Социальная ответственность менеджмента
Тема 1. Понятие и сущность менеджмента
1.1 Понятие менеджмента.
1.2. Профессиональные требования к менеджеру.
1.3 Социальная ответственность менеджмента.
Понятие менеджмента
Менеджмент затрагивает практически все сферы деятельности организации. Однако менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к деятельности, с целевой ориентацией деятельности работников (рисунок 1.1.)
Рисунок 1.1 – Место процесса управления в организации.
Таким образом, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд людей и мотивы их поведения.
Содержание и набор управленческих действий зависят от типа организации (деловая, общественная, религиозная, административная и т.д.), её размеров, сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), уровня в управленческой иерархии (высшее, среднее, низшее звено управления) и многих других факторов. Однако для всех процессов управления в организации характерно наличие следующих четырёх видов деятельности( функций управления):
1. планирование – выбор целей и плана действий по их достижению,
2.организация - распределение задач между отдельными подразделениями и работниками,
3. мотивация – побуждение к деятельности,
4. контроль – сопоставление реально достигнутых и запланированных результатов.
Эти функции, собственно, и составляют понятие управления. Руководитель любого уровня иерархии, любого функционального подразделения осуществляя руководство, в обязательном порядке будет выполнять эти четыре общие функции управления.
Профессиональные требования к менеджеру
Менеджер – наёмный управляющий, который организует конкретную деятельность подчинённых ему работников и одновременно сам выполняет определённый объём управленческих функций.
Качества менеджера: здоровье и физическая бодрость; ум и интеллектуальные способности; моральные качества – настойчивость, энергия, ответственность, чувство долга; хорошее образование; управленческие способности: предвидение, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять; общая осведомлённость обо всех существенных функциях предприятия.
Менеджеры играют в организации самые разнообразные роли. Среди них можно выделить три ключевые:
1. Роль по принятию решений. Право принятия управленческих решений принадлежит только менеджерам. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определённом направлении.
2. Информационная роль. Менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.
3. Роль мотиватора и организатора деятельности.
Социальная ответственность менеджмента.
В литературе нет однозначного определения понятия социальной ответственности. Так, в одном случае под социальной ответственностью понимается чувство долга у менеджера по защите интересов руководимой им группы, в другом – это уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (предприятия). Социальная ответственность получила конкретное выражение в таких категориях, как социальные обязательства, социальное взаимодействие и социальная отзывчивость
Социальная ответственность как социальные обязательства.
Означает, что предприятие вовлекается в социально ответственное поведение постольку, поскольку оно получает прибыль посредством деятельности, ограниченной рамками закона. Отсюда вытекает, что любые нелегальные способы получения прибыли становятся социально безответственными и даже юридически наказуемыми. С.О. как социальные обязательства конкретно проявляются в том, что, во-первых, предприятие несет ответственность перед своими работниками, акционерами и государством за прибыльное ведение дела, во-вторых, они участвуют в социальном обеспечении населения и других социальных программах.
Социальная ответственность как социальное взаимодействие.
Проявляется через реакцию менеджмента на существующие социальные нормы и ценности. Согласно этому подходу общество дает предприятию тем больше полномочий и прав, чем оно больше и лучше производит товаров и услуг. Как минимум, предприятие должно учитывать и возмещать обществу экологические и социальные издержки своей деятельности. Как максимум, оно должно добровольно брать на себя решение общественных проблем, даже если это не предписано законом. В любом случае, добровольно или в принудительном порядке, социальное взаимодействие предполагает соответствующую деятельность предприятия как социально ответственную. Социальное взаимодействие облекается правовые формы. Например, предприятие получает налоговые льготы, когда делает добровольные взносы в благотворительные фонды на развитие образования, здравоохранения и искусства.
Социальная ответственность как социальная отзывчивость
Выражается посредством добровольного принятия предприятием социальных обязательств. Категория социальной отзывчивости соединяет в себе понятия «социальные обязательства» и «социальное взаимодействие». Деятельность социально отзывчивого предприятия направлена на поиск решения социальных проблем.
Все социальные обязательства предприятия делятся на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние социальные обязательства и ответственность.
Формируются в отношении потребителей, работников и акционеров. Социальная ответственность менеджмента перед потребителями касается качества, безопасности и оформления товаров (услуг). Обеспечение ответственности реализуется посредством законодательства и общественного мнения. Высокая социальная ответственность перед потребителем является важной предпосылкой завоевания предприятием рынка. Ответственность предприятия перед работниками – это обеспечение стабильной занятости, безопасности труда, контроля за его продолжительностью и уровнем вознаграждения. Большинство из этих обязательств предписано законодательством. В настоящее время предприятия берут на себя дополнительные социальные обязательства, например, создают собственные пенсионные и страховые фонды, осуществляют специальные программы (переподготовки кадров, занятости, попечительства). Предприятие несет также полную ответственность перед акционерами за использование ресурсов
Внешние социальные обязательства менеджмента можно подразделить на два типа: специфические и общие.
Специфические социальные обязательства формируются относительно определенных групп общества: женщин, детей, престарелых, отдельных этнических групп, участников публичных акций, инвалидов. Движение представителей этих групп может быть направлено против предприятия, если оно осуществляет дискриминацию по отношению к ним. К своим проблемам эти группы привлекают внимание правительства и общественное мнение, добиваются принятия соответствующих законов, формируют настроения общественности. Предприятие оказывается в более выигрышном положении, если социальные обязательства берет добровольно, а не под давлением закона или общественности.
Второй тип внешних социальных обязательств касается общих социальных проблем: экологических, урбанизации, занятости, образования, культуры, искусства, архитектурных памятников и т.д. Принятие предприятием на себя дополнительных социальных обязанностей дает возможность пользоваться определенными выгодами:
- формировать о себе положительное мнение в обществе, у органов власти и получать благодаря этому дополнительные заказы на свою продукцию;
- получать субсидии и льготные кредиты на основную деятельность;
- получать материальную и моральную поддержку от государства и общественности при кризисной ситуации.
Это находит отражение в гласном или негласном социальном контракте. Социальный контракт предполагает установление правил поведения между различными участниками деятельности. Он охватывает отношения между предприятием, отдельными индивидами, правительством и обществом в целом. Содержание социального контракта регулируется законодательством, обычаями, традициями, моральными нормами, религиозными догмами. Социальный контракт регулирует взаимоотношения предприятия с внешней и внутренней средой. Важнейшие социальные проблемы, которые должно решить предприятие: искоренение бедности, охрана окружающей среды, обеспечение рабочих мест, улучшение условий труда, обеспечение жильем, средствами связи и транспортом.
В социальных обязательствах предприятия выделяются три уровня. Различные уровни социальных обязательств оказывают влияние на доминирование отдельных форм ответственности предприятия перед обществом.
На первом уровне обязательств доминирует экономическая ответственность (производство товаров и услуг, экономический рост, обеспечение занятости, повышение эффективности производства).
Начиная со второго уровня социальных обязательств предприятия обеспечивают качество жизни населения, благополучие общества в целом (выпуск безопасной продукции, забота о чистоте окружающей среды, обеспечение привлекательности и безопасности труда, предоставление правдивой информации потребителям). Это уже выходит за рамки экономических вопросов и приобретает юридические и морально-этические формы.
На третьем уровне преобладают морально-нравственные формы ответственности (ликвидация бедности, повышение уровня образования и культуры, решение проблем урбанизации, сохранение памятников истории и архитектуры).