Понятие информации. Информационные процессы. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра Информатики и защиты информации.

Контрольная работа

по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности».

Выполнила:

студентка 1 курса

группы ЗЮс-112

заочной формы обучения

Данилина

Елена Юрьевна.

Научный

руководитель:

доцент кафедры

информатики и

защиты информации

Александров А.В.

Владимир 2013г.

Тема 1.

Понятие информации. Информационные процессы. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.

Вопросы и задания к теме:

1. Привести примеры информации (в быту, технике, науке).

Под информацией в быту(житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Пример: телевидение и др. средства массовой иформации, различные инструкции по применению бытовой техники, книги, журналы, просто общение в разговоре.

2. Привести различные примеры обработки информации.

Обработка - это преобразование информации с изменением её содержания или формы представления.

Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения — примеры процедур изменения содержания информации.

Упорядочивание информации, шифрование или перевод текстов на другой язык — изменение формы. Кодирование — тоже один из вариантов обработки.

Обработка информации может производиться формально, по правилам или заданному алгоритму. А может применяться эвристический подход, при котором создаётся новая система действий или открываются неизвестные ранее закономерности изучаемой информации.

Примеры Входная информация Выходная информация Правило
Таблица умножения Множители Произведение Правила арифметики
Определение времени полета рейса “Москва – Симферополь” Время вылета из Москвы и время прилета в Симферополь Время в пути Математическая формула
Отгадывание слова в игре “Поле чудес” Количество букв в слове и тема Отгаданное слово Формально не определено
Получение секретных сведений Шифровка от резидента Дешифрованный текст Свое в каждом конкретном случае
Постановка диагноза болезни Жалобы пациента + результаты анализов Диагноз Знания + опыт врача

Обработка информации по принципу “черного ящика” – процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

Понятие информации. Информационные процессы. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике - student2.ru

“Черный ящик” – это система, в которой внешнему наблюдателю доступна лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

3. Определить, какое из сообщений содержит для вас информацию:

а) Площадь Тихого океана составляет 179 млн. кв. м.

б) Москва – столица России.

в) Противопоказания к применению: генетическое отсутствие глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, тахиаритмия, коллаптоидные состояния.

Информацию содержат сообщения «а», «б». В варианте «а» содержится объективная информация, она не зависит от чьего-либо мнения, т.к. площадь Тихого океана – давно установленный факт. В варианте «б» содержится объективная, достоверная информация.

4. Дать следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная», «достоверная», «ложная»:

а) Сейчас идет дождь.

Ложная информация, она не соответствует действительности;

б) Занятия кружка по информатике проводятся каждый вторник.

Полезная информация, т.к. её необходимо принять к сведению, чтобы не пропустить занятия.

в) Пушкин А. С. – автор романа «Евгений Онегин».

Достоверная информация, т.к. подтверждена документально, исторически, является фактом.

г) Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника.

Это вредная информация, поскольку содержит в себе побуждение к отрицательному, неправильному поведению.

5. Привести примеры информационных процессов в растительном мире.

Сезонные изменения в растительном мире — результат информационного процесса. Температура воздуха и почвы, длина светового дня — сигналы внешней среды, значимые для выживания растения. Весной вырастают листья. Осенью они опадают – это сигналы, которые воспринимаются клетками живых организмов, как информация, которая обрабатывается и влияет на обменные физико-химические процессы, протекающие в живой клетке, - управляют ими. Передача идет в пределах собственных живых клеток (от корня к листьям и обратно).

6. Привести примеры информационных процессов в животном мире.

Организация живой природы, сообществ и популяций основана на постоянном обмене информацией, переработке информации, получаемой из неживой природы. Если одна из пчёл нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место. Совершенно очевидно, что происходит передача информации, и это организует сообщество на конкретные согласованные действия.

7. Привести примеры информационных процессов в технике.

В неживой природе можно говорить об ин­формационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некото­рые действия человека.
С такими процессами мы сталкивае­мся, когда дети играют с управляемым игру­шечным автомобилем или кораблем. С пе­редающего устройства посылается сигнал «поворот направо», и автомобиль послушно выполняет его.

В конце XX века были созданы роботы — автоматические ме­ханизмы, управляемые компьютерами. Их используют на пред­приятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может само­стоятельно работать. Эти роботы получают информацию о со­стоянии космического корабля и устраняют неполадки.
Например, для исследования поверхности Венеры в 1990 году был запущен специальный космический корабль — «Магеллан», который с помощью радара исследовал планету. Данные радио­метрии и высотометрии, полученные роботом, передавались на Землю, с их помощью были проведены интересные исследования.
10 апреля 2001 года в США запущен автоматический робот «Lander 2001» для изучения поверхности Марса. Робот оснащен специальным оборудованием: видеокамерами для съемки ланд­шафта, приборами для изучения климата.
Каждый день мы сталкиваемся с примерами использования информационных процессов в технике: с помощью пульта дис­танционного управления вы осуществляете выбор телевизионной программы, изменяем уровень громкости телевизора, режим работы видеомагнитофона, с помощью переключателей или пле­ночной клавиатуры вы устанав­ливаем режим работы СВЧ-печи, автоматической стиральной ма­шины, сотового телефона. Поль­зуясь метрополитеном, мы опус­каем в автомат турникета жетон, который проверяется на соответ­ствие. Информация о проверке поступает на специальное устрой­ство, которое открывает турни­кет.

8. Привести примеры информационных процессов в обществе.

Пример: телефон, письмо , телевидение, интернет (в основном социальные сети) – межличностный обмен информацией.

9. Приведите примеры ситуаций, в которых информация:

а) создаётся; научно-исследовательская деятельность, литературное творчество. д) копируется; перепись данных различных документов, ксерокопирование, выученное и рассказанное стихотворение. и) передаётся; разговор, общение, письма, инструкции, преподавательская деятельность, СМИ.
б) обрабатывается; составление конспектов, перепись населения, рассмотрение резюме при приеме на работу. е) воспринимается; обучение, прослушивание. к)разрушается; вирус в компьютере.
в) запоминается; процесс обучения, памятные даты, изучение инструкций применения. ж)измеряется; количество страниц в книге, объём памяти любого запоминающего устройства. л) ищется; поход в библиотеку, рецепты приготовления.
г)делится на части; составление расписаний, з) принимается; сообщения, сведения. м) упрощается; пояснения явлений ребенку.

10. Заполнить таблицу:

Первая информационная революция   Связана с появлением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранение их для следующих поколений.  
Вторая информационная революция (середина XVI века)   Связана с изобретением книгопечатания,которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.  
Третья информационная революция (конец XIX века)   Связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая информационная революция (70-е годы XX века)   Связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; • создание программно-управляемых устройств и процессов.  

Тема 2.

Наши рекомендации