Обеспечение сохранности грузов при перевозках
Обеспечение сохранности транспортируемых морем грузов имеет огромное народнохозяйственное значение. С момента принятия груза к перевозке и до ее окончания перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение этого груза.
Морская перевозка считается выполненной сохранно, если принятые в пункте отправления (перевалки) от грузоотправителя (другого вида транспорта) грузы или багаж своевременно доставлены в пункт назначения (перевалки) и сданы получателю (другому виду транспорта) в том же количестве и состоянии, в каком они были приняты для перевозки морем.
К браку в технологическом процессе перевозки грузов относятся: несвоевременная доставка грузов; случаи, не носящие ущерб грузам, но вызывающие непроизводительные расходы, прием груза с неточной маркировкой, плохая сепарация, неправильное составление перевозочных документов, разъединение груза с документами и др.; несохранность грузов, под которой понимается их утрата или порча, недостачи грузовых мест и веса, пересортица (смешение) и др.
Большинство перевозимых грузов в той или иной степени подвержено порче от подмочки с полной или частичной потерей своих качеств. К таким грузам можно отнести муку, сахар, зерно, какао-бобы, кофе в зернах, перец, картофель, апатитовый концентрат, цемент, хлопок, электрорадиотовары, пушнину всякую и др. Подмочка грузов может произойти от атмосферных осадков при хранении их в портах на открытых площадках и в неисправных складах, при производстве грузовых операций во время ненастной погоды (дождя, снегопада), при падении груза в воду во время грузовых операций, особенно в рейдовых условиях, при складировании грузов, выделяющих влагу, совместно с грузами, ее поглощающими.
На судне подмочка грузов может иметь место во время шторма неисправности люковых закрытий, трубопроводов в трюмах, засоренности льял, отпотевания металлических частей судна в грузовых помещениях, укладки в одном трюме грузов, выделяющих влагу, с грузами, ее поглощающими, затопления грузового помещения судна в результате аварии, употребления сырого прокладочного и подстилочного материала, недостаточной вентиляции, а также при тушении пожаров.
В складах, на открытых площадках порта и в судовых грузовых помещениях некоторые грузы могут подвергаться порче разного рода вредителями: грызунами (крысами, мышами), насекомыми (жучками, червями), различными грибками (фитофторой). Занесенные на судно с грузом и тарой вредители при недостаточной очистке от них грузовых помещений могут явиться причиной заражения и порчи других грузов.
По своей природе грузы могут быть: гигроскопичными, легко поглощающими влагу (поваренная соль, сахар, табак, хлопок); легко испаряющими влагу (зерно, перед); обладающими большой способностью к распылению (апатитовый концентрат, цемент, уголь); боящимися загрязнения (поваренная соль, пиломатериалы); разрушительно действующими на металлы (поваренная соль, сульфат); обладающими резкими стойкими запахами (перец, сельди, табак, мокросоленые шкуры); восприимчивыми к посторонним запахам (мука, рис, сахар, чай, хлебные грузы, фанера); подверженными плесневению, гниению под влиянием повышенной влажности (хлопок, джут); самонагревающимися при определенных условиях (, каучук, перец); легко воспламеняющимися (хлопок); самовозгорающимися (хлопок, известь, каменный уголь).
Перед приемкой к морской перевозке необходимо тщательно определять состояние таких грузов и возможность достаточно длительного их транспортирования. Такое же внимание должно быть уделено совместимости перевозки различных грузов, их расположению и порядку укладки в одном трюме. Некоторые грузы очень чувствительны к высоким или низким температурам.
Под влиянием высокой температуры хлопок теряет свои качества: волокна пересыхают, становятся жесткими и ломкими. Каучук быстро теряет свои качества и портится, подвергаясь действию тепла. Под воздействием повышенной температуры изменяют свое физическое состояние парафин, воск (температура плавления отдельных сортов парафина 38—52°С). Значительное понижение температуры, и особенно переход ее к отрицательной, может вызывать замораживание груза, потерю им качества, порчу (картофеля, овощей, фруктов, отдельных видов парфюмерии, различных консервов в стеклотаре).
Утрата и порча грузов могут иметь место при производстве грузовых операций в результате нарушения установленного технологического процесса перегрузочных работ. Например, неправильная укладка грузовых мест на грузовую сетку (строп, парашют и т. п.) способствует их выпадению из нее при подъеме и, как следствие, порче или повреждению.
Как правило, к повреждению тары и порче грузов приводит: применение крючьев при перегрузке мешкового груза; бросание и волочение грузовых мест; неисправность перегрузочных (береговых и судовых) механизмов; раскачивание ноши при ее подъеме или спуске, в результате чего возникают удары груза о комингсы люков и другие части судна; погрузка (выгрузка) грузов, боящихся подмочки во время выпадения осадков; застройка грузовых мест (особенно тяжеловесных) с перекосом. В процессе перевозки утрата или порча грузов может возникнуть вследствие размещения их в трюмах без учета присущих им свойств и прочности тары, смещения неплотно уложенных и ненадежно закрепленных грузовых мест как в трюмах, так и на палубе. Однако необходимо иметь в виду, что смещение грузов в трюмах может иметь весьма тяжелые последствия для безопасности судна в целом. Поэтому укладке и креплению грузов в трюмах и на палубе экипажем судна должно быть уделено самое серьезное внимание.
Для сохранности перевозимых на судне грузов важное значение имеет исправно действующая система вентиляции грузовых трюмов: естественная, искусственная или сочетание той и другой.
Действенным средством предупреждения порчи и повреждений грузов, перевозимых морем, является: постоянное изучение работниками портов, пароходств и экипажами судов свойств различных грузов, требований, предъявляемых к их упаковке, таре, складированию, хранению, перегрузке, перевозке и мерам по сохранности; строгое соблюдение правил о приеме грузов к морской перевозке в исправной, прочной таре и упаковке, соответствующих ГОСТам и Техническим условиям, обеспечивающих грузу полную сохранность при перегрузке, перевалке и перевозке.
Основной причиной недостачи грузовых мест на судах являются просчеты приемосдатчиков порта и тальманов судна в определении количества перегружаемого груза. К мероприятиям, способствующим устранению подобных случаев, наряду с созданием нормальных условий для счета грузов, относятся регулярно проводимая техническая учеба и инструктаж перед началом работы приемосдатчиков порта и тальманов судна. При этом необходимо учитывать условия обработки судна в каждом порту. Так, иногда грузополучатели с целью удешевления выгрузки, производимой за их счет, требуют зерновой груз высыпать из мешков непосредственно в элеватор. При таком способе выгрузки необходимо свое- временно увязывать в кипы по 25—30 порожних мешков, подсчитывать их количество и сдавать под расписку грузополучателю. Например, при выгрузке риса в мешках в порту Антверпен по целому ряду судов имели место недостачи порожних мешков при сдаче груза по весу (на весах элеватора) с большими излишками.
Недостача веса груза может возникнуть в результате: неправильного взвешивания; неисправности весовых приборов; влияния внешних условий и естественных свойств самого груза (естественной убыли); взвешивания при приеме и сдаче на весах различной точности, пользования неисправными грейферами (неполностью закрывающимися и т. п.) при грузовых операциях с сыпучими и навалочными грузами; очистки их от посторонних примесей (мусора, пыли и т. п.); нарушения целостности тары с потерей части ее содержимого (высыпания зерна, крупы, риса из разорванных мешков и т. п.).
Пересортицей (смешением) называется несоответствие наименования или сорта партии груза или ее части наименованию или сорту, обозначенному на данную партию в транспортном документе, сопровождающем этот груз. Как правило, пересортица (смешение) является результатом отсутствия или недостаточности сепарации одной партии груза от другой, неясной маркировки грузовых мест или отгрузки нескольких партий однородных грузов в одинаковой таре и оформленных одной отправкой. Особенно часто допускается смешение таких грузов, как мука, цемент, шерсть, хлопок, погружаемые в нескольких портах. Пересортица может также возникнуть неправильной складской маркировки.
К случаям брака, вызывающим непроизводительные расходы, относятся также некомплектные отправки грузов, засылка их в пункты не по назначению и др. Такие грузы, как некоторые машины, станки, транспортные средства и другие, условий транспортного процесса не всегда возможно перевозить в собранном виде. Их перевозят разобранными на узлы и детали, упакованными, при необходимости, в соответствующую тару. Разукомплектование такой партии груза не позволяет получателю использовать по назначению доставленную ему технику. Поэтому отправителям и перевозчикам необходимо принимать меры, исключающие случаи отправок некомплектных партий грузов.
Причинами засылки грузов не по назначению являются: неправильное указание адреса в документах, оформляемых грузоотправителем; отправление не в тот адрес, который указан отправителем в оформленном им транспортном документе; неясная маркировка грузовых мест; перевозка без документов, которые должны сопровождать груз. При обнаружении указанных обстоятельств капитан судна должен потребовать исправления неправильно оформленных грузовых документов или оформления новых, устранения допущенных ошибок.
Неправильное оформление грузовых документов имеет своим следствием коммерческий брак, во многих случаях ведущий к значительным материальным убыткам. Так, преждевременно датированный или датированный задним числом коносамент: искажает действительный момент перехода груза на риск страховщика при оформлении договора морского страхования; неправильно определяет момент возникновения ответственности перевозчика за принятый им груз; может нанести ущерб получателю груза, осуществляющему с помощью коносамента его продажу при определении цены на день прибытия груза в порт назначения; неправильно фиксирует момент отгрузки груза по продажной сделке.
Поэтому штурманская расписка и коносамент должны быть датированы днем, когда груз фактически принят (погружен) на борт судна, если не предусмотрено других условий (например, выдачу коносаментов на груз, еще не погруженный на борт судна, но принятый на склад для отправки на судно, производят обычно при перевозке грузов в малом каботаже и при линейных перевозках).
Дата коносамента имеет также значение при определении тарифа или фрахта. Поскольку расчеты на морскую перевозку грузов, как правило, производят с отправителем, его наименование и банковские реквизиты должны быть указаны в коносаменте безошибочно. Кроме того, в определенных случаях отправитель несет ответственность за неполноту или неясность отправительских марок, за несоответствие тары и упаковки установленным стандартам и техническим условиям и другие действия и упущения.
Ошибочное наименование груза в коносаменте приводит к не- правильному начислению провозных плат и взиманию сборов, расположению груза в трюмах не в соответствии с его свойствами, что может нанести серьезный вред другим грузам, ухудшению условий страхования. Наименование получателя имеет значение в случаях, когда по условиям перевозки расчеты с перевозчиком ведет грузополучатель до выдачи ему груза, так как он является лицом, владеющим грузом с правом заявления претензий. Поэтому всякое предъявление претензий другим юридическим лицом должно иметь уполномочия или доверенность от действительного грузополучателя.
По условиям перевозки возникает необходимость установления момента передачи прав другому лицу с надлежащим документальным оформлением, с последующим определением действительного получателя для выдачи груза. Наименование грузополучателя в коносаменте удостоверяет право распорядительства. В практике перевозки грузов иногда необходимо выданные в порту отправления коносаменты в пути следования поменять на другие. Поэтому нужно точно знать, сколько экземпляров коносамента оформлено оригиналами и сколько копиями.
Обычно составляют два-три оригинала, а в заграничном сообщении по желанию отправителя коносамент может быть выдан в нескольких копиях, в каждой из которых отмечают число составленных экземпляров. Отсутствие отметки о количестве оригиналов и копий может привести к большим затруднениям при предъявлении претензий или изъятии всех экземпляров коносамента при его обмене.
Повреждения тары и упаковки грузов, принимаемых к морской перевозке, должны быть предварительно устранены сдающей стороной с указанием об этом и о состоянии грузов в соответствующих актах. То же самое относится к грузам, тара и упаковка которых была повреждена в процессе морской перевозки. Документальное оформление случаев брака. Несохранность груза может возникнуть на любом этапе технологического процесса морской перевозки грузов: в порту отправления, при перевозке на судне, в порту назначения. Поэтому каждый работник, имеющий отношение к перевозимому морем грузу, обязан осуществлять контроль за безусловным соблюдением действующих правил технологии переработки грузов в портах и правил его перевозки, заботиться о своевременном предупреждении случаев несохранности грузов, а также принимать все возможные меры к уменьшению убытков, если они возникнут.
Каждый случай брака должен быть своевременно и качественно оформлен актом расследования с указанием, по возможности, виновной стороны, а также причин возникновения брака; недостатков в упаковке и таре; размеров и степени порчи или повреждения груза; размеров убытков или их денежной оценки. Детали документального оформления зависят от вида сообщения, в котором перевозится груз, и места обнаружения брака (в порту отправления, перевалки, назначения).
Грузовые документы
Каботаж (Формы документов Российской Федерации)
1. Погрузочный ордер (П/О) – первичный транспортный документ содержащий все данные о грузе. И служащий основанием его приемки на борт и выписки Коносамента.
2. Штурманская расписка – подпись должностного лица о факте приема груза. Может не иметь отдельной формы.
3. Накладная – основной товарораспорядительный документ в смешанном типе перевозки груза (ж/д – морской). Следует с грузом от отправителя до места назначения. В правовом отношении имеет то же значение что и Коносамент (Тарифное руководство 4М)
4. Коносамент
5. Приемо-сдаточная ведомость – список Коносаментов, накладных или погрузочных ордеров.
6. Дорожная ведомость – дублирует накладную в смешанном типе перевозки груза (ж/д – морской).
7. Передаточная ведомость – документ факта приема груза.
8. Тальманская ведомость – бланк счета груза.
9. Люковая записка – опись груза на крышке трюма (трюмов).
Документы, удостоверяющие качественное состояние груза:
1. Акт осмотра грузовых помещений – составляется администрацией судна в присутствии представителя порта.
2. Акт укладки (крепления) груза – Форма Ф-1, 2, 4, 5 (может заменятся Сюрвейерским актом)
3. Акт опломбировки грузовых помещений
4. Морской протест
5. Акты экспертизы на испорченные грузы
6. Акт общей формы (Составляется на основе оговорок в Тальманской расписке)
7. Коммерческий Акт – составляется перевозчиком груза или его представителем в порту назначения. Удостоверение недостачи или повреждения груза. Основание для возложения ответственности на перевозчика груза.
Документ о времени
1. Нотис о готовности
2. Акт учета стояночного времени
Грузовые документы загранплавания:
1. Shipping Order – Погрузочный ордер
2. Tally Sheet – Тальманская расписка
3. Cargo Boat Note – Списки на грузы
4. Bill of Lading – Коносамент
5. Cargo Hatch List – Люковая записка
6. Manifest of Cargo – Список Коносаментов или Погрузочных ордеров
Качество состояния груза:
1. Certificate of Quality – сертификат качества (идет в информации о грузе)
2. Surveyor Act – составляется в случае повреждения груза портом
3. Damage (Exeption) List – список повреждений груза
4. Outturn Report – недостача(излишек) груза при выгрузке.
5. Statement of Sea Protest
Документы о времени:
1. Notice of Arrival
2. Notice of Readiness
3. Daily Report – в некоторых портах диспетчерская справка о ходе погрузки(выгрузки)
4. Time Sheet
Прочие документы:
1. Disbursement Account – Счет всех расходов судна
2. Surveyor Report
3. Accident Report – акт о несчастном случае при погрузке(выгрузке)
4. Letter of Indemnity – гарантийное письмо на отсутствие претензий к перевозчику (может составляться в случае незначительного повреждения груза)
Сущность сделки ФАС порта погрузки в том, что цена проданного товара включает в себя стоимость самого товара и все расходы по его доставке к борту судна.
Продавец обязан
- Доставить товар за свой счет в срок, предусмотренный в договоре:
– к борту судна на причал порта, указанного в договоре;
– при погрузке на рейде — на лихтере к борту судна;
– в случае отсутствия судна — на указанное покупателем место в порту.
- Известить покупателя о доставке товара.
- Нести все расходы и риск порчи или утраты груза в порту погрузки до момента доставки к борту судна, а также расходы по проверке количества, качества, счета, веса и обмера и прочие расходы, связанные с формальностями по грузу, если это необходимо при доставке груза к борту судна.
- Предоставить «чистый» документ, предусмотренный обычаем торговли в доказательство сдачи груза у борта судна.
Покупатель обязан:
- Зафрахтовать судно или забронировать место на судне.
- Известить продавца о названии судна, на котором будет осуществляться перевозка товара, номере причала.
- Известить продавца о намеченной дате передачи груза судну.
- Нести все расходы и риск по товару с момента предъявления его продавцом у борта судна в обусловленном порту погрузки и в срок, обусловленный договором, а также в случае несвоевременной подачи судна под погрузку, нести все дополнительные расходы и все риски по товару, связанные с этим.
- Оплатить стоимость товара в соответствии с контрактом.
Сущность сделки ФОБ порт погрузки в том, что цена проданного товара включает в себя стоимость самого товара, расходы по доставке его к борту судна и погрузке.
Продавец обязан:
- Сдать товар на борт указанного покупателем судна в предусмотренном порту погрузки в договорный срок.
- Известить без промедления покупателя о том, что товар сдан на борт судна.
- Нести все риски и все расходы по товару до момента фактического прохождения товара через борт судна в предусмотренном договором порту, а также оплатить все налоги, сборы и другие суммы, взыскиваемые при экспорте, оплатить стоимость всех формальностей, связанных с погрузкой товара на борт судна.
- Передать покупателю «чистый» коносамент или иной документ, о котором договариваются стороны.
Покупатель обязан:
- Зафрахтовать судно или забронировать место на судне.
- Известить продавца о том, что зафрахтовано такое-то судно ила забронировано место на таком-то судне.
- Нести все расходы и риски по товару с момента фактического прохождения товара через борт судна в предусмотренном порту погрузки, а также нести все дополнительные расходы, связанные с несоблюдением обусловленных сроков подачи судна под погрузку и нести риск за порчу, утрату товара после истечения предусмотренной даты для отгрузки товара.
- Оплатить товар против коносамента или другого предусмотренного договором документа.
Сущность сделки СИФ порт назначения в том, что цена товара включает в себя стоимость товара, расходы по погрузке его на борт судна, стоимость фрахта и страхования.
Продавец обязан:
- Заключить за свой счет договор морской перевозки на общепринятых условиях до согласованного порта назначения и оплатить фрахт.
- Нести риск случайной гибели или порчи товара до момента фактической передачи его в порту погрузки через борт судна.
- Погрузить товар за свой счет в согласованном порту погрузки в течение предусмотренного договором срока или в течение разумного срока, если таков не обусловлен.
- Оплатить стоимость работ, вызванных проверкой качества, обмера, веса и числа мест при отправлении, а также оплатить все сборы и налоги за товар до момента его погрузки.
- Оплатить расходы, связанные с производством формальностей по экспортным операциям.
- За свой счет застраховать товар в пользу покупателя от риска случайной гибели или порчи товара, предусмотренного договором. Страхование оформить в валюте, предусмотренной договором на условиях «свободно от частной аварии». Сумма страховки не должна превышать 10% стоимости товара, указанной в до- говоре. В случае отсутствия в договоре специальной оговорки риск утраты, поломки и порчи товара в результате хищения, трения, отпотевания, контакта с другим грузом и риск от других свойственных торговле случаев не страхуется. По требованию покупателя и за его счет произвести страхование от военного риска Вручить покупателю или его агенту за свой счет «чистый» коносамент, счет фактуру, страховой полис (страховой сертификат) и другие предусмотренные договором документы, а также снабдить покупателя по его требованию и за его счет свидетельством о происхождении товара и консульским счет-фактурой.
Покупатель обязан:
- Принять товар в согласованном порту назначения и оплатить, за исключением фрахта и морского страхования, все расходы и сборы по грузу, возникшие дополнительно после момента доставки товара в порт назначения.
- Нести риск порчи, утраты и гибели груза с момента фактического прохождения его через борт судна в порту погрузки.
- Выгрузить товары за свой счет с отнесением на свой счет оплату лихтеров и причальных сборов в согласованном порту назначения.
- Если договор купли-продажи заключен на условии СИФ, включая разгрузку, то расходы по погрузке, оплате лихтеров и причальный сбор в порту назначения принимает на себя продавец, а не покупатель, так как эти расходы включены во фрахт.
- Оплатить все таможенные и другие сборы в связи с оформлением ввоза товара.
- Нести все дополнительные расходы, вызванные несвоевременным указанием о сроке отгрузки и о порте назначения.
Сущность сделки КАФ порт назначения в том, что цена товара включает в себя стоимость самого товара, расходы по погрузке его на борт судна и стоимость фрахта. Сделка на условиях КАФ есть разновидность сделки на условиях СИФ. Основное различие этих двух договоров состоит в том, что страхование товара от риска случайной гибели, порчи и повреждения во время морской перевозки производит не продавец, как это предусматривается договором на условиях СИФ, а сам покупатель.
Продавец обязан:
- Предоставить товар в распоряжение покупателя в обусловленное договором время на борту судна, стоящего в согласованном порту назначения у общепринятого места выгрузки для данного груза.
- Нести риск и расходы по товару до момента фактической передачи его в распоряжение покупателя.
- Оплатить все расходы по проверке качества, обмера, веса и количества мест в связи с передачей товара в распоряжение покупателя.
- За свой счет известить покупателя о предполагаемой дате прихода указанного в договоре судна.
- Своевременно предоставлять покупателю документы, по которым покупатель мог бы получить товар.
Покупатель обязан:
- Принять товар на борту судна как только он будет предъявлен в его распоряжение и оплатить стоимость товара согласно договору.
- Нести риск и расходы по товару с момента фактического приема его в свое распоряжение, но при условии соответствия товара, предусмотренного договором купли-продажи.
- Нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с выполнением таможенных формальностей, предусмотренных таможенными требованиями в отношении порядка ввоза груза.
Сделка на условиях ФРАНКО определяется конкретным местом (согласованным пунктом) передачи товара в распоряжение покупателя товара.
Этим местом передачи товара продавцом покупателю может быть: завод, оклад, вагон, грузовой автомобиль, судно, причал и т. д., т. е. этим видом сделки определяется доставка проданного товара в распоряжение покупателя за счет и риск продавца в согласованный пункт (ФРАНКО судно, ФРАНКО причал и т. д.). Сущность сделки ФРАНКО в том, что цена товара включает в себя стоимость самого товара и все расходы, связанные с доставкой его в распоряжение покупателя.
Обязанности сторон по сделке ФРАНКО причал порт назначения приведены ниже:
Продавец обязан:
- Предоставить товар в распоряжение покупателя на причале в согласованном порту и в срок, предусмотренный договором.
- За свой счет и риск обеспечить импортную лицензию, оплатить пошлину и всевозможные сборы по импорту, а также нести риск и все другие расходы, связанные с ввозом товара и передачей его покупателю.
- Нести расходы по проверке качества, обмера, количества мест в связи с передачей товара в распоряжение покупателя.
- За свой счет предоставить покупателю документы, которые могут потребоваться для приемки товара и вывоза его с причала.
Покупатель обязан:
- Принять товар на причале в согласованном порту в момент предъявления его продавцом и оплатить стоимость товара согласно договору.
- Нести риск порчи, гибели и все другие расходы по товару с момента фактического приема товара в свое распоряжение.
В договор купли-продажи вносят ряд транспортных условий, которые устанавливают обязанности отправителя, покупателя как между собой, так и соответственно перед перевозчиком в процессе доставки (транспортировки) товаров от продавца к покупателю.
Транспортными УСЛОВИЯМИ определены их взаимные обязанности при погрузке, перевозке и выгрузке товаров.
Основные транспортные условия приведены ниже:
Продавец обязан:
- При сделках СИФ или КАФ, т. е. когда продавец обязан обеспечить морскую перевозку, доставить товар за свой счет до согласованного порта, а покупатель—принять товар за свой счет в согласованном порту назначения и т. д.
- Время отгрузки товара.
- Норма выгрузки товара в пункте назначения.
- Кто обеспечивает выгрузку: судно или получатель.
- Распределение расходов по выгрузке между перевозчиком и получателем. А это значит где покупатель принимает груз от судна — в трюме или при переходе поручней, или у борта.
- Порядок расчета сталийного времени.
- Размеры платы за простой судна и премии.
- Прочие транспортные условия (чей агент в порту назначения судна или получателя и т.п.).
Покупатель обязан:
- При сделках ФОБ или ФАС, т. е когда покупатель обязан за свой счет обеспечить морскую перевозку закупленного им товара, продавец— сдать товар в согласованном порту отправления и т. д.
- Время, когда покупатель обязан подать судно для приемки подготовленного к отправке груза.
- Норма погрузки товара в согласованном порту отправления.
- Распределение расходов по погрузке между отправителем и получателем, т. е где кончаются обязанности продавца—или у борта судна, или у поручня, или в трюме.
- Порядок исчисления сталийного времени.
- Размер диспача и демереджа.
- Прочие транспортные условия (обязанность отправителя по требованию капитана выдать аванс в счет фрахта, агентирование судна в порту погрузки и т.п.).
Из информации, приведенной выше, следует, что при сделках СИФ и КАФ, когда в обязанности продавца входит обеспечение морской перевозки, продавец может договориться с судовладельцем о фрахте, нормах погрузки, условиях погрузки, но не может устанавливать нормы и условия выгрузки; при сделках ФОБ и ФАС покупатель может устанавливать ставку фрахта, но
не имеет права изменять условия контракта относительно порта погрузки.
Договор купли-продажи и договор морской перевозки груза— два типа функционально совершенно самостоятельных и юридически независимых двусторонних соглашений. Так, если по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателя, a покупатель
обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму, то по договору морской перевозки груза одна сторона обязуется перевезти груз морским путем из одного места в другое и выдать там груз уполномоченному на то лицу (получателю), а другая—обязуется оплатить за перевозку обусловленное вознаграждение по договору морской перевозки груза.
Сторона, предоставляющая средства перевозки, носит название «фрахтовщик» (перевозчик), а сторона, заключившая с перевозчиком договор морской перевозки, носит название «фрахтователь».
Продавцом и покупателем признаются лица, заключившие друг с другом договор купли-продажи;
фрахтовщиком и фрахтователем признаются лица, заключившие договор морской перевозки груза.
Носители прав и обязанностей по этим двум типам договоров, т. е. продавец-покупатель и фрахтовщик-фрахтователь, выступают юридически самостоятельными сторонами и скрыто независимыми.
Однако взаимосвязь этих дееспособных юридически самостоятельных сторон проявляется через товар, поскольку предметом торгового контракта является купля-продажа товара, а предметом договора перевозки груза морем—перемещение этого товара.
Хотя договор морской перевозки грузов является юридически самостоятельным, однако он предусматривает перемещение товара морским путем и выдачу его получателю (покупателю) независимо от того, что на момент заключения договора морской перевозки сделка купли-продажи уже совершена, или совершается, или будет совершена. Договор морской перевозки содержит как условия продажи товара (наименование товара, его количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.), так и условия его поставки (транспортировки). Если торговое соглашение заключено на условиях СИФ или КАФ, то грузоотправитель (продавец) по договору морской перевозки становится фрахтователем, а на условиях ФОБ или ФАС фрахтователем становится грузоотправитель (покупатель), так как на него возлагается обязанность зафрахтовать судно. Итак, в первом случае продавец, а во втором покупатель становятся одновременно участниками двух договоров—договора купли-продажи и договора морской перевозки. Независимо от того, производится морская перевозка по чартеру или без него, перевозчиком выдается грузоотправителю коносамент на принятый к перевозке груз как письменное доказательство договора морской перевозки.
Коносамент является основным документом, определяющим взаимоотношения между перевозчиком и получателем (покупателем) товара. Коносамент, регулирующий взаимоотношения перевозчика (фрахтовщика) и грузополучателя, как олицетворяющий товар, товарораспорядительный документ содержит наименование груза, имеющиеся на нем маркировки, число мест либо количество и (или) меру (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах, т. е. все то, что охарактеризовано по грузу в договоре купли-продажи. Следовательно, проявление отношений через товар предопределило взаимосвязь двух различных по типу и существу договоров — договора купли-продажи и договора морской перевозки грузов.