Изучение раздела «Пунктуация» на уроках русского языка

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе - сформиро­вать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающе­го - адекватно с пишущим понимать написанное.

Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотно­стью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуаци­онная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использо­вать знаки препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Прежде всего не все пунктуационные нормы изучаются в школе, а также не все варианты изучаемых в школе норм сообщаются учащимся. Кроме того, следует учитывать многофункциональность знаков препинания, которая позволяет индивидуально-авторское их ис­пользование. Немаловажным фактором является недостаточная развитость речи учащихся, неумение ими выразить те или иные смысловые значения средствами языка.

Школа ставит цель - достижение относительной пунктуацион­ной грамотности. В разные периоды развития отечественной шко­лы требования к ней были неодинаковыми. Так, в 30-40-е гг. XX в. Л.В.Щерба определял их следующим образом: «Кого считать гра­мотным в отношении знаков препинания? Тот, кто правильно ставит точку и знак вопросительный (знак восклицательный -вещь условная); кто ставит двоеточие перед перечислением и пе­ред вводными словами и отделяет запятыми предложения, при­частные и деепричастные обороты и вводные слова, а также од­нородные члены и, наконец, так или иначе отмечает прямую речь.

Более тонкие случаи употребления двоеточия, употребления точки с запятой и тире, а также разные каверзные случаи употребления или неупотребления запятых не входят в признак грамотного человека. Я не могу сказать, чтобы сочувствовал столь бедному идеалу; но таков факт жизни» (8). В современной школе уровень относительной пунктуационной грамотности определяется ко­личеством изучаемых пунктуационных правил.

Для достижения основной цели изучения пунктуации реализу­ются частные специальные цели работы по пунктуации в школе,

Целиработы по пунктуации в школе. Школа является храни­тельницей и распространительницей пунктуационных норм, формируя их у учащихся. Различают две группы целей: познава­тельные и практические.

Познавательные цели. Для овладения пунктуационны­ми нормами необходимы знания по пунктуации, на основе кото­рых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе:

- раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

- знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуацион-
но-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;

- ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их
постановки и опознавательными признаками смысловых отрез­
ков, требующих выделения их знаками препинания;

- усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.
Все перечисленные частные познавательные цели направлены

на создание базы, способствующей определению содержания ра­боты по пунктуации и создающей предпосылки формирования пунктуационных умений.

Практические цели. Это цели, направленные на форми­рование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходи­мого знака на основе семантико-грамматического анализа ком­муникативных единиц. Перед школой стоят следующие практиче­ские цели:

- развить у учащихся пунктуационную зоркость;

- научить расставлять знаки препинания в соответствии с изу­
ченными пунктуационными правилами;

- развить умение обосновывать выбор знаков препинания;

- научить детей находить пунктуационные ошибки и исправ­
лять их.

Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего на­писанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.

Место пунктуации в школьном курсе русского языка. Пунктуа­ция, являясь средством членения предложения и текста на смы­словые отрезки, тесно связана с синтаксисом, так как вычленяе­мые части оформляются синтаксически. Каждая пунктуационная норма, отраженная в формулировке правила, содержит в себе в качестве одного из условий выбора знака препинания указание на ту или иную синтаксическую, категорию. Поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение син­таксической категории. Данный факт определяет не компактное, а рассредоточенное изучение пунктуации. Этим объясняется парал­лельная с синтаксисом работа над пунктуационными правилами.

Вместе с тем представляет интерес выделение некоторых пунк­туационных понятий и умений, которые желательно было бы ком­пактно преподнести учащимся как своеобразную базу перед изуче­нием конкретных пунктуационных норм. В специальный раздел «Пунктуация» могли бы войти понятия пунктуация, знаки препина­ния, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный при­знак применения пунктуационного правила, пунктуационное прави­ло, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.

Наши рекомендации