц);
- учебников и учебных пособий (систематизированные сведения
научного и прикладного характера);
- официальных изданий (законодательного, нормативного или
дерективного характера);
- периодических изданий (газеты, журналы, сборники научных
трудов и т.д.);
- специальных видов изданий (инструкции, типовые положения,
методические указания, пособия и т.п.).
Первичные неопубликованные документы подразделяются на: научные отчеты, диссертации, научные переводы, информационные сообщения и др.
Вторичные документы и издания делятся на справочные (справочники, словари), обзорные (аналитические, реферативные и библиографические), реферативные (реферативные журналы и сборники), библиографические указатели.
На поиск необходимой литературной информации исследователи тратят значительную часть рабочего времени (до 45-50 %).
Процесс изучения литературы состоит обычно из следующих стадий: первоначальное ознакомление с изучаемым вопросом в целом (получение кратких справок); подбор необходимой литературы (широкий литературный поиск) и работа с ней. В начале «литературного» изучения целесообразно воспользоваться методом ретроспективного поиска. Суть его состоит в том, что первоначальные общие сведения по какому-либо вопросу можно получить из монографий, справочников или опубликованных статей, в последних номерах журналов за текущий год. Обнаруженные источники информации следует заносить в специальные карточки или в рабочую тетрадь. Предварительное изучение специальной литературы по теме дипломного исследования решает следующие задачи:
- насколько проблема уже решена в предыдущих работах (прежними авторами);
- поставлена проблема, но не решена или частично решена или неверно;
- актуальные проблемы должны быть поставлены и решены, т.к. они не были исследованы в предыдущих работах.
Иначе можно сказать, что прорабатывая теоретическую часть дипломной работы студенту необходимо:
1. установить реальное наличие данной проблемы;
2. вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит «социальной работе», а не другим учебным дисциплинам;
3. выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют социального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4. выявить в проблеме главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основные направления научного поиска;
5. проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем.
С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми-экспертами, в этой роли обычно выступают специалисты-ученые или опытные практики.
Приступая к подготовке дипломной работы, студент должен составить свою картотекусоответствующей литературы по теме исследования. Личная картотека может содержать много дополнительных данных (названия глав, параграфов, номера страниц, и т.п.) по сравнению с библиотечными каталогами (алфавитный, предметный и систематический). Работая с литературными источниками, следует делать выписки (лучше всего на карточках), где указывается автор, название книги, статьи, издательство, год издания, страница с цитатой и сама проблема, по которой имеется дипломная работа. Выписки на карточках особенно удобны, когда собирается литературный (теоретический) материал из разных источников по одному и тому же вопросу. Наряду с выписками, большое практическое значение в анализе литературы имеют тезисы, которые в отличие от выписок всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой литературы. В тезисах информация подается в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы. Текст изучаемого литературного источника необходимо разбить на самостоятельные части и из них выписать основные положения (идеи). В процессе составления тезисов, более подробно и детально изучается вопрос, используя сразу несколько источников информации. Тезисы должны быть достаточно обоснованными и аргументированными.
Наиболее универсальный вид записи литературы - это конспект, который содержит подробную информацию, основные положения и выводы, факты и доказательства, приводимые автором. Конспект не должен полностью отражать содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду литературных источников, позволяющий более полно охарактеризовать состояние исследуемой проблемы, сопоставить и оценить различные точки зрения, определить подходы к изучению проблемы.
7. Разработка программы и составление плана дипломной работы
На основе предварительного анализа изучаемой проблемы разрабатывается программа ее исследования. Программа - это документ, содержащий методологическую и методическую информацию (подходы) к научному поиску. Эта форма реализации общих и специальных принципов, приемов научного познания, вкоторой обязательно должны быть: цель, задачи, методики и т.д. Программа является обязательным исходным документом любого исследования, независимого от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.
Разработка исследовательской программы предусматривает необходимость обоснования теоретической и практической актуальности темы, характеристики степени разработанности проблемы изучения (проблемной ситуации и вскрытие «проблемного» поля), определения цели и задач, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы, определения и интерпретации основных понятий темы, охарактеризовать источники и разработать методы исследования, а также обосновать научную новизну и практическую значимость работы.
Составление плана дипломного исследования проводится после окончательного уточнения темы, цели и задач исследования, так как необходимо определить структуру, последовательность выполнения отдельных частей дипломной работы, примерный объем каждой главы и ее разделов. Работа над планом - творческий процесс обдумывания «стратегии» предстоящей работы и приведения в систему замыслов, мыслей и предложений. Составленный календарный рабочий (сетевой) план должен быть подписан студентом и утвержден руководителем дипломной работы. Образец такого плана представлен ниже и в Приложении 4.