Понятие и виды электронного бизнеса. Модели электронного бизнеса
Развитие информационно-коммуникационных технологий представляет собой один из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Использование электронного документооборота, электронных средств связи расширили не только возможности в области быстрой передачи информации, но и создали основу для появления новых форм ведения бизнеса.
Электронный бизнес представляет собой деловую активность с преобразованными бизнес-процессами за счет применения информационных технологий в целях обеспечения более высокой экономической эффективности деятельности.
Полнофункциональная система электронного бизнеса — это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по своей природе компонентов.
Система поддержки электронного бизнеса:
· подсистемы обмена информацией;
· подсистемы электронного документооборота;
· подсистемы управления ресурсами компании;
· подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний;
· подсистемы электронной коммерции для организации продаж и закупок; подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами и др.
Исходя из количества задействованных экономических субъектов электронный бизнес можно разделить на три категории:
· электронный бизнес в рамках одной организации;
· электронный бизнес в рамках нескольких организаций;
· электронный бизнес для потребителей.
Структура электронного бизнеса по видам деятельности: электронное банковское дело;электронная коммерция;электронные НИОКР;электронный франчайзинг;электронное казино;электронное обучение;электронные брокерские услуги;электронное страхование.
Выделяют чистые модели электронного бизнеса.
Государство (G) | Бизнес (B) | Гражданин (C) | |
Государство | G2G координация | G2B информирование и распродажа неликвидов | G2C |
Бизнес | B2G снабжение | B2B электронная коммерция | B2C электронная коммерция |
Гражданин | C2G налоги | C2B сравнение цен | C2C Аукционы |
Система бизнес для бизнеса – это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникаций (интернет, мобильные и другие средства связи). Основным отличием системы В2В является автоматизированный обмен данными между двумя взаимодействующими системами, что означает наличие на обеих сторонах комплексных автоматизированных систем управления (систем управления ресурсами предприятия). В системе В2В любой подрядчик имеет возможность просматривать текущие потребности компании, незамедлительно реагировать на них, планировать график поставок, определять способы доставки, выставлять счета, причем всю эту информацию в систему управления ресурсами предприятия. Прежде всего, системы В2B предназначены для решения задач сбыта и материально-технического снабжения. Кроме того, эта система позволяет снизить транзакционные издержки и удалить неэффективные звенья из снабженческих цепочек.
Модели В2В:
1) Модель агрегации (электронная торговая площадка) – универсальное место для закупки материально-технического обеспечения для компании. В едином месте, в единой форме представляются каталоги поставщиков о группах и категориях продуктов, отображаемые в реальном масштабе времени.
2) Модель торгового концентратора – на сайте образуют торговое содружество продавцов и покупателей. Продавец имеет специальное место для рекламы своих товаров, а покупатель имеет возможность получить информацию, содержащую спецификацию и описание продуктов. Данная модель может быть горизонтальной, т.е. поддерживать всех продавцов и покупателей из разных отраслей. Диагональная торговая модель поддерживает определенные категории продавцов и покупателей и определенные категории товаров. Особенностью данной модели является наличие аукционов по продаже больших партий редких товаров либо аукционы по комплексному снабжению небольших компаний.
3) Доска объявлений – представляет собой структуру, где продавцы и покупатели могут вывешивать нечто, что может вызвать интерес у продавцов и покупателей. Стороны, найдя друг друга осуществляют взаимодействие вне структуры. Цель данного типа электронного бизнеса – подвигнуть промышленность к более стандартизированным контактам.
4) Модель аукционов – продавцы и покупатели выставляют конкурирующие заявки на заключение контрактов. Это идеальная модель для ликвидации излишков по наилучшей цене.
5) Брокерский сайт – работает в качестве посредника между покупателем и продавцом, который существует с целью получение через интернет заказа от одного предприятия и размещения его в другом предприятии.
6) Корпоративный сайт компании – предназначен для общения данной компании с другими партнерами контрагентами, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт содержит информацию о компании, его руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.
7) Онлайновые магазины – эта модель может быть встроена в общий корпоративный сайт или существовать отдельно.
8) Служба закупок – позволяет предприятию осуществить материально-техническое снабжение непосредственно через свой интернет-сайт. Для этого необходимо разместить свои потребности в материально-технических ресурсах с целью поиска поставщика и получению от него коммерческих предложений.
В2В представляет собой модель, в которой потребители услуг электронной коммерции выступают продавцами, а покупатели – физические лица.
Преимущества для покупателя: 1) отсутствие географической привязанности к точке торговли; 2) сравнение информации о товарах от различных производителей и продавцов; 3) возможность экономии времени.
Система В2С имеет место в случаях продажи предприятием своих товаров или услуг через интернет напрямую потребителю. Система В2В – принцип заключения контракта основан на взаимной прибыли. Система В2С – продажа товаров осуществляется по принципу очередности поступления заявок. Примером воплощения В2С является электронные магазины, системы бронирования и продажи билетов.
Система С2С (покупатель для покупателя)
Вид электронной торговли между покупателем и продавцом. Сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Потребители заключают свою сделку и расширяют свою деятельность с помощью 3го лица – провайдера (он предоставляет услуги обмена). Вокруг web-сайта складывается интернет-сообщество людей, объединенных конкретными интересами, их количество прямо пропорционально усилиям участников проекта и организации необходимых сервисов. Направление С2С позволяет заключать сделки в любой удобный момент времени, уменьшать накладные расходы и экономить средства конечного потребителя. К сектору С2С относятся интернет-аукционы на которых происходит продажа непосредственно от одного человека другому в рамках электронного бизнеса, когда имеется один продавец и много покупателей. Банковские структуры используют технологию электронных аукционов для валютных торгов. Продажа товара за максимально возможную цену называется прямым аукционом. В этой структуре – один продавец, а покупателей два или более. Обратный аукцион – один покупатель и несколько продавцов – по данной структуре работают все аукционы государственных закупок.