Понятие информации. Информационные процессы. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра Информатики и защиты информации.
Контрольная работа
по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности».
Выполнила:
студентка 1 курса
группы ЗЮс-112
заочной формы обучения
Данилина
Елена Юрьевна.
Научный
руководитель:
доцент кафедры
информатики и
защиты информации
Александров А.В.
Владимир 2013г.
Тема 1.
Понятие информации. Информационные процессы. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.
Вопросы и задания к теме:
1. Привести примеры информации (в быту, технике, науке).
Под информацией в быту(житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Пример: телевидение и др. средства массовой иформации, различные инструкции по применению бытовой техники, книги, журналы, просто общение в разговоре.
2. Привести различные примеры обработки информации.
Обработка - это преобразование информации с изменением её содержания или формы представления.
Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения — примеры процедур изменения содержания информации.
Упорядочивание информации, шифрование или перевод текстов на другой язык — изменение формы. Кодирование — тоже один из вариантов обработки.
Обработка информации может производиться формально, по правилам или заданному алгоритму. А может применяться эвристический подход, при котором создаётся новая система действий или открываются неизвестные ранее закономерности изучаемой информации.
Примеры | Входная информация | Выходная информация | Правило |
Таблица умножения | Множители | Произведение | Правила арифметики |
Определение времени полета рейса “Москва – Симферополь” | Время вылета из Москвы и время прилета в Симферополь | Время в пути | Математическая формула |
Отгадывание слова в игре “Поле чудес” | Количество букв в слове и тема | Отгаданное слово | Формально не определено |
Получение секретных сведений | Шифровка от резидента | Дешифрованный текст | Свое в каждом конкретном случае |
Постановка диагноза болезни | Жалобы пациента + результаты анализов | Диагноз | Знания + опыт врача |
Обработка информации по принципу “черного ящика” – процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
“Черный ящик” – это система, в которой внешнему наблюдателю доступна лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.
3. Определить, какое из сообщений содержит для вас информацию:
а) Площадь Тихого океана составляет 179 млн. кв. м.
б) Москва – столица России.
в) Противопоказания к применению: генетическое отсутствие глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, тахиаритмия, коллаптоидные состояния.
Информацию содержат сообщения «а», «б». В варианте «а» содержится объективная информация, она не зависит от чьего-либо мнения, т.к. площадь Тихого океана – давно установленный факт. В варианте «б» содержится объективная, достоверная информация.
4. Дать следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная», «достоверная», «ложная»:
а) Сейчас идет дождь.
Ложная информация, она не соответствует действительности;
б) Занятия кружка по информатике проводятся каждый вторник.
Полезная информация, т.к. её необходимо принять к сведению, чтобы не пропустить занятия.
в) Пушкин А. С. – автор романа «Евгений Онегин».
Достоверная информация, т.к. подтверждена документально, исторически, является фактом.
г) Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника.
Это вредная информация, поскольку содержит в себе побуждение к отрицательному, неправильному поведению.
5. Привести примеры информационных процессов в растительном мире.
Сезонные изменения в растительном мире — результат информационного процесса. Температура воздуха и почвы, длина светового дня — сигналы внешней среды, значимые для выживания растения. Весной вырастают листья. Осенью они опадают – это сигналы, которые воспринимаются клетками живых организмов, как информация, которая обрабатывается и влияет на обменные физико-химические процессы, протекающие в живой клетке, - управляют ими. Передача идет в пределах собственных живых клеток (от корня к листьям и обратно).
6. Привести примеры информационных процессов в животном мире.
Организация живой природы, сообществ и популяций основана на постоянном обмене информацией, переработке информации, получаемой из неживой природы. Если одна из пчёл нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место. Совершенно очевидно, что происходит передача информации, и это организует сообщество на конкретные согласованные действия.
7. Привести примеры информационных процессов в технике.
В неживой природе можно говорить об информационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некоторые действия человека.
С такими процессами мы сталкиваемся, когда дети играют с управляемым игрушечным автомобилем или кораблем. С передающего устройства посылается сигнал «поворот направо», и автомобиль послушно выполняет его.
В конце XX века были созданы роботы — автоматические механизмы, управляемые компьютерами. Их используют на предприятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может самостоятельно работать. Эти роботы получают информацию о состоянии космического корабля и устраняют неполадки.
Например, для исследования поверхности Венеры в 1990 году был запущен специальный космический корабль — «Магеллан», который с помощью радара исследовал планету. Данные радиометрии и высотометрии, полученные роботом, передавались на Землю, с их помощью были проведены интересные исследования.
10 апреля 2001 года в США запущен автоматический робот «Lander 2001» для изучения поверхности Марса. Робот оснащен специальным оборудованием: видеокамерами для съемки ландшафта, приборами для изучения климата.
Каждый день мы сталкиваемся с примерами использования информационных процессов в технике: с помощью пульта дистанционного управления вы осуществляете выбор телевизионной программы, изменяем уровень громкости телевизора, режим работы видеомагнитофона, с помощью переключателей или пленочной клавиатуры вы устанавливаем режим работы СВЧ-печи, автоматической стиральной машины, сотового телефона. Пользуясь метрополитеном, мы опускаем в автомат турникета жетон, который проверяется на соответствие. Информация о проверке поступает на специальное устройство, которое открывает турникет.
8. Привести примеры информационных процессов в обществе.
Пример: телефон, письмо , телевидение, интернет (в основном социальные сети) – межличностный обмен информацией.
9. Приведите примеры ситуаций, в которых информация:
а) создаётся; научно-исследовательская деятельность, литературное творчество. | д) копируется; перепись данных различных документов, ксерокопирование, выученное и рассказанное стихотворение. | и) передаётся; разговор, общение, письма, инструкции, преподавательская деятельность, СМИ. |
б) обрабатывается; составление конспектов, перепись населения, рассмотрение резюме при приеме на работу. | е) воспринимается; обучение, прослушивание. | к)разрушается; вирус в компьютере. |
в) запоминается; процесс обучения, памятные даты, изучение инструкций применения. | ж)измеряется; количество страниц в книге, объём памяти любого запоминающего устройства. | л) ищется; поход в библиотеку, рецепты приготовления. |
г)делится на части; составление расписаний, | з) принимается; сообщения, сведения. | м) упрощается; пояснения явлений ребенку. |
10. Заполнить таблицу:
Первая информационная революция | Связана с появлением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранение их для следующих поколений. |
Вторая информационная революция (середина XVI века) | Связана с изобретением книгопечатания,которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. |
Третья информационная революция (конец XIX века) | Связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. |
Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) | Связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; • создание программно-управляемых устройств и процессов. |
Тема 2.