Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе
Фонетика – наука о звуках, графика – о буквах. С фонетики начинается обучение русскому языку. В период ОГ даются все основные сведения по фонетике, в дальнейшем они только закрепляются. Звуки оформляют нашу речь. Определенное содержание заключено в определенную форму. Фонетика эту форму изучает. Надо помнить, что фонетика имеет дело с устной формой речи. А графика с письменной формой. Но самое главное, что письменная и устная форма речи не совпадают, и в этом несовпадении причина ошибок учащихся. Например: аллея [^л’э´jь], касса [ка´съ], ворона [в^ро´нъ], юла [jула´], январь [jиэнва´р’]. Еще пример несовпадения графической и фонетической формы: (слайд 1)
И.п. стул | И.п. край |
Р.п. стул + а | Р.п. кра[й + а] = я |
Д.п. стул + у | Д.п. кра[й + у] = ю |
Итак, изучая фонетику и графику, мы проводим работу над важной философской категорией – форма. Фонетические знания необходимы для всех видов речевой деятельности: правильное, четкое произношение облегчает процесс общения и восприятия и формирует симпатию.
«Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Почему малыши так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово». Соловейчик, Кузьменко. Методические рекомендации 1 класс, стр. 30
Фонетика оперирует следующими понятиями: звук, фонема, гласный звук, согласный звук, твердый/мягкий, звонкий/глухой, слог, ударение, ударный/безударный слог
При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи:
1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами <б>||[п],[б] <э>||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают.
2) различать варианты в сильной и слабой позиции;
3) легко переходить со звукового на графический код и обратно;
4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их;
5) владеть фонетическим анализом слова;
6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание;
7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить.
Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме.
Фонетико-графико-орфографической работе посвящен 1 и 2 класс начальной школы (Методические рекомендации к учебнику Канакиной 2 класс, с 3)
«Совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь». (слайд 2)
Календарно тематический план по системе Канакиной 2 класс
Всего отводится часов
№ | Тема | Цель |
1. | Слово. Слог. Ударение | Уточнение представлений о слоге, умение делить на слоги, составлять из слогов слова и предложения |
Слово. Слог. Ударение | ||
3. | Ударение. Ударные и безударные гласные | Совершенствовать умения определять ударение, познакомить с подвижностью ударения, наблюдения над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. |
Перенос слова | Воспроизвести знания о переносе слова, познакомить с правилами переноса, учить переносить | |
Упражнения в переносе слов | ||
Урок развития речи | Сочинение по серии рисунков | |
Звуки и буквы | Совершенствовать умения различать звуки и буквы, правильно произносить звуки, правильно называть буквы. | |
8. | Звуки и буквы. Алфавит | Уточнить знания об алфавите и его роли в жизни людей |
9. | Алфавит | Использование алфавита при нахождении слов |
10. | Алфавит | Умение располагать слова в алфавитном порядке. |
11-12 | Гласные звуки и буквы для их обозначения | Распознавать гласные буквы по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы, наблюдать смыслоразличительную роль букв и звуков |
Согласные звуки и буквы для их обозначения | Уточнить общее представления о согласных, их признаках и согласных буквах | |
Согласный звук [й] | Умение распознавать данный звук, когда он находится перед гласным | |
Двойные согласные | Уточнить представление о словах с двойными согласными о произношении и переносе таких слов |
Календарно-тематический план по УМК Иванова и Злениной
Иванов | Зеленина/Хохлова |
1. Звуки и буквы | 1. Гласные и согласные звуки и буквы |
2. Гласные и согласные звуки и буквы | 2. Гласные звуки и буквы |
3. Обозначение звуков на письме | 3. Слоги |
4. Ударные и безударные гласные | 4 Перенос слов |
5. Согласные звуки | 5. Гласные Е,Ё,Ю,Я |
6.Звонкие/глухие, твердые/мягкие | 6. Согласные звуки и буквы |
7. Слог. Перенос слова | 7. Звонкие и глухие согласные |
8-9. Учимся переносить слова | 8. Парные и непарные согласные |
10 Ударение | 9. Твердые и мягкие согласные |
10 Й (и краткое) | |
11 Произношение и обозначение на письме гласных звуков | |
12 Произношение и обозначение на письме согласных звуков |
Наиболее сложными для восприятия и изучения являются следующие темы:
1) двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
2) употребление Ь и Ъ
3) слогораздел;
4) соотношение букв и звуков.
При изучении фонетики используются следующие приемы работы:
1) сопоставление звучащего/записанного слова;
2) фиксация различий между звуковой и графической оболочкой;
3) проговаривание, скандирование, интонирование;
4) аудирование;
5) использование образцов правильного письма и правильной речи;
6) звуковой анализ